Технология дифференцированного подхода обучения на уроках английского языка.
Современная школа для повышения качества образования ищет эффективные средства и формы обучения. Большинство педагогических технологий опирается на групповой способ обучения, в котором единые требования, время на выполнение, объем учебного материала. Индивидуально-психологические особенности развития каждого учащегося практически не учитываются. Такая форма обучения редко приносит значительные результаты.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего общего образования предполагают использование различных педагогических технологий.
На уроках английского языка для осуществления индивидуального подхода наиболее эффективно использование технологии дифференцированного обучения. «Difference» в переводе с латинского - это разделение целого на различные части, формы, ступени. По мысли И.П.Подласого, дифференцированное обучение даёт максимальную возможность учитывать особенности детей. Разноуровневое обучение помогает организовать учебно-воспитательный процесс так, что учитель работает с группой учеников, имеющих общие качества. Эту особенность дифференцированного обучения отмечал Г.К.Селевко.
В современной педагогике принято говорить о двух значениях дифференцированного обучения: о возможности создавать различные условия обучения для школ, классов, групп, с целью учёта особенностей их контингента, и о комплексе методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, которые обеспечивают обучение в одинаковых группах.
Технология дифференцированного обучения позволяет учащимся усваивать материал на разном уровне: глубина и сложность освоения одного и того же учебного материала будет различна в группах. Каждый ученик сможет осваивать материал по отдельным предметам образовательной программы на своём уровне, в зависимости от его способностей, индивидуальных черт, но не ниже базового уровня.
Для детей с разными учебными возможностями именно дифференцированное обучение помогает сформировать познавательные интересы, помогает успешнее учиться, раскрываться и самореализовываться.
Сегодня требования к знаниям, умениям и практическим навыкам владения иностранным языком повысились. А среди учеников есть те, кто не испытывает затруднений при изучении английского языка, а есть те, кому с огромным трудом удаётся осваивать неродную лексику и грамматику. В подобных случаях использование технологии разноуровневого обучения даёт положительный результат. Исходя из индивидуальных особенностей личности, зная о пробелах в знаниях школьника, учитель в работе использует карточки-подсказки, в которых к заданию предлагается дозированная помощь, предлагает альтернативные задания, задания, подготовленные учащимися.
Дифференциацию можно использовать на разных этапах учебного процесса: при изучении нового материала, в домашних заданиях, осуществляя учёт знаний, текущую проверку. Допустима дифференциация и на этапе закрепления изученного материала, и в заданиях самостоятельных и контрольных работ, и в ходе работы над ошибками.
Для грамотного осуществления разноуровневого обучения в начале учебного года следует провести диагностирование, которое поможет разделить учащихся на группы с разными учебными способностями: высокими, средними и низкими. И уже на этапе изложения новых знаний следует применять дифференцированный подход. Вводя новые лексические единицы можно предложить карточки с заданиями разной сложности: перевести с русского языка на английский или с английского на русский, соединить картинку и слово или подписать картинку; заполнить кроссворд или разгадать ребус.
На этапе закрепления и применения знаний и умений следует давать дифференцированную самостоятельную работу, задания которой будут различаться по трудности и характеру. С этой целью опять можно использовать карточки: тем, кому трудно, из предложенных слогов составить слова, а сильным учащимся - предложить составить небольшой текст. На этапе закрепления дети с низкой учебной мотивацией могут работать с технологической картой или учебником после повторения, организованного учителем. В самостоятельных работах количество заданий и время, отведённое на выполнение для разноуровневых групп, может быть различным.
Осуществляя дифференцированный подход при проведении практических работ, можно организовать взаимопомощь в парах: сильные дети, способные справиться с заданием, оказывают помощь слабым.
Предлагая домашнее задание, тоже следует помнить об индивидуальных особенностях учащихся: ученикам с высокой мотивацией можно предложить работу с дополнительной литературой, как правило, такие дети любят задания творческого характера, им нравится сопоставлять, анализировать. Учащимся со средними и слабыми учебными возможностями предлагается меньший объём более конкретных заданий, а для ликвидации пробелов в знаниях даются небольшие дополнительные упражнения.
Таким образом, технология дифференцированного обучения даёт возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся при обучении их английскому языку и делает работу более результативной.