ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР |
« Технология дистанционного обучения. ИКТ» |
Учитель - логопед Юрьева Н. |
|
Оглавление
1.Введение 3
2. Основная часть 4
2.1. Дистанционное обучение 4
2.2. Этапы формирования ИКТ компетенции 6
2.3. Организация дистанционного обучения 9
3. Заключение 11
4.Литература 12
Введение
В начале третьего тысячелетия происходит переход от индустриального к информационному обществу, в котором знания и информация становятся основными производительными силами. В информационном обществе существенным образом изменяется стратегия образования.
На сегодняшний день основной педагогической задачей является: создание и организация условий, инициирующих ученическое действие. В связи с чем, происходит обновление методов и средств обучения. Одним из таких обновлений является дистанционное обучение.
Статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ регламентирует дистанционное обучение.
В «Профессиональном стандарте педагога» четко прописано, что современный учитель должен «Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников…»
А ученики у нас как известно все разные, есть те которые очень часто пропускают учебные занятия по тем или иным причинам. Например: имеющие проблемы со здоровьем (болезни и ЛПК в санаториях), спортсмены (соревнования и спортивные сборы).
Кроме того, по профстандарту учитель должен владеть ИКТ-компетенциями, то есть «квалифицированно использовать общераспространенные в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно».
Актуальность: Пандемия и режим самоизоляции весной 2020 года вынудили всю систему образования нашей страны перейти на дистанционную форму обучения. Большинство учебных заведений не были к этому готовы. Для многих педагогов, учеников и родителей – этот момент стал неожиданным и стрессовым. Как результат: большое количество жалоб, негативное отношение и плохо усвоенная программа.
Необходимо понимать, что различные факторывсе чаще и чаще не позволяют учащимся получать в полном объеме образование в традиционной форме. Исходя из всего этого, каждому учителю необходимо внедрять дистанционное обучение в современный образовательный процесс.
Тема: « Технология дистанционного обучения. ИКТ»
Цель исследования: выявить связь между освоением ИКТ технологий и успешным переходом на дистанционное обучение.
Гипотеза: освоение ИКТ технологийприводит к эффективному и быстрому переходу в режим дистанционного образования.
В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:
обосновать внедрение ИКТ-технологий в образовании;
разработать методические материалы, позволяющие применить ИКТ на уроках;
проверить эффективность ИКТ при дистанционном обучении;
проанализировать результаты дистанционного обучения учащихся 3-4 классов
Методы исследования: изучение и анализ литературы, экспериментальные уроки, исследование, наблюдение, диагностика учащихся, обобщение.
2. Основная часть 2.1. Дистанционное обучение
Существует несколько определений понятия «дистанционное обучение».
В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России», которая утверждена постановлением №6 Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 г., под дистанционным обучением понимается «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.»
Дистанционное обучение – «это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники».
Дистанционное обучение – это «взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» и «это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средство».
В законе «Об образовании Российской Федерации» «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Из этого множества определений наиболее точным считается следующее:
дистанционное обучение – это «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения».
Дистанционное обучение имеет ряд неоспоримых преимуществ.
персонификация обучения. Учащийся сам или с помощью родителей, преподавателя может определить скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала. При этом не регламентируется время выполнения задания.
возможность получение большего объёма информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения.
обучения учащихся, имеющие ограниченные возможности.
Возможность использовать неограниченное количество источников получения информации.
Но наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести:
отсутствие личного взаимодействия ребёнка с учителем и сверстниками;
обязательное наличие высокой степени самоорганизации ученика;
хорошая техническая оснащенность дома и учебного заведения, предоставляющего данную услугу, что не всегда возможно, особенно в удалённых местах;
2.2. Этапы формирования ИКТ компетенции
Информатизация образования привела к изменению требований к квалификации педагогического работника. В квалификационном справочнике указаны следующие требования, предъявляемые к педагогическому работнику: «Педагогический работник должен обладать информационной компетентностью – качеством действий, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест педагога в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях».
Средства новых информационных технологий обеспечивают педагогов и учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться:
компьютерные обучающие программы;
электронные учебные пособия;
компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
электронные справочники;
учебные аудио и видеоматериалы;
информационные материалы.
В ходе своего знакомства с ИКТ технологиями, могу выделить несколько этапов:
Текстовый редактор Word
Необходимость освоения текстового редактора впервые возникла из-за нехватки времени за перемену написать для учащихся текст контрольной или самостоятельной работы. Использование напечатанных работ позволило не только решить проблему времени, но и оказалось очень удобным для учеников с плохим зрением. В настоящий момент времени вся рабочая документация, тексты контрольных и самостоятельных работ, а также индивидуальные задания выполнены в текстовом редакторе.
Программа для просмотра и создания презентаций PowerPoint
Компьютерные презентации уже давно и прочно вошли в образовательный процесс.
Каковы преимущества презентационного урока по сравнению с традиционным?
Во-первых, улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию (цветные картинки, движущееся изображение и др.).
Во-вторых, в ходе работы у детей формируется пространственное и логическое мышление.
Следующим преимуществом является оптимизация темпа работы учеников, появляется возможность с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию, в результате чего урок приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
Компьютерная презентация не сможет целиком заменить собой работу преподавателя с классной доской, но она значительно упростит работу по предоставлению наглядности.
При использовании мной на уроке компьютерных презентаций структуру урока стараюсь принципиально не изменять. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.
Я использую презентации на различных этапах урока:
для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса (при проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения).
для устных упражнений (работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логики и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности).
для объяснения нового материала (повышение наглядности восприятия)
для закрепления изученного материала
Следует еще раз подчеркнуть, что при проведении урока с использованием компьютерных презентаций соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у детей.
3. Интернет
Первоначально Интернет я использовала не на уроках, а при подготовки к ним. Но постепенно убедилась, что интернет ресурсы могут быть активно использованы на уроке, во внеурочной деятельности и при подготовке домашних заданий. У учащихся появилась возможность послушать информацию, просмотреть её, закрепить при использовании различного вида Интернет-сервисов, onlineтестов.
Internet ресурсы обычно использую:
При изучении новой темы (Школьный помощник http://school-assistant.ru/, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/, Учи.Руhttps://uchi.ru/ );
Для закрепления изученного материала (Российская электронная школа https://resh.edu.ru/, Учи.Руhttps://uchi.ru/
Для контроля знаний (https://uztest.ru/, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/, Учи.Руhttps://uchi.ru/)
2.3. Организация дистанционного обучения
Образовательный процесс не только в нашей стране, но и во всём мире с марта 2020 года претерпел кардинальные изменения.
Резкий полный переход от традиционных аудиторных занятий к дистанционному образованию произошел из-за угрозы пандемии коронавируса (COVID 19).
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
В школе под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.
При организации дистанционного урока можно выделить несколько этапов:
Организация объяснения материала
Организация закрепления материала
Контроль
Впервые столкнувшись с дистанционным обучением организация и проведение выше названных этапов прошла не очень удачно из-за нехватки опыта и икт компетентности…
Немалым подспорьем привычные учителям социальная сеть «ВКонтакте» и мессенджеры WhatsApp и Viber, которые иногда становились основными коммуникационными каналами не только с учениками, но и с родителями. Туда же в некоторых случаях перекочевывал вообще весь процесс обучения: и проверка домашних работ, и рассылка заданий, и проставление оценок, и комментарии к работам.
Для закрепления материала мы стали активно использовать различные учебные платформы и тренажёры онлайн режима.
На сегодняшний день мы нашли оптимальный выход: использование Скайпа. Данная система позволяет провести полноценный урок, позволяет учителю не только монологически объяснить материал, но и вступить в диалог с детьми, в режиме онлайн дать задание, проверить и оценить ученика. Система позволяет показать презентацию, видео, сделать заметки, комментарии и многое другое.
Конечно, и сегодня при дистанционном обучении мы используем образовательные платформы, но для объяснения материала предпочитаем скайп..
Заключение
Мониторинг
Для определения уровня ИКТ-компетентности педагогов мы использовали следующий опросник.
| Не использую | Использую редко | Использую часто |
Использование ИКТ в повседневной практике учителя |
Текстовый редактор. | | 3 | 23 |
Электронные таблицы | 8 | 16 | 2 |
Программы для создания презентаций | 1 | 5 | 20 |
Распечатка дополнительных материалов и упражнений | 1 | 3 | 22 |
Программы для работы с видео, звуком и графикой | 1 | 5 | 20 |
Электронная почта | | 16 | 20 |
Поиск информации в Интернет | | 3 | 23 |
Электронные тесты | 1 | 13 | 12 |
Обучающие программы | 1 | 13 | 12 |
Цифровые энциклопедии и словари | 1 | 16 | 9 |
Обучающие игры | 6 | 12 | 8 |
Интерактивные доски | | | 26 |
На основе полученных ответов, можно сделать вывод, что большую часть педагогов школы обладают икт-компетентностью, но несмотря на это все учителя испытывали проблемы в организации дистанционного обучения.
Причём анализ текущих отметок, срезов и качества знаний показал, что эти показатели выше у икт-грамотныхучителей.
Выводы
Перейдя на дистанционный формат обучения, учителя обычных школ столкнулись с немалыми трудностями. Уровень владения цифровыми ресурсами до эпидемии среди большинства учителей был невысок, и лишь немногие имели представление об электронных образовательных платформах вроде «Учи.ру» или «Российской электронной школы» (РЭШ). Но и этот опыт не подразумевал задействование оценочных инструментов и коммуникационных каналов, а ограничивался лишь скачиванием олимпиадных заданий и дополнительных учебных материалов.
Идея дистанционного обучения не нова и имеет перспективы развития, поэтому школа обязана идти в ногу со временем и быть в любой момент готовой переключиться на новую форму обучения.
Профессиональный стандарт педагога //[Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/3071/file/1734/12.02.15
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»
Интернет ресурс Понятие дистанционного обучения.http://masters.donntu.org/2001/fvti/kozdoba/diss/lib/broshur.htm
[https://pandia.ru/text/78/277/91076.php]
8