СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология формирующего оценивания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые нам (учителям) необходимо развивать у обучающихся. 

Просмотр содержимого документа
«Технология формирующего оценивания»

Технология формирующего оценивания



Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые нам необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание? «Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».

Наибольшее влияние на результаты обучения имеет правильная самооценка обучающихся. Если ученики понимают и видят цели чётко, то и результаты будут высокими, так как ученики развиваются и их деятельность обретает смысл. Задача учителя – сказать об этом обучающимся, дать им понять это. При этом важно учитывать возраст.

В традиционной системе часто учитель оценивает сам, иногда просит оценить своего одноклассника, но чаще всего это имеет формальное значение, часто дети не представляют критерии оценивания. Например, ученик написал диктант. Что мы делаем? Подчёркиваем ошибки, выставляем отметки, но как ученик действует в процессе работы? Они видят результат, но смысл их исправлять дети не видят. Итог такой работы – оценка играет в основном лишь контролирующую функцию. Но оценка должна быть активной: она должна мотивировать, обучать, диагностировать, корректировать, то есть необходимо задействовать весь потенциал оценки. Активная оценка – это не метод оценивания. Речь идёт об ином подходе к организации самого процесса обучения, в частности, процесса оценивания. Большинство приёмов педагоги часто используют на уроках.

Таким образом, элементы активной оценки, объединённые в систему, дают поразительные результаты.

Рассмотрим элементы активной оценки.

I. Сознательное планирование цели.

Цель – это ожидаемый или предполагаемый результат деятельности. Цель – основа любого действия, результат. Когда мы планируем урок, то осуществляем целеполагание. Какими способами это происходит?

1) Целеполагание через деятельность учителя.

Раскрыть понятие...

Систематизировать материал по теме...

Проверить знания...

Развивать ....

Научить..

Воспитать...

Подобные записи вряд ли можно считать целями урока. Это своеобразная декларация учителя, его план. Цель ученика и результат не прослеживается.

Можно определить цели урока по-другому – 2) Целеполагание через содержания изучаемого материала.

Изучить правила написания н и нн в именах прилагательных.

Но что в конце урока должен знать, уметь ученик? Какие УУД он должен развить и к какому результату прийти? Явно, что и такое целеполагание неконкретно.

3) Целеполагание через деятельность обучающихся:

Например,

Заполнить таблицу...

Вывести формулу...

Решить задачу...

Написать сочинение...

Выполнить упражнение...

Мы ориентируемся на то, что будут делать ученики, но про результат, который должен быть получен, речи не идёт.

Т.о., способы целеполагания через деятельность учителя, через содержания изучаемого материала, через деятельность обучающихся не соответствуют в полной мере содержанию понятия цели урока как ожидаемого результата деятельности.

Так как же сформулировать цели?

Учебная цель должна быть сформулирована чётко, конкретно. При планировании урока, необходимо задать себе 4 вопроса, которые в совокупности ответят на один общий вопрос: "Зачем я буду учить вот Этому своих учеников?":

  1. Что в изучаемом материале будет полезно для учеников?

  2. Как ученики будут использовать этот материал в будущем?

  3. Что они будут знать и уметь после этого урока?

  4. Что они будут помнить через некоторое время?

При этом цель должна быть диагностируемой. Должны быть некие средства, чтобы проверить, достигнуты цели или нет.

Важнейшие критерии постановки "правильных" целей (Питер Друкер):

  1. Конкретность (В формулировке цели должна быть информация Кто? Что? Где? Когда? Как? должен сделать. Например, представим своего самого неуспешного ученика и подумаем, что он в конце урока должен сделать. ).

  2. Измеримость (Есть ли надёжная возможность измерить степень достижения?). Например, в конце урока по разделу "Лексика", теме "Омонимы" каждый ученик должен составить 5 предложений с омонимами, или назвать морфологические признаки имени существительного.

  3. Достижимость (Может ли цель достигнута разумными силами и средствами?).

  4. Реалистичность. Ориентирована ли цель на конкретные результаты?

  5. Ограниченность во времени. Определены ли сроки достижения цели? Раздел, тема



Таким образом, какой должна быть учебная цель?

Учебная цель:

  • формулирует желаемый (предполагаемый) результат или достижения;

  • выражена через утверждения, которые описывают действия, навыки или определённые события, которые будут происходить на протяжении определённого времени;

  • понятна всем, кто её читает;

  • содержит информацию о том, кто и что будет делать, когда и насколько хорошо.

Итак, необходимо включать учеников в процесс формулирования цели. Это не всегда получается по разным причинам. Рассмотрим некоторые приёмы работы, включающие ученика в целеполагающую деятельность.

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик.

Например, при изучении второстепенных членов предложения тема "Как найти определение в тексте?" построим план действий:

1. Повторить, что такое определение.
2. Определить, от какого слова зависит.

3. Что обозначает.

4. На какой вопрос отвечает.

5. Чем выражено.

Работа над понятием

Обучающимся предложить для зрительного восприятия название темы урока и попросить объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока "Склонение прилагательных". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание",

Группировка

Предложить детям разделить на группы слова, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: мяч, молодёжь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, камыш, печь. Можно использовать такие приёмы: Определение целей урока по "ключевым словам". Выход на цели урока через проблему, задачу. Самостоятельный выбор целей из предложенных учителем.

Таким образом, цель должна быть переведена на язык учащихся. Они должны учиться самостоятельно ставить цели. Оценка степени достижения заявленных целей – обязательный элемент учебной деятельности.

Следующий элемент стратегии активной оценки - Определение критериев оценки и доведение их до учащихся.

Приём: Нарисуйте школу. В течение 5 минут слушатели рисуют школу. Пройти и выставить отметки. При возникших вопросах – а почему 3, 4,5? Объяснить, не занавесок, школа не двухэтажная и т.д. Смысл упражнения в том, что, если бы критерии были обговорены заранее, то вопросов и обид можно было избежать. Также происходит с обучающимися. Необходимо проговаривать эти критерии. Тогда ученики будут точно знать, что именно от них ждёт учитель, учитель не будет иметь проблем с оцениванием, будет формироваться доверие между учениками и учителем.

Таким образом, критерии оценивания учебной деятельности должны быть прозрачны и конкретны. В этом случае учащиеся будут мотивированы к самостоятельной работе по достижению успеха.

Следующий элемент стратегии активной оценки – подытоживающая оценка (отметка) и активная оценка. Подытоживающая оценка - оценка, выраженная баллом, которая даёт учащемуся информацию лишь о том, насколько его работа близка к идеалу, или отдалена от него. Обычно, отметкой оценивается прошлое достижение.

Активная оценка – безотметочная обратная связь учителя и ученика. Оценивая работу ученика, учитель не выставляет баллы, а готовит отзыв (комментарий) на эту работу.

Отзыв должен содержать 4 обязательных элементов:

  • подчёркивание и похвала всего хорошего и правильного, что есть в работе ученика.

  • выделение того, что нужно исправить, доработать.

  • подсказки, как это можно сделать.

  • советы по поводу того, в каком направлении ученик должен двигаться дальше.

Вывод:

Активное оценивание не предполагает выставления отметки в баллах. Оно даёт возможность учащимся осознать, что у них получается хорошо, а что пока не удаётся, подсказывает, каким образом улучшить свои учебные достижения.

Совсем не ставить отметки невозможно. Можно ставить подытоживающие отметки по модулям, а в течение изучения блока - активная оценка. Необходимо чётко продумать критерии.

Учитель – ученик

Отзыв на работу ученика (устный или письменный)

Ученик-учитель

Подытоживающие предложения, анкеты, письма.

Ученик-ученик

Самооценка и взаимооценка.

Школа - родители

Отзывы учителя на работу ученик, родительские собрания, индивидуальные беседы.

Особая подготовка требует родительское собрание. Это обратная связь.

Предварительно с родителями проводят анкетирование: как они относятся в активной оценке, какова роль родителей, согласны ли они на такое оценивание.

Следующий элемент – взаимо и самооценка.

Активной и сознательной учебная деятельность обучающихся будет, если:

  • ученики осознают цель своей деятельности, участвуют в её определении, в идеале – самостоятельно её формулируют;

  • ученики знают критерии определения успешности своей деятельности;

  • ученики могут, ориентируясь на цели и критерии успешности, оценить свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Оценочная деятельность обучающихся:

  1. Чтобы дать оценку, нужно иметь возможность сравнить с эталоном.

  2. Само- и взаимооценка должны быть оцениванием, а не выставлением отметки.

  3. Оценщик должен выполнять следующие правила:

- оценивается работа, а не личность;

- проверяется только то, что записано в критериях оценки;

- правильные ответы отмечаются знаком "+", а неправильные "-";

- при оценивании используются образцы ответов;

- в случае сомнений следует обратиться за помощью к учителю.

Итак, когда ученик сам сможет оценить, как много он узнал и что ему необходимо сделать, чтобы достичь желаемой цели, когда учится оценивать достижения других, это не только помогает ему в процессе обучения, но и превращает его в активного участника это процесса.

Ещё один элемент стратегии активной оценки – умение ставить стимулирующие ключевые вопросы.

Если вопросы правильно заданы, то они заставляют двигаться дальше, думать и развиваться.

Как превратить вопросы в стимулирующие?

  1. По возможности отказаться от закрытых вопросов, например, переиначивая их.

Например, Что такое союз? Дайте определение - отказаться от таких вопросов. Вместо этого – какие союзы ты знаешь?

  1. Увеличить время ожидания ответа. Задать вопрос – дать время – дать ответить ученику.

  2. Предложить обсудить вопрос в парах.

  3. Изменить отношение к неправильным ответам. Исправлять, не критикуя самого ученика. Неправильный ответ – это сигнал к следующему этапу.

Ключевые вопросы:

  1. должны быть связаны с темой и целями урока;

  2. быть достаточно сложным: сразу не давать ответ;

  3. побуждать учащихся выходить за рамки материала, очерченного учебным планом;

  4. "зацепить" учеников, вызвать желание найти ответ;

  5. опираться на изучаемый на уроке материал.

Итак, цель постановки вопросов в методике активной оценки заключается в интеграции всех учеников в поиск решения поставленной проблемы.

Таким образом, когда учитель оценивает активно, он:

  • определяет цели урока как ожидаемые результаты деятельности учеников и формулирует их в доступной для учеников форме;

  • вместе с учениками определяет критерии успешной деятельности: на что он будет обращать внимание при оценке работы ученика;

  • проводит различие между активной и подытоживающей оценкой;

  • эффективно организует обратную связь по направлениям: ученик-учитель, ученик-ученик, учитель-родитель, родитель-ученик.

  • знает, как сформулировать ключевые вопросы и умеет задавать вопросы так, чтобы втягивать всех учащихся в процесс мышления.





















































Список использованных источников и литературы



  1. Арсентьева Л.В, Баранова Н.Б. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания: учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург, 2015.

  2. https://videouroki.net/webinar/mietodika-aktivnoi-otsienki.html