СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология формирующего оценивания

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление с опытом работы по теме на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Технология формирующего оценивания»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шелеховская средняя общеобразовательная школа



Доклад по теме:

«Технология формирующего оценивания как средство управления качеством

учебных достижений школьников

(из опыта работы)»








Выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы

Крупская Светлана Анатольевна, высшая квалификационная категория.



.

















26.08.2020

г.Тайшет



Разработка и реализация федерального образовательного стандарта (ФГОС) явилась одним из приоритетных направлений модернизации образования, направленного на повышение качества образования.  Это возможно с введением новых технологий оценивания. Система контроля и оценки ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. 

На данный момент в системе образования установлено несколько видов контроля над качеством процесса обучения: текущий, тематический и итоговый контроль, но не всегда его результаты могут порадовать. Такое оценивание в классе традиционно рассматривается как способ осуществления текущего контроля учебных достижений школьника. Оно проводится учителем и предполагает регулярную проверку и оценку письменных работ и устных ответов ученика.

Одна из проблем современной системы образования - узость шкалы оценивания качества образования, которая действует, практически, как трёхбалльная и наиболее употребляемыми отметками могут быть только положительные «3», «4» и «5». Это не позволяет фиксировать отдельные индивидуальные продвижения, оставляя ученика в рамках того же показателя: не поддерживая его позитивные усилия и не реагируя на постепенное ухудшение результата, пока он не пересечёт пороговой черты соседнего балла. Часто, весьма условной.

Выделяются следующие недостатки системы оценивания:

  • невозможность зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного обучающегося;

  • малоинформативность: отметка часто не дает обучающемуся и родителям точного представления о реальных успехах;

  • отметка нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления на обучающегося и родителей;

  • невозможность оценить способности обучающихся выполнять задания в реальной ситуации.

В последнее время разрабатывались и вводились в практику новые формы оценивания в классе, выходящие за рамки пятибалльной шкалы.

Наибольшую известность получили следующие: СЛАЙД

1. Многобалльные шкалы отметок, построенные на том, что каждый балл соответствует определенному уровню или степени выполнения заданий.

Наибольшее распространение получила десятибалльная шкала.

2. Портфолио. На начальной ступени обычно применяются вариации портфолио, который включает биографическую информацию об ученике; профиль его достижений в динамике, например, по четвертям; информацию о внеурочной активности.

3. К нетрадиционным формам оценивания в классе можно отнести рейтинговую систему, основанную на принципе накапливания баллов в течение определённого отрезка времени или в ходе прохождения отдельной предметной темы. 

Технология формирующего оценивания индивидуальных достижений школьников, обеспечит объективность, системность, плановость, наглядность, надежность качества индивидуальных учебных достижений.



Меня особенно заинтересовала рейтинговая система оценивания знаний. Эта система подходит для уроков литературы и других устных предметов, когда учитель часто сталкивается с невозможностью поставить оценку за неполный ответ, а ученик уверен в том, что он отвечал, а оценка его либо не устраивает, либо не поставлена.

Если сравнить обычную систему оценивания с рейтинговой, то можно проследить определенную закономерность: СЛАЙД 5

Обычная система

Рейтинговая система

Оценка выставляется за единичный ответ (что порой сделать нелегко)

Позволяет вести систематический учет результатов деятельности школьников (в течение двух недель)

Настраивает учащихся на определённую работу на конкретном уроке, за которую будет получена оценка

Требует систематической и последовательной работы

Способствует пассивности учащихся во время других уроков

Настраивает на активную деятельность и ответственность учащихся в течение длительного времени

Настраивает учащихся на потребительское отношение к учебному процессу, на подготовку к урокам только ради получения оценок

Создает свободу выбора способов деятельности и продолжительности их выполнения

Приводит к неравномерности нагрузки в течение четверти, создает условия для перегрузки учащихся

Приучает учащихся планировать свою подготовку, накапливать баллы постепенно



Система выставления оценок

Данная рейтинг-система не предусматривает выставления текущих оценок на уроках. Устанавливается срок, в течение которого учащийся накапливает баллы, которые потом переводятся в оценку. Оценка выставляется в соответствии с набранными баллами, кроме контрольных работ (сочинений) и зачёта наизусть. При такой системе количество набранных баллов постоянно варьируется, в зависимости от способов деятельности и активности учащихся. К примеру, в 9-11 классах в неделю 3 часа литературы. Значит, за неделю у каждого учащегося обязательно должна быть оценка. Это и будет срок, в течение которого школьники зарабатывают баллы. За неделю максимальное количество баллов набрал Иванов В. – 15, минимальное Петров С. - 9. Значит, за 9 б. ставится отметка «3», за 10-13 баллов – «4», за 14 – 15 – «5». На следующей неделе максимальный балл 20, система перевода баллов в отметки будет другая.

Но есть так называемый первоначальный капитал (единичные баллы)

Копилка

  • своевременное и правильное ведение тетради (3-10 баллов);

  • посещение всех уроков (1 балл);

  • наличие художественного текста на каждом уроке (1 балл);

  • ответы на уроке (1-10 баллов).

Даже при отсутствии хороших ответов на уроке можно за урок заработать 3 единичных балла, за неделю -9. Ученик получит отметку «3» , которую сформировал сам, а учителю не придется ломать голову над тем, за что ученику поставить тройку.



Иногда учащиеся сами предлагают виды работ, за которые могут получить дополнительные баллы: написать конспект критической статьи по произведению (учитель этого не задавал), не только выучить наизусть стихотворение, но и сделать его анализ, составить опорный конспект по теме урока, подготовить сообщение или проект.

Активизации работы учащихся на уроке способствуют разные виды формирующего оценивания:

1.Взаимопроверка (дети меняются тетрадями, исправляют ошибки, ставят отметки. Учитель контролирует правильность поставленной оценки, может проследить за уровнем знаний ученика, проверяющего работу, и за уровнем знаний ученика, выполнявшего работу);

2. Самооценка (по окончании работы, учащиеся получают правильные ответы, сверяют свою работу, исправляют ошибки, ставят себе отметку);

3. Групповая работа и активное слушание. Выставление отметки за заработанные в течение урока баллы (На уроке заранее оговаривается сколько баллов нужно набрать, чтобы получить "5" или "4).



Дети отмечают, что данная система позволяет:

  • самому спланировать себе оценку и сравнить свои успехи с успехами товарищей по количеству набранных баллов;

  • возможность сравнения своего текущего результата с предыдущим;

  • возможность наметить для себя результаты, ради которых он с готовностью станет заниматься в школе и дома;

  • избавление от страха получить «двойку» на конкретном уроке;

  • возможность воспитать трудолюбие и самодисциплину;

  • стимул к повышению уровня подготовки.

Для учителя данная система важна тем, что обеспечивает:

– бесконфликтность общения, комфортность, доброжелательную атмосферу урока;
– рост сознательности, повышение активности учащихся;
– наглядное отражение каждого, даже маленького, шага в росте результатов.

Есть и минусы в данной системе:

-ежеурочное отслеживание результатов каждого ребёнка, ведение отдельного журнала;

-дополнительная проверка тетрадей;

-отслеживание всех действий учащихся на уроке, предельное внимание к каждому;

-индивидуальный подход (пропуски по уважительной причине).

Технология формирующего оценивания позволяет:

- делать выводы о   продвижении ученика по личной учебной траектории путем сравнения не только со среднестатистической нормой, не только с другими учениками, но и путем сравнения его новых результатов с предыдущими;

- связывать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (умений, компетентностей и т.п.) учащегося; 
- обеспечивать учащемуся доступную информацию о его собственных достижениях, стимулируя самооценку ребенка;

- формировать умения учащегося оценивать собственные результаты образования, предоставляя ему возможность выбирать как способы и темпы достижения образовательного результата, так и уровень его освоения, способствуя превращению обучающегося  в субъект оценивания; 
- оценивать ученика, не по тому, «сколько ошибок он допустил, а по тому, сколько ошибок он исправил».

Результаты обучения при формирующем оценивании:

1.Повышается качество обучения.

2.Улучшается успеваемость отстающих учеников.

3.Происходит понимание и углубление знаний на уроке.

4.Повышается мотивация, учащиеся воодушевляются из-за больших возможностей.

Таким образом, формирующее оценивание знаний устраняет недочёты в действующей сегодня традиционной системе оценивания. Избавление детей от страха перед школьным контролем и оцениванием путем создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.  Основная цель введения элементов формирующего оценивания - это трансформация того, как учатся дети: мы это делаем для того, чтобы максимально усилить включённость учеников в учебную активность, во все учебные работы, принципиально изменить их роль в учебном процессе. Это не вопрос быстрых эффектов, надо рассчитывать на долговременную ежедневную работу. Учителю нужно иначе взглянуть на свою практику и решиться внести в неё что-то новое, понимая, что это может принести огромную пользу детям.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!