СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология индивидуализации обучения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Индивидуальное обучение – это модель организации образовательного процесса, в которой педагог взаимодействует лишь с одним обучающимся, а один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения. Индивидуальное обучение призвано полностью приспособить содержание, методы и темп учебной деятельности обучающегося к его особенностям, следить за каждым его действием и операциями при решении конкретных задач.Отслеживать его продвижение от незнания к знанию, своевременно вносить необходимые коррекции в деятельность обучающегося и педагога, адаптировать их к постоянно меняющейся, но контролируемой со стороны педагога и обучающегося ситуации.  Такой подход позволяет обучающемуся организовывать свою деятельность экономно, контролировать свои силы, работать в оптимальном темпе, что способствует достижению высоких результатов в учебной деятельности.        

Просмотр содержимого документа
«Технология индивидуализации обучения»

13


Модуль 3. Технология индивидуализации обучения


Лекция


Индивидуальное обучение – это модель организации образовательного процесса, в которой педагог взаимодействует лишь с одним обучающимся, а один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения. Индивидуальное обучение призвано полностью приспособить содержание, методы и темп учебной деятельности обучающегося к его особенностям, следить за каждым его действием и операциями при решении конкретных задач.Отслеживать его продвижение от незнания к знанию, своевременно вносить необходимые коррекции в деятельность обучающегося и педагога, адаптировать их к постоянно меняющейся, но контролируемой со стороны педагога и обучающегося ситуации.

Такой подход позволяет обучающемуся организовывать свою деятельность экономно, контролировать свои силы, работать в оптимальномтемпе, что способствует достижению высоких результатов в учебной деятельности. Но в таком виде индивидуальное обучение в массовом образовании применяется ограниченно.

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, основанный на реализации в образовательном процессе индивидуальной модели взаимодействия педагога с отдельными обучающимися. Данная модель создана с учетом их личностных особенностей. Индивидуальный подход ориентирован на учет индивидуальных особенностей обучающегося в процессе обучения.

Термины «индивидуализация» и «дифференциация»,как правило, рассматриваются в единстве. Характер их взаимосвязи рассматривают по-разному:

  • дифференциация приравнивается к индивидуализации;

  • индивидуализация является составляющей дифференциацией (как частный случай);

  • дифференциация является средством индивидуализации образования.

Наиболее точно объясняет соотношение данных понятий последнее определение, оно показывает, как их общность, неразрывность, так и специфику. Рассмотрим определения.

Индивидуализация – это учёт индивидуальныхособенностей обучающихся в образовательном процессе, создание оптимальных условий для проявления и развития личности как индивидуальности через выбор соответствующий её возможностям, потребностям и интересам содержания, форм и методов обучения.

Дифференциация – разделение обучающихся для отдельного обучения на основании каких-либо индивидуальных особенностей. Важным дополнением является то, что эти группы могут быть как стабильными, так и относительно стабильными, а отдельное обучение – как постоянным, так и временным.

На уровне создания отдельных конкретных технологий идеи дифференциации и индивидуализации образования оформились лишь на рубеже 1990-х годов.

Технология индивидуализированного обучения – это организация образовательного процесса, при которой приоритетными являются индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения.

Индивидуализацию обучения можно считать «проникающей технологией», так как индивидуальный подход как принцип существует во всех технологиях в разных мерах.

Технологии, которые делают индивидуализацию основным средством достижения целей образования и обладают всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему.

Основные характеристики для классификации технологий индивидуализированного обучения.

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: гуманистические.

По приоритетному фактору развития: комплексные.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные.

По ориентации на личностные структуры: информационные; знания, умения, навыки + способы умственных действий.

По характеру содержания: обучающие, светские, гуманитарные, общеобразовательные, личностно-ориентированные + дидактоцентрические, проникающие.

По типу управления: система «репетитор».

По организационным формам: альтернативные, академические + клубные, индивидуально-групповые.

По подходу к ребенку: гуманно-личностные.

По преобладающему методу: программированные, саморазвивающие, творческие.

По направлению модернизации: альтернативные.

По категории обучающихся: все категории.

Приоритет целей технологий индивидуализированного обучения:

  • обеспечение сохранения и развитие потенциальных возможностей ребенка, его индивидуальности;

  • предупреждение неуспеваемости обучающихся, за счет индивидуализации выполнения учебных программ каждым обучающимся;

  • формирование личностных качеств: творчества, самостоятельности, трудолюбия;

  • повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

  • опора на зону ближайшего развития каждого обучающегося при формировании общеучебных умений и навыков.

Основные концепции индивидуализации обучения.

Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа обучающегося в школе и дома.

Гипотеза А.С. Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.

Гипотеза В.Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.

Общие принципы индивидуализации обучения.

Индивидуализация есть стратегия процесса обучения.

Индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности.

Обучение в индивидуальном темпе, стиле.

Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.

Использование индивидуализированного обучения по всем направлениям обучения.

Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей обучающихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации образовательной деятельности: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.

Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков.

Общие особенности технологий индивидуализации.

  • Учет факторов, обуславливающих неуспеваемость обучающихся.

  • Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках в процессе мышления.

  • Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли.

  • Оптимизация учебного процесса применительна к способным и одаренным обучающимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).

  • Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.

  • Формирование общеучебныхумений и навыков.

  • Формирование адекватной самооценки обучающихся.

  • Использование технических средств обучения.

Рассмотрим классификацию знаний.

По локализации отражения выделяют:

Индивидуальные знания –комплекс чувственных и умственных образов и их связей, которые появляются при взаимодействии индивида с реальностью, его личный опыт общения, труда, познания мира;

Общественные знания –результат обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, который выражен в языке, науке, материальных и духовных ценностях, технике, созданных поколениями людей, цивилизацией.

Обучение выступает как «перевод» общественных знаний, умений и навыков в индивидуальные.

По форме отражения знаний, умений, навыков выделяют:

  • знаковые, вербальные, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;

  • образные, которые представлены в образах, восприняты органами чувств;

  • вещественные, которые существуют в предметах труда, искусства –материализованные результаты деятельности;

  • процедурные – заключенные в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процессов.

Общеучебные умения и навыки – это умения и навыки, соответствующие действиям, которые формируются в процессе обучения многим предметам, которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

- Умения и навыки планирования учебной деятельности, а именно понимание учебной задачи, умение ставить цели, рационально выбирать оптимальный путь их достижения, выстраивать последовательность и временные рамки этапов деятельности, выстраивать алгоритм деятельности, планировать самостоятельную работу на занятиях и дома.

- Умения и навыки организации собственной учебной деятельности: умение организовать свое рабочее место, режим дня, самостоятельную домашнюю работу, определять порядок и способы умственных действий.

- Умения и навыки восприятия информации, работа с различными информационными источниками: работать с книгой; отличать повествование, рассуждение, описание; разрабатывать на основе текста таблицы, схемы; управлять вниманием, наблюдением; владеть различными видами пересказа. Отдельную группу образуют умения и навыки работы с компьютером.

- Умения и навыки мыслительной деятельности: выделять главное на основе осмысления нового материала, навыки анализа и синтеза, умение аргументировано высказывать мнение, разрабатывать систему доказательств, формулировать выводы, делать умозаключения.

- Умения и навыки оценки и осмысливания результатов собственных действий: контролировать свою деятельность и деятельность других обучающихся, объективно оценивать изложенный материал, правильность выбранного решения, оценивать различные стороны явлений, осуществлять контроль правильности и прочности теоретических знаний и практических навыков, выполнять рефлексивный анализ.

Факторы, влияющие на развитие личности.

Потребности, которые выражены в фундаментальных свойствах индивида, выражают его нужду в чем-либо и являются источником психических сил, активности человека. Они делятся на материальные, духовные и социальные. Общественная жизнь человека формирует духовные и социальные.

Направленность – это совокупность, относительно независимых от ситуаций, устойчивых мотивов, лежащих в основе поступков и действий личности. Она представлена интересами, убеждениями, взглядами, ценностными ориентациями, социальными установками, мировоззрением.

Интересы – осознанная форма направленности, которая служит стимулирующей причиной для действия личности. Познавательный интерес – это готовность к познанию, изучению объекта. Социальный интерес – это фундамент социальных действий индивидов или социальных групп, связанная с объективными условиями их существования.

Убеждения, взгляды – это субъективные отношения личности к окружающей её действительности и своим поступкам, основанные на глубокой и обоснованной уверенности в истинности знаний, принципов и идеалов, которые руководят деятельностью обучающегося.

Социальные установки – это готовность, склонность к определенным социально-принятым способам поведения.

Ценностные ориентации –направленность сознания и поведения на определенные ценности: общественные, материальные или духовные.

Мировоззрение – упорядоченная система взглядов и убеждений личности (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и других).

Я – концепция личности –это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение.

Я – концепция является интегральным понятием и включает в себя систему качеств, которые характеризуют «самость» человека: самооценка, самосознание, самолюбие, самоуважение, самостоятельность, самоуверенность. Данная концепция связана с процессами рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, самоопределения, самореализации, самоутверждения и т.п.

ИКТ в индивидуальном обучении.

Желание к объединению в области образования является на сегодня одной из основных тенденций, которая указывает на необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство. Этим объясняется интерес к новым информационным технологиям, особенно компьютерным телекоммуникационным.

Современные информационные технологии предоставляют сегодня возможность получать образование дистанционно, помогают обучающимся общаться на расстоянии, не только в рамках школы, города, но и других регионов, стран, мира, не покидая дома. Глобальная сеть Интернет предоставляет условия для расширения кругозора, самообразования через свободный доступ к информации в научных центрах мира, библиотеках.

Применение технологий и ресурсов сети Интернет в обучении может осуществляться разными вариантами:

  • полностью дистанционный: использование электронной почты, чат-взаимодействия, посредством видеосвязи;

  • очно – дистанционный: доля очных занятий в аудитории сопоставима с количеством дистанционных занятий, которые проводятся педагогом удалено от обучающихся;

  • дополняет очную форму по отдельным параметрам: примером может стать занятие, когда педагог проводит занятие с обучающимися в очной форме, но при этом используются материалы из сети Интернет, материалы, видеолекции с образовательных сайтов и другие Интернет-ресурсы.

Последний вариант в большей мере относится к Интернет– образованию, так как «Интернет–образование» - это образование, которое осуществляется с использованием ресурсов и технологий глобальной сети Интернет. Относительно понятия «дистанционное образование» Интернет-образование является видовым отличием. Интернет–образование может осуществляться без удаленности от педагога и обучающихся друг от друга, осуществляя лишь их доступ в сеть Интернет. Таким образом, Интернет выступает в качестве средства обучения. Такой фактор позволяет сделать доступным реализацию Интернет-образования, как часть очного общеобразовательного процесса. Методика организации таких занятий, более простая, чем дистанционное образование, когда педагог и обучающиеся удалены друг от друга и требуются специальные формы и методы их коммуникации.

ИКТ и ресурсы в образовании позволяют реализовать ряд полезных возможностей: использование удаленных ресурсов на занятиях, проведение «виртуальных путешествий», экскурсий. Интернет–образование позволяет создать гибкие условия для разных групп детей: как для одаренных, так и для «трудных», особенно, если с ними используются различные формы дистанционной работы.

Использование Интернет–ресурсов выявило проблему неподготовленности обучающегося к продуктивной деятельности, а именно проблему информационного перенасыщения и дезориентации. Пользуясь огромным объемом Интернет–информации обучающемуся необходимо уметь не только усваивать, но и создавать собственную образовательную продукцию. Для реализации данного направления в дистанционном обучении реализуются следующие педагогические принципы:

  • Продуктивной ориентации обучения. Основная цель Интернет– занятий – это ориентация обучающихся на создание собственной творческой продукции в изучаемых, с помощью сети, образовательных областях. Использование информационных и веб-технологий для демонстрации и обсуждения достигнутых результатов.

Для дистантных обучающихся в качестве образовательной продукции выступают способы решения учебных проблем, собранная в сети и систематизированная, по заданным условиям, информация, телекоммуникативная дискуссия или дистантное сотрудничество со сверстниками из других городов по общей теме, результаты участия в совместных в совместных дистанционных проектах, виртуальных экскурсий, различных исследованиях, выполненных, как с помощью сетей, так и в традиционной форме.

  • Индивидуализация обучения. Задания творческих проектов, олимпиад и других форм дистанционного обучения разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей, уровня подготовленности и мотивации субъектов деятельности. Данный принцип с помощью системы контроля внешних образовательных продуктов обучающихся позволяет выполнить диагностику их личностного образовательного приращения.

  • Открытость содержания образования и учебного процесса.Необходимым условием жизни в современном обществе является развитие у обучающихся универсальных умений дистанционной деятельности, которые не формируются в традиционном обучении, но успешно развиваются в процессе взаимодействия обучающихся с образовательными ресурсами и удаленными обучающимися.

Обучающийся выстраивает индивидуальную образовательную траекторию в открытом образовательном пространстве. Использование данных, у которых нет единого информационного источника, за счет формы подбора и структурирования содержания дистанционного образования значительно расширяет потенциальную образовательную среду.

«Веб–квест» - это тематические гипертекстовые материалы со ссылками на локальные или глобальные ресурсы.

  • Преобладание деятельностного содержания перед информационным.

Учебники в образовании транслируют отобранное содержание: именно в единообразных источниках – учебниках и пособиях, концентрируется традиционное содержание образования. Интернет–ресурсы, с возрастанием объема и возможностью быстрого доступа к мировым культурно-историческим достижениям человечества, кардинально меняют привычную роль содержания образования. Большой объем, доступность информации в сети Интернет не требуют от обучающихся её полного усвоения и репродукции.

Образование с помощью Интернет осуществляется обучающимися с помощью методов дистанционного творчества и позволяет использовать телекоммуникационные методы конструирования знаний в условиях отсутствия единого для всех информационного источника.

К этим методам относятся: участие в дистанционных конференциях, дистанционный «Мозговой штурм», создание сетевых творческих работ, интерактивных веб-страниц и т.д.

Анализируя особенности образования с использованием интернет- ресурсов и прогнозируя развитие в ближайшем будущем, можно выделить минимум пять типов дистанционного обучения, которые отличаются между собой по степени дистанционности, продуктивности и индивидуализации:

Первый тип: «Школа – Интернет». Дистанционное образование направлено на решение задач очного образования. Обучающиеся посещают очно занятия в традиционной школе и совместно со своим педагогом взаимодействуют с различными удаленными источниками информации, объектами, изредка с обучающимися из других образовательных учреждений и специалистами в изучаемых областях.

Второй тип: «Учение – Школа –Интернет». Основной образовательный процесс проходит в очной школе, но с использованием доступа в Интернет, его информационными возможностями.

Третий тип: «Обучающийся – Интернет – Педагог». Очное образование частично заменяется на дистанционное. Обучающиеся очно получают образование в традиционной школе, но параллельно, помимо очных педагогов, с ними эпизодически или постоянно работает удаленный от них педагог. Занятия имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или направления иреализуются при помощи электронной почты, чата, веб-ресурсов.

Четвертый тип: «Обучающийся – Интернет –Центр». В данном случае дистанционное обучение представлено как средство индивидуализации образования, ведь основная задача телекоммуникационных технологий заключается в усилении личностной ориентации образования, предоставлении обучающимся выбора в формах, темпах и уровне их общеобразовательной подготовки.

Пятый тип: «Обучающийся – Интернет - …». Дистанционное образование выступает как распределитель в пространстве и во времени образования. Обучающийся получает образование не в одной очной или заочной школе, а одновременно в нескольких, где комплексная образовательная программа составлена так, что разные предметы он изучает в разных учреждениях или у разных педагогов. Роль координатора в данном случае выполняет очное или дистанционное образовательное учреждение, или родители обучающегося.

Новые технологии индивидуального образования.

Существует множество технологий, которые заявляют себя как реализующие индивидуальное образование. Мы представим лишь наиболее интересные, которые доказали свою эффективность на протяжении многих лет в разных странах – это обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и «Портфель ученика». Эти технологии составляют определенную дидактическую систему, органично взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Обучение в сотрудничестве. Разработка технологии совместного обучения в малых группах началась в 1970 – е годы, хотя идея обучения в сотрудничестве использовалась с 20 годов XX столетия. Мировая педагогика рассматривает данный метод, как наиболее успешную альтернативу традиционным методам, так как отражает личностно-ориентированный подход. Совокупность разных подходов через конкретное определение дидактической роли каждого позволяет достичь очень высоких результатов, так как разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать разные задачи обучения.

Наравне с овладением знаниями, умениями и навыками каждым обучающимся на уровне, который соответствует именно его индивидуальным особенностям развития, целью обучения в сотрудничестве является и социализация ребенка, через формирование у него коммуникативных умений.

Обучающиеся учатся творить, учиться, работать вместе, помогая друг другу.

Основная идея технологии – обучение вместе, а не просто совместная деятельность. Обучение в сотрудничестве как основной метод обучения, в основе которого лежит совокупность некоторых приемов, объединенных общей логикой организационной и познавательной деятельности обучающихся, являющийся технологической проработкой данного метода. Только технологично и процессуально проработанные методы обучения или дидактическая система могут быть реализованы на практике. Если совокупность определенных методов базируются на единой дидактической идеологии и отражают единые принципы и концепцию обучения, они могут составить дидактическую систему.

Рассмотрим возможные варианты обучения в сотрудничестве.

  1. Student Team Learning (STL, обучениевкоманде).

Данная технология делает акцент на «групповые цели» и успех всей группы, достичь который возможно лишь в результате самостоятельной работы каждого члена группы в процессе систематического взаимодействия с другими членами этой же группы работая над темой, подлежащей изучению. Основная идея метода – не просто сделать что-то вместе, а совместное познание, где каждый участник группы овладевает необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, а вся команда знает, чего достиг каждый обучающийся.

В основе данногометода лежит три основных принципа:

  • принцип «награды» (поощрение, которое группа получает одно на всех);

  • принцип персональной ответственности каждого обучающегося за успех или неудачу всей группы;

  • принцип равныхвозможностей для каждого обучающегося в достижении успеха.

Данные принципы позволяют им приносить баллы своей группе, улучшая свои собственные предыдущие результаты.

Разработано четыре варианта реализации данного метода. Два из них можно использовать к любому школьному предмету и на любой ступени обучения: совместное обучение в малых группах и обучение на основе игры, турнира.

Два других варианта ориентированы для конкретного предмета и определенного возраста обучающихся: индивидуализация обучения в командах и обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению.

  1. Организация обучения в сотрудничестве в малых группах, ограниченную четырьмя обучающимися. Группам дается определенное задание и необходимые опоры. Выполнение задания может происходить разными вариантами:

- по частям, где каждый обучающийся занят выполнением своей части;

- по «вертушке», где каждое последующее задание выполняет следующий обучающийся. Начинать может либо слабый, либо сильный обучающийся. Обязательным условием является объяснение обучающимся вслух своих действий и контроль его действий всей группой.

2. Разновидностью организации групповой деятельности, является командно – игровая деятельность. Педагог предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами, объясняя новый материал, организуя групповую работу и формируя ориентировки.

3. Ещё одна разновидность совместной групповой работы – это индивидуальная работа в команде. Обучающиеся, по результатам предварительного тестирования, получают индивидуальное задание и выполняют его в собственном темпе.

4. Обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению адресованное для начальной школы. Тут допускаются разные варианты организации работы: в группе из четырех человек обучающиеся разбиваются на пары, и педагог работает с одной парой чтецов, а параллельно другая пара самостоятельно читает стихи друг другу; составляют план пересказа, излагают прочитанный текст и т.д.

II. Существует ещё один подход в организации обучения в сотрудничестве, который сокращенно называется «пила». Для организации работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты, обучающиеся организуются в группы по шесть человек. После совместной работы в группах, обучающиеся из разных групп, обмениваются информацией в роли экспертов по вопросу. Такая форма называется «встречей экспертов».

  1. Ещё один вариант обучения в сотрудничестве «Учимся вместе».

Учебная группа разбивается на подгруппы разные по уровню обученности по 3-5 человек. Каждая подгруппа получает задание, которое является составляющим большой темы, над которой работает вся учебная группа. Для выполнения работы, обучающиеся самостоятельно распределяют роли внутри подгруппы: отслеживание правильности выполнения заданий партнерами, мониторинг активности каждого члена подгруппы при решении общей задачи, культура общения внутри группы.

  1. Исследовательская работа обучающихся в группах. Основной акцент в данной варианте делается на самостоятельную деятельность. Работа обучающихся организуется индивидуально или в группах до 6 человек.

Каждая подгруппа выбирает подтему общей темы, намеченной для изучения всем классом, которая в свою очередь разбивается на отдельные задания, адресованные отдельным обучающимся. По итогам работы составляется единый доклад, который презентуется на занятие перед всей учебной группой.

Идея, общая цель и задачи, объединяющая все эти варианты – это индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Основной принцип, который лежит в основе обучения – это сотрудничество, а не соревнование. Индивидуальная ответственность подразумевает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что подразумевает взаимную помощь членов команды. Равные возможности подразумевают необходимость совершенствования собственных достижений каждым обучающимся.

Отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы.

  • Взаимная зависимость всех членов группы;

  • Личная ответственность каждого обучающегося за свои успехи и успехи своих товарищей;

  • Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность обучающихся в группе;

  • Социализация обучающихся через деятельность в группе;

  • Общая оценка работы группы.

Только в совокупности всех указанных аспектов возможна плодотворная работа в группе. Особое внимание следует обратить на то, чтобы структурировать деятельность обучающихся таким образом, все участники были вовлечены в активную совместную деятельность и имели личную ответственность за собственные действия и действия каждого. Для эффективной и действительно совместной работы обучающихся в группах, необходимо обеспечить условия, направленные на создание реальной взаимозависимости обучающихся друг от друга. Так же необходимо предусмотреть разнообразные и действенные способы стимулирования совместной деятельности, направленные на достижение значимых для всей группы результатов.

Рассмотрим существующие типы взаимозависимости участников совместного обучения:

  • Единая для обучающихся осознанная цель, задачи, которые они могут достичь только совместными усилиями.

  • Каждый обучающийся владеет только частью общей информации, которая необходима для решения поставленной задачи или её источником.

  • Единый для всех учебный материал (упражнение, серия задач и т.д.)

  • Единый для всех комплект оборудования, необходимого для выполнения задания и разделенного между обучающимися группы.

  • Единое для всей группы поощрение (либо все члены группы поощряются одинаков, либо не как).

Одна из стратегических целей педагога – это научить обучающихся работать в сотрудничестве, которое приобретается постепенно.

Второй образовательной технологией является метод проектов.

Этот метод возник в 1920 годы в США. Его ещё называют методом проблем и основан на гуманистических направлениях в философии и образовании, разработанных американским философом и педагогом

Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. По их мнению, основой обучения на активной основе должна стать целесообразная деятельность обучающихся, которая сообразуется с его личным интересом в этом знании.

Метод – это комплекс операций и приемов, направленных на овладение определенной областью практического или теоретического знания или конкретной деятельностью. Основой метода является развитие познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В основе метода проектов лежит идея, которая составляет суть понятия «проект», направленная на результат, полученный при решении практически или теоретически значимой проблемы. Это конкретный результат, который можно увидеть, осмыслить и применить в практической реальной деятельности. Для успешного достижения результата такого уровня, необходимо, привлечь знания из разных областей и научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и предвидеть возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно – следственные связи.

В основе метода проектов всегда лежит самостоятельная деятельность обучающихся, рассчитанная на определенный отрезок времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом и всегда направлен на решение определенной проблемы, решая которую, с одной стороны необходимо использовать совокупность разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, творческих областей, технологии. Конечный результат выполненного проекта, должен иметь конкретный результата: у теоретической проблемы – конкретное решение, у практической – результат, готовый к внедрению.

Метод проектов может быть, как индивидуальным, так и групповым, но он предполагает конкретную совокупность учебно-познавательных приемов, с помощью которых можно решить проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Основные требования для эффективного использования методов проектов:

  • наличие значимой проблемы, которая требует наличия интегрированных знаний;

  • конкретная значимость результатов: теоретическая, познавательная, практическая;

  • активная самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуальная, парная, групповая;

  • четкое структурирование содержательной части проекта;

  • использование исследовательских методов, которые имеют определенную последовательность действий:

- в процессе совместного исследования «мозговая атака», «круглый стол», определение проблемы и постановка соответствующих задач;

- выдвижение гипотез по решению поставленных задач;

- обсуждение методов исследования: статистических, экспериментальных наблюдений и др.;

- обсуждение способов оформления и представления конечных результатов, сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация: выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Выбор направления и темы проектов основывается на интересах при учете индивидуальных возможностей обучающихся. Результаты выполненных проектов должны быть оформлены, например, видеофильм, альбом, компьютерная газета, доклад и т.д.

Признаками для определения типа проекта могут быть:

- Преобладающая в проекте деятельность: поисковая, исследовательская, ролевая, творческая, прикладная, ознакомительно – ориентировочная и т.д.

- Предметно–содержательная область: монопроект (реализованный в рамках одной предметной области), межпредметный проект.

- Характер координации проекта: непосредственный (гибкий, жесткий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

- Характер контактов (среди участников одного образовательного учреждения, группы, города, региона, страны и т.д.).

- Количество участников проекта.

- Продолжительность выполнения проекта.

Ориентируясь на признаки первого пункта, можно определить следующее типы проектов.

Исследовательские – это проекты, которые требуют четко проработанной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников проекта, социальной значимости, методов деятельности, методов обработки результатов. Это проекты, выстроенные в четкой логике исследования и имеют структуру, которая приближена или полностью совпадает с научным исследованием.

Творческие – проекты, которые ориентированы на соответствующее оформление результатов в виде программы праздника, сценария видеофильма, драматизации, плана сочинения, статьи, дизайна, рубрики газеты и прочее.

Ролевые, игровые –проекты, основанные на примерной структуре, которая может корректироваться до завершения работы, а участники берутна себя определенные роли, которые обусловлены характером и содержанием проекта.

Ознакомительно-ориентировочные – это проекты, в основе которых деятельность, направленная на сбор информации о каком-то явлении, объекте, с целью ознакомления участников проекта с полученной информацией, её анализ и обобщение фактов, с целью дальнейшего представления для широкой аудитории.

Практико-ориентированные–это проекты, имеющие четко обозначенный результат деятельности его участников, который ориентирован на интересы самих участников.

Согласно предметно–содержательной области можно выделить два типа.

Монопроекты–это проекты, которые проводятся в рамках одного предмета или направления, выбирая наиболее сложные разделы или темы занятий.

Межпредметные – это могут быть как небольшие проекты, которые затрагивают два-три предмета или, наоборот, относительно объемные, продолжительные проекты, направленные на решение достаточно сложной проблемы, которая значима для всех участников проекта.Для реализации проекта необходима квалифицированная координация со стороны специалистов, четкой слаженной работы многих творческих групп, которые имеют определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

С учетом характера координации, проекты могут быть с открытой (явной) координацией. В этом случае, координатор проекта выполняет свою собственную функцию, корректно направляя работу всех его участников, и, в случае необходимости, организуя отдельные этапы проекта, деятельность отдельных исполнителей.

В проектах со скрытой координацией координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции.

С учетом характера контактов проекты делятся на внутренние (в пределах одной страны) и международные (участники проекта – это представители разных стран).

По количеству участников проекты бывают – личностные, парные (между парами участников) и групповые (между группами участников).

По срокам реализации проекты бывают краткосрочными, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Работа над проектами основана на разных методах, основанных на методахсамостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Практически центральное место среди них занимает исследовательский метод, хотя вызывает наибольшие трудности.

Исследовательский метод – позволяющий решать приоритетную задачу образования – развитие умения осваивать окружающий мир, основываясь на базе научной методологии. Учебный исследовательский проект выстраивается по аналогии с общенаучным методологическим подходом, а именно:

1. определить цель исследовательской деятельности (определяется педагогом);

2. выдвинуть проблему исследования по результатам анализа исходного материала;

3. сформулировать гипотезу о предполагаемых способах решения поставленной проблемы и результат предстоящего исследования;

4. уточнить выявленную проблему и выбрать процедуру сбора и обработки необходимых данных, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.

Общие подходы к структурированию проекта:

  1. В первую очередь выбирается тема проекта и количество участников.

  2. Педагог продумывает возможные варианты проблем, возможные для исследования в контексте выбранной темы. Окончательную проблему выдвигают сами обучающиеся с подачи педагога.

  3. Распределение задач по группам, обсуждение предполагаемых методов исследования, поиска информации, творческих решений.

  4. Самостоятельная работа участников по индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

  5. Регулярные промежуточные обсуждения полученных результатов в группах.

  6. Защита проектов.

  7. Коллективное обсуждение, объявление результатов внешней оценки, формулировка выводов.

Критерии внешней оценки проекта:

- значимость и актуальность обозначенных проблем;

- корректность используемых для методов исследования обработки полученных результатов;

- активность каждого участника в зависимости от его индивидуальных возможностей;

- коллективный характер принимаемых решений;

- соотношение необходимой и достаточной глубины проникновения в проблему;

- доказательность принятых решений, умение аргументировать заключения, выводы;

- эстетика оформления готового проекта;

- умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов.

Третья технология – это разноуровневое обучение.

Дифференцированное обучение – это образовательный процесс, основанный на учете индивидуальных различий обучающихся. Различают понятия «внутренняя» и «внешняя» дифференциация.

Внутренняя дифференциация – это учет индивидуальных особенностей обучающихся в условиях организации образовательного процесса на занятиях в своей учебной группе. В данном случае понятие дифференциация сходно с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации обучающихся объединяют в группы по некоторым индивидуальным признакам, которые отличаются друг от друга.

Рассмотрим эти признаки.

Дифференциация по общим способностям. Основана на уровне обученности, развития обучающихся, отдельных особенностей психического развития – память, мышление, познавательная деятельность. Остальные индивидуальные особенности учитываются при внутренней дифференциации.

Дифференциация по частным способностям. Основана на способностях к определенным предметам: гуманитарным, точным, историческим и другим наукам. Детей с такими способностями объединять в отдельную группу для обучения их по специальной программе.

Разноуровневое обучение – организация образовательного процесса, где каждый обучающийся имеет возможность осваивать материал по отдельным направлениям на разных уровнях, но не ниже базового, основываясь на его способностях и индивидуальных возможностях личности. Основным критерием оценки деятельности обучающегося являются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. На протяжении всего процесса действует система зачетов и тестирования. В случае, если ребенок улучшит свои результаты и изъявит желание перейти в группу более высокого уровня, ему будет предоставлена такая возможность.

Необходимость дифференцированного подхода к образовательному процессуподтверждена практикой: появляется возможность уделять больше времени отстающим обучающимся, не упуская из виду «сильных», создавая оптимальные условия для развития всех и каждого в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, с учетом особенностей характера.

Технология «Портфель ученика».

Образовательный процесс, который ориентирован на личность с учетом его индивидуальных особенностей и способностей, отличается тем, что:

- центром процесса является обучающийся, его познавательная и творческая деятельность;

- отличная от традиционного образования роль педагога;

- ответственность за успех образовательной деятельности обучающиеся берут на себя;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, нравственных ценностей – главная цель образования.

Для эффективного достижения этих целей в представленной дидактической системе недостает ещё одного составляющего – это формирования способности к рефлексии. Значимой является способность обучающегося адекватно оценивать свои поступки, знания, возможности. Так же, немаловажным условием является наличие у обучающегося сформированной шкалы ценностей, с которой он мог сверять собственные достижения в различных сферах деятельности. Кроме того, он должен иметь полное представление о процессе деятельности, обеспечивающем успешный результат.

При формировании «Портфеля»необходимо сконцентрироваться на основных позициях, а именно:

- самостоятельность мышления обучающегося;

- определение временного периода формирования «Портфеля»;

- наличие собственной позиции обучающегося в отношении представленных работ;

- процесс решения проблем.

Содержание «Портфеля».

«Портфель» состоит из классных и домашних работ обучающегося в течении семестра. Планируется, что обучающиеся будут представлять свои «портфели» на конференции родителей, с целью демонстрации умений думать самостоятельно, творчески применять полученные знания, давать им собственную оценку. Это не простая демонстрация свидетельств своих достижений, а возможность самостоятельно проанализировать свои успехи и поделиться самооценкой с родителями.

Требования к оформлению «Портфеля» - отпечатанный титульный лист, содержание, краткое описание и пояснение для читателя каждого материала «Портфеля», где указаны причины, по которой он был выбран, как он был оценен педагогом и самим обучающимся, собственная история успехов по направлениям.

Содержание «Портфеля» имеет следующую структуру (может видоизменяться по желанию):

- титульный лист: название самого «Портфеля», имя обучающегося, название направления или предмета, период создания – даты начала и окончания, имя педагога;

- содержание «Портфеля»;

- краткая история успехов обучающегося (минимум три страницы – своеобразный анализ собственных результатов в выбранном направлении: что легче, что труднее, в чем трудности);

- записи, доклады, домашние работы;

- контрольные работы, самостоятельные (не менее пяти по разным темам);

- тесты (четыре различных теста не менее, чем по трем темам);

- использование информационных технологий в работе по проектам, программному материалу;

- групповой проект;

- любимая работа с объяснением причин: почему этот вид работы предпочтителен;

- оценка родителей или рецензента.

К «Портфелю» необходимо разработать комментарий, который описывает каждый представленный в «Портфеле» материал и является вдумчивым, отражающим собственные мысли обучающегося в отношении всех работ.Цель данной работы – сформировать у обучающегося навыки самооценки, используя исследовательские и прочие методы познания. Следовательно, важен не столько предмет и направление деятельности, с помощью которых отрабатываются эти умения, а способы деятельности.



Литература

1.Гроот Р. Дифференциация в образовании, /Директор. -1994. - .V5.

  1. ГузикН.П. Учить учиться. - М., 1981.

  2. Дифференциация как система: В 2 ч. - М., 1992.

  3. Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994.

  4. Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.

  5. Унт Ише. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!