СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технология интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер–класса: передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

Просмотр содержимого документа
««Технология интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы»»

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА

«Технология интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы»

Стерлягова Ирина Валентиновна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МБОУ СШ №1 г. Кстово


Цель мастер–класса: передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

Задачи мастер-класса:

1)демонстрация опыта работы;

2)совместная отработка методических подходов преподавателя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

3)повышение профессионального мастерства и квалификации участников.

Предполагаемый результат: участники мастер - класса получат знания о формах, приемах работы в используемой технологии, обсудят возможности использования технологии интегрированного обучения в возрастании роли самостоятельной работы школьников и их инициативы в проведении исследовательской деятельности, и как следствие рост их общих и профессиональных компетенций. Начинающие педагоги научатся использовать приобретенные знания и приемы в своей практике, а опытные сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы

Продолжительность мастер – класса: 20 минут

Структура мастер-класса:

1. Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач). Условия становления опыта.

  • Актуальность и перспективность опыта объясняется целым рядом причин. Актуальность темы определяется необходимостью внедрения современных технологий обучения в практику работы школы, что обосновывается необходимостью реализации государственных образовательных стандартов, которые предъявляют новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Кроме того, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

  • Главным условием возникновения опыта является противоречие между предметным содержанием образования и возможностью организации познавательной и учебной деятельности в процессе преподавания. Современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в современном поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. На мой взгляд, причина этого кроется в недостаточно высоком уровне развития мышления, памяти, воображения. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. В педагогической практике актуален поиск наиболее эффективных способов средств активизации познавательной деятельности учащихся. Кроме этого, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

• изучение методической литературы;

• изучение опыта коллег;

• курсы повышения квалификации;

• Преподавание нескольких учебных предметов в профильном классе.

2. Демонстрационная часть

1 этап. Описание инновационного опыта.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире во всём его единстве и многообразии, формируют умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы. В частности, интеграция русского языка, МХК и литературы показывает единство процессов, происходящих в обществе, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимозависимость этих наук. Потребность в такой интеграции объясняется целым рядом причин. Во-первых, предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных исторических событий, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Во-вторых, интеграция истории и литературы является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. В-третьих, такая интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению исторического события с нескольких сторон. А это не только углубляет представления о школьных предметах, которые при традиционном подходе к обучению не перекликаются между собой, но и расширяет кругозор, формирует разносторонне развитую личность. Интеграция смежных предметов, таких как русский язык, МХК и литература, способствует более глубокому проникновению в ткань текста, пониманию замысла писателя, формированию навыков лингвистического и литературоведческого анализа. Такой интегративный подход помогает осознать единство языка и литературы. Система работы по интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла позволяет решить целый ряд актуальных задач работы школы по гуманизации образовательного процесса, помогает ликвидировать пробел в духовном воспитании школьников, развить эстетический вкус и способности к художественному творчеству. Это огромное пространство для проведения параллелей, изучения взаимосвязей. Интеграция различных видов искусства развивает духовный мир ребёнка, его воображение, фантазию. Интегрированное изучение гуманитарных дисциплин построено на диалоговом общении, которое способствует личностному развитию учащихся. Такие уроки приобщают каждого ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через личные эмоциональные переживания, способствуют эстетическому и нравственному воспитанию, помогают понять взаимосвязь всех видов искусства. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Использование возможностей мультимедийного оборудования, активных методов обучения даёт возможность успешно решить учебные и творческие задачи, активизировать учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках литературы, повысить качество образования, позволяет сделать уроки эмоционально насыщенными, запоминающимися и вызывающими интерес к предмету. Основными параметрами результативности деятельности являются:

• -стабильное качество знаний и гарантированная успешность обучения обучающихся на протяжении многих лет;

• -устойчивый познавательный интерес обучающихся к предмету и качественная динамика мотивации деятельности в целом;

• -количество победителей и участников в конкурсах различного уровня.


2 этап. Практическая работа, направленная на формирование умения применять полученные в ходе мастер-класса знания.

3. Рефлексия. Обмен мнениями с участниками мастер-класса.



















































Опрос-анкета


Уважаемые коллеги!

Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов,

касающихся организации, проведения и результативности мастер-класса по теме «Технология интегрированного обучения на уроках русского языка и литературы»

Информация, полученная от Вас, будет использована для повышения

эффективности и совершенствования различных мастер-классов.


1. Что, по Вашему мнению, в данном мастер-классе требует дополнительных разъяснений?

• методика

• отдельные педагогические приемы

• техническое оснащение

• структура занятия

• организация мастер-класса

• другое_______________________________________________________________


2. Какие формы взаимодействия с педагогом-мастером после проведенного мастер-класса Вы считаете целесообразными?

  • открытый урок

  • практикум по моделированию интегрированного урока

  • представление результатов работы (презентация опыта, творческие работы учеников)


3. Что Вам понравилось?

• личность педагога

• инновационные подходы

• отдельные педагогические приемы

• техническое оснащение

• структура занятия

• организация мастер-класса

• атмосфера мастер-класса

• другое_______________________________________________


4. Чем для Вас был полезен данный мастер-класс:

• стала понятной авторская система педагога-автора

• повысилась моя компетентность по ряду аспектов

• получил следующие навыки___________________________________________


5. Считаете ли Вы мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания? ___________


9. Что из представленного на мастер-классе Вы будете применять в своей деятельности?


_____________________________________________________________________________

10. Что Вы предложили бы изменить при проведении данного мастер-класса?

_____________________________________________________________________________


Благодарим Вас за участие в опросе!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!