СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология изготовления прихватки в лоскутной технике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология изготовления прихватки в лоскутной технике.»

Разработка технологической карты урока технологии



ФИО педагога: Зубкова Ольга Александровна

Класс: 5 класс

Автор УМК: Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс

Тема урока: Технология изготовления прихватки в лоскутной технике.

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Форма урока: индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично- поисковый.

Учебно – методическое обеспечение и техническое оснащение.

Инструменты: карандаши, ручки, линейки, ножницы.

Материалы: картон.

Терминология: эскиз, шаблон.

Метопредметные связи: история, черчение, русский язык.

Цель: формирование знаний о технологии изготовления прихватки в лоскутной технике.



Планируемые результаты (цели):

  • Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;

  • Метапредметные: умение извлекать необходимую информацию из беседы, рассказа, наглядно-демонстративного материала, вырабатывание алгоритма действий, умение осуществлять учебное сотрудничество, умение планировать собственную деятельность, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;

  • Предметные: понимание и определение понятия «Лоскутное шитье», умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности; соблюдение правил безопасной работы;

  • Регулятивные: Освоить теоретические знания лоскутной техники. Планирование собственной деятельности.

  • Коммуникативные: Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.


Необходимое техническое оборудование:

Материально-техническая база

  • Компьютер, экран, презентация;

  • Инструменты для чертежных работ: линейка, угольник, карандаш, цветные карандаши, картон;

  • Учебник технологии для 5 класса, рабочая тетрадь;



Учебно-техническая документация

  • Шаблоны из плотного картона;

  • Раздаточный материал:

- инструкционная карта по выполнению практической работы «Изготовление эскиза лоскутного изделия»;

- цветовой круг, карточки сочетания цветов;

- комплект геометрических фигур;



Цель урока: познакомиться с одним из видов декоративно-прикладного творчества – лоскутным шитьем.

Задачи:

Обучающая: научить составлять схемы и эскизы аппликаций из лоскутков ткани в технике лоскутного шитья.

Развивающая: развитие мышления (мыслительных операций — анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); мелкой моторики; самостоятельности, инициативы.

Воспитывающая: :воспитание чувства гордости и уважения к чисто русскому самобытному искусству; воспитание бережливости; познавательной потребности, формирование эстетического вкуса на основе декоративно-прикладного творчества

Технологическая карта урока

Этап, время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося (познавательная, коммуникативная, регулятивная)

Организационно-мотивационный этап.

2мин.

- Организует начало учебной деятельности;

- Проверяет готовность учащихся к уроку;

- Приветствие, проверка явки на урок;

Собирает нас звонок 
На замечательный урок! 
Подравнялись, тихо встали, 
Глазки на меня подняли! Садитесь! 

Какой урок сейчас? 
-
Проверяем готовность. 
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? 
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. 

(Слайд 1) «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) 

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Формируемые УУД:

Личностные: самоорганизация, эмоциональный настрой на урок;

Регулятивные: способность регулировать свои действия,

прогнозировать деятельность на уроке.










Актуализация знаний.

10мин.
























- Организует подводящий диалог;

Девочки, у нас сегодня необычный урок. Я не написала на доске тему нашего урока, и это не случайно. Потому - что тему урока вы попробуете определить самостоятельно, но я дам вам небольшую подсказку, расскажу историю.

Притча: Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом — полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!"

Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении.

Но попробовала: взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну.

Так и пошло. Запоет птица — и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез — ещё один. 
Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной

Девочки, скажите, пожалуйста, о чем шла речь в этом рассказе? Как вы думаете, какова тема нашего урока? (ответы детей: о лоскутках, о лоскутном шитье).

Верно, ребята, речь шла о лоскутном шитье, одном из видов рукоделия.

Давайте запишем тему в тетрадь.

Слайд2: «Технология изготовления прихватки в лоскутной технике»

Какой формы могут быть прихватки?

Цель: Научиться изготавливать прихватку в лоскутной технике.

Выявление проблемы суждения:

Определяем проблему:

А сейчас выявим проблему:

1. Лоскутная техника? Да легко! Просто соединить кусочки и прихватка готова!

2. «Нет! Лоскутная техника  сложна в изготовлении. У меня много времени ушло на ее изготовление»

В чем противоречие?

Какой возникает вопрос?


Что нам нужно сделать, чтобы ответить на проблемный вопрос?

(Достаточно ли имеющихся знаний, чтобы изготовить прихватку в лоскутной технике?)

Это и будет планом нашего 1 урока. А на 2 уроке будем практически применять знания для изготовления прихватки.


- Слушают учителя, отвечают на вопросы;

- Оценивают личный опыт, делают выводы;

- Формулируют тему урока, цель;

Формируемые УУД:

Личностные:

- активизация имеющихся ранее знаний;

- активное погружение в тему;

- умение осознавать значимость поставленных учебных задач;

Регулятивные:

- умение поставить учебную цель;

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- умение выделять и формулировать задачи;

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли в устной форме;

Предметные:

- закрепление знаний по предыдущим темам;









































- Легко или сложно изготовлять прихватки в лоскутной технике?

-Надо узнать, что такое лоскутная техника,

- Выполнить эскиз.

- Познакомиться с последовательностью изготовления прихватки в лоскутной технике;

-Составить технологическую карту;

- Изготовить шаблоны.


Мобилизация знаний(Проверка знаний)

3мин.

Прежде чем мы начнем изучение новый темы, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что лоскутная техника- это прежде всего работа с тканью. Поэтому для нас очень важно проверить, что мы знаем о тканях. Я предлагаю поиграть в игру «Цепочка». Вы будете давать ответ на вопросы:

1. Из какого волокна изготавливают хлопчатобумажные ткани? Какого происхождения это волокно? (из хлопка, растительного происхождения)

2. На какой стороне ткани рисунок более яркий и четкий? (на лицевой)

3. как определить долевую нить в ткани?(по кромке, по растяжению, по звуку)

4.Перечислите виды изделий из домашнего обихода, изготовленные из хлопчатобумажных тканей? (постельное белье, покрывала, скатерти, занавески, полотенца, прихватки)

5. Какое назначение имеет прихватка(предохраняет руки от ожогов)

  1. 6. Что значит стачать срезы?(Стачивание (стачать) - это ниточное соединение двух или нескольких приблизительно равных по величине деталей, совмещенных по срезам.

  2. 7. Что значит разутюжить шов?( припуски на шов разложены в разные стороны)

  3. 8. Что такое шаблоны?  Шаблон — лекало, трафарет с вырезами, по контуру которых изготовляются чертежи.

  4. 9. Что такое эскиз?( Эски́з — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения).

  5. Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.





Введение новых знаний.

10мин.

А теперь я расскажу вам немного об этой технике. Слайд3. Итак, «Лоскутная техника». Что же такое «Лоскутное шитьё»? Лоскутное шитьё – вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных кусочков ткани (лоскутков) – запись в тетрадь.

Применяется техника этого шитья в изготовлении различных изделий, таких как:

- подушки и одеяла (слайд № 4)

- панно и картины (слайд № 5)

- игрушки (слайд № 6)

- одежда и сумки (слайд № 7)

- изделия для кухни (слайд №8)

Откуда же появилась эта чудесная техника?

   В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировались,  одежда перешивалась, а то, что не подлежало переделке, сжигалось в печи. Даже изношенные старые лапти после изготовления новых, закапывались в грядки.

Ненужная одежда и мелкие обрезки ткани использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Эти ни на что другое уже не годные кусочки пришивались в определенном порядке, а иногда и просто так на некоторую основу, сшивались между собой, образуя узоры и орнаменты, и становились маленькими произведениями искусства. Они служили в быту и давали тем самым вторую, а может быть, и третью жизнь ненужным вещам.



  









- Знакомство с лоскутным шитьем;

- Просмотр презентации;

- Фиксируют в тетради основные мысли;

Формируемые УУД:

Личностные:

- проявление интереса к новому содержанию;

- осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению;

Регулятивные:

- умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- умение работать с различными источниками информации;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний;

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации;

- умение выражать свои мысли в устной форме;

Предметные:

- умение давать определения новым понятиям темы;

- характеризовать особенности «Лоскутного шитья», особенности выбора ткани по волокнистому составу, цвету и рисунку, правила изготовления шаблонов для лоскутного изделия;

Физ-минутка.

5мин.

- Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся;

 Гимнастика для глаз.

1. Исходное положение -  сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна), 8 – 12 раз.

2. Исходное положение -  сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 – 10 раз.

3. Исходное положение -  сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении, 4 - 6 раз.

4. Исходное положение -  сидя на стуле. Выполнить четыре моргания в течение 15 – 30 секунд.

Подтягивание.

1. Исходное положение -  стоя, руки опущены. На раз - руки поднять вверх, потянуться; на два – вернуться в исходное положение. Повторить 4- 6 раз.

« Поза дерева»

Стоим, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Удерживайте позу 15-20 сек.


- Выполняют физические упражнения;

Формируемые УУД:

Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни;

5мин-Первичное закрепление нового материала

А теперь закрепим новый материал.

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

 1.Лоскутное шитьё это –( Вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных кусочков ткани (лоскутков)

2. Как появилась лоскутная техника?( В старину мастерицы берегли и использовали каждый клочок ткани).

3. Какие изделия можно изготовить в лоскутной технике? (Одеяла, подушки, прихватки, сумки, игрушки и т.д.)



- Слушают учителя;

- Обобщают новые знания;

Формируемые УУД:

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений;

Коммуникативные:

- умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

в устной речи;




Применение знаний на практике.

40мин

На столах у каждого лежит технологическая карта изготовления прихватки в лоскутной технике. Познакомьтесь и попробуйте расставить в правильном порядке последовательность технологического процесса изготовления прихватки в лоскутной технике. 5 мин


 А теперь попробуем вместе расставить в правильном порядке последовательность технологического процесса изготовления прихватки в лоскутной технике. Работаем цепочкой. Если вы считаете, что кто-то сделал не правильно, исправите.

Какие инструменты и оборудование применяются на каждом этапе.



Мы сегодня с вами попробуем изготовить эскиз для лоскутного изделия.

Выполним практическую работу: «Изготовление эскиза для лоскутного изделия - прихватки» Слайд 9

Цель практической работы: Выполнить эскиз прихватки. Представить работу.

- Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:- (проверка ТБ с ножницами)

  • Сообщает учащимся название практической работы;

  • Цель практической работы: Выполнить эскиз прихватки. Представить работу.



  • Разъясняет задачи практической работы; Слайд 9

1.Научиться выполнять эскиз прихватки.

2.Способствовать развитию активного внимания, наблюдательности, творческого воображения, самостоятельности.

3.Воспитывать аккуратность и эстетические качества.

  • Слайд 10Знакомит с объектом труда – образцом;( эскизы прихватки)

  • Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы;

- Контролирует выполнение учащимися практической работы;

- Оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

- Осуществляет контроль рационального использования учащимися учебного времени;

- Проводит заключительный инструктаж:

  • Организует выставку выполненных эскизов на доске;

Девочки, на 1 уроке мы провели подготовку к практической части нашего занятия. Можно ли уже ответить на наш проблемный вопрос.  Легко или сложно изготовлять прихватки в лоскутной технике?

  • Анализирует выполнение самостоятельной работы;

  • Организует разбор типичных ошибок учащихся;

Направляет учащихся на формулирование способов устранения ошибок.

- Работа в парах.

- Взаимоконтроль.

- Организуют рабочее место;

- Готовят необходимые для выполнения практической работы материалы;

- Выполняют практическую работу: «Изготовление эскиза для лоскутного изделия - прихватки»;

Формируемые УУД:

Личностные:

- осознание своих возможностей;

- мотивация на творческую деятельность;

- осознание ответственности за качество своей деятельности;

- проявление самостоятельности;

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность;

- умение осуществлять контроль по результату;

Познавательные:

- умение решать практические задачи на творческом уровне;

- умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы;

- умение соблюдать трудовую дисциплину;

- умение применять методы художественного оформления изделий;

- умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления;

- умение обосновывать критерии качества конечного результата;

Коммуникативные:

- умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные:

- закрепление знаний по выбору цветовой гаммы;

- применение знаний на практике по составлению эскиза

лоскутного изделия с использованием шаблонов;




















Да, сложно. Нужно составить технологическую карту. Нарисовать эскиз и изготовить шаблон.


Рефлексия деятельности

- Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока;

- Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;

Продолжите фразу:

Сегодня я узнала…

- Проводят самооценку;

- Оценивают работу одноклассников;

Формируемые УУД:

Личностные:

- умение провести самооценку и организовать взаимооценку;

Регулятивные:


Было интересно…

Было трудно…

Я выполняла задания…

Теперь я могу…

Я приобрела…

Я научилась…

У меня получилось …

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…




- умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению;

Коммуникативные:

- умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников;




Домашнее задание: На следующем уроке мы продолжим знакомиться с декоративно-прикладным искусством.

Выполнить шаблон прихватки.





Слайд 11.Закончим урок словами Николай Заболоцкий: Два мира есть у человека,

Один, который нас творил,

Другой который мы от века,

Творим по мере наших сил.

Желаю, чтобы Ваши два мира были всегда в гармонии. Желаю творческих успехов. Спасибо за урок!












Технологическая карта эскиза прихватки.



  1. Решить какую выбрать прихватку по форме, размеру.

  2. Выбрать способ лоскутной техники.

  3. Зарисовать эскиз прихватки.

  4. Изготовит шаблон прихватки.











Технологическая карта прихватки.

Составление «рисунка» лицевой поверхности прихватки.

  1. Сложить детали лицевыми сторонами друг к другу.

  2. Сметать по намеченным линиям.

  3. Стачать.

  4. Удалить стежки временного назначения.

  5. Разутюжить припуски шва.

Соединение полос:

  1. Сложить две соседние полосы лицевыми сторонами внутрь.

  2. Сметать.

  3. Стачать по намеченным линиям.

  4. Удалить стежки временного назначения.

  5. Разутюжить припуски на шов.

Соединение утепляющей ткани с лицевой поверхностью.

  1. Сметать верхнею и утепляющую стороны.

Обработка боковых срезов:

  1. Поочередно приметать обтачки к прихватке.

  2. Притачать.

  3. Убрать стежки временного назначения.