СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология критического мышления, как один из элементов педагогических технологий

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология критического мышления, как один из элементов педагогических технологий»

Технология критического мышления, как один из элементов педагогических технологий



Технология критического мышления,  которую я  использую  в своей работе, интересна  и эффективна тем, что в ней синтезированы многие из известных технологий. Это  коллективный и групповой способ обучения, технологии развивающего и проблемно-ориентированного обучения.

Многие приемы  технологии представляют собой совокупность заданий, в процессе выполнения которых появляются работы творческого характера. В основе технологии  критического мышления  лежит принцип:  «Как можно больше ученика и как можно меньше учителя», который и служит формированию мотивации познания у обучающихся и развития самостоятельности.

Технология критического мышления , как часть педагогических технологий

•ИКТ технологии

•здоровье сберегающие технологии

•технология критического мышления

•уровневая дифференциация

•тестовые технологии

•проблемное обучение

Методы технологии развития критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма

Формы урока, используемые в этой технологии, отличаются от уроков в традиционном  обучении. Ученики становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя — в основном координирующая.

Что же такое критическое мышление? КМ– под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.  Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

Универсальные методы и приемы смыслового чтения, использованные при работе с текстом

Приобретаемые умения и навыки

Формируемые УУД

Понимать информацию, представленную в текстовой форме;  отделять новое знание от  известного; ставить вопросы к тексту и искать ответы на них.

Ориентировать в системе знаний; выполнять анализ, производить синтез.

Находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее; формулировать несложные выводы на основе прочитанного текста; сравнивать информацию

Познавательные УУД

Находить в тексте требуемую информацию; определять тему и главную мысль текста.

Решать задачи на основе изученного материала.

Предметные УУД

Составлять тексты в устной и письменной форме. Формулировать свои мысли; понимать собеседника; объяснять партнеру свою точку зрения.

Коммуникативные УУД

Работая по алгоритму (памятке), сверять свои ответы и, при необходимости, корректировать свои записи с помощью одноклассников и учителя.

Сверять свои ответы с целью проверки правильности выполнения задания и коррекции; оценивать результаты совместной деятельности

Регулятивные УУД

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

  • подготовительный  –стадия вызова;

  • восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

  • присвоение информации – стадия рефлексии.



Описание  технологии РКМЧП





Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы,

Информация,

полученная на первой стадии, выслушивается,

записывается, обсуждается, работа ведется

индивидуально - парами - группами.


- Вспоминают и анализируют знания

по данной теме;

- систематизируют информацию до ее изучения;

- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

- строят предположения о содержании текста, исходя

из заголовка, выделенных слов и т.д.;

- публично демонстрируют свои знания с помощью

устной и письменной речи.


1. Составление списка известной информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по опорным ключевым словам.

3. Систематизация материала (графическая):

кластеры, таблицы.

4. Верные и неверные утверждения (игра «Верю-не верю)перепутанные

Корзина понятий

логические цепочки и т.д.


Стадия осмысления


Работа с новой информацией.

Непосредственный контакт с новой информацией

(текст, фильм, , материал параграфа),

индивидуально – парами – группами.


- Читают или слушают текст, используя предложенные

педагогом активные методы чтения;

- делают пометки на полях или ведут записи по

мере осмысления новой информации.


Методы активного чтения:

1. Маркировка с использованием значков

«v», «+», «-», «?» (прием «Инсерт»)


2. Ведение различных записей типа двойных дневников,

бортовых журналов.

3. Поиск ответов на поставленные в первой части

урока вопросы.


Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным предположениям,

установление причинно- следственных связей между

блоками информации;

Творческая переработка, анализ, интерпретация

изученной информации, работа ведется индивидуально

– в парах – группах


- Соотносят новую информацию со «старой»,

используя знания, полученные на стадии осмысления;

- классифицируют и систематизируют, рождение новых

целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;

- своими словами выражают новые идеи и мысли;

- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою

точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

- самооценка и самоопределение.


1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений,

дополнений в сделанные на первой стадии.

2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

3. Ответы на поставленные вопросы.

4. Организация устных и письменных круглых столов.


5. Исследования по отдельным вопросам темы.

6. Творческие, исследовательские или практические задания на

основе осмысления изученной информации.


2  .5..Применение приемов  технологии развития критического мышления учащихся на уроках математики  .

Например при изучении единиц времени на стадии вызова ученикам на листах предлагается таблица (прием «Инсерт») и  дается задание Записать какие единицы времени они знают. Затем ставится вопросЧто бы вы хотели узнать о единицах времени?  На этапе осмысления учитель предлагает учащимся прочитать текст При работе с текстом использовать маркировочные значки:

«V»- то, что знаю

«+» - новая информация

« -  » -  думал иначе

«V»- то, что знаю


«+» - новая информация

« -  » -  думал иначе

« ? » - есть вопросы

Год

Неделя

Минута

Час

Месяц




« ? » - есть вопросы

После прочтения детям предлагается заполнить таблицу  и дополнить фразу, в которой дети описывали сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени. Закрепляю знания учеников, составляя предложения по опорным словам.

Прием развития критического мышления «Рассказ-активизация по ключевым словам». Задание По опорным словам, которые появились у нас на доске, опишите сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени. (Например: "Сегодня 2 марта, вторник, зима, 2010 год, ХХI век, 9 часов" и т.п.) Тема урока была мною выбрана не случайно. При изучении остальных величин (массы, длины, площади) числа связаны между собой кратно 10, 100, 1000 и т.д. В единицах времени совсем другие числа.  Часто дети путают и 1ч становится равным 100 мин. Надеюсь, применение технологии критического мышления обеспечит достижение качественно нового результата и такие ошибки исчезнут.





На стадии вызова наиболее часто используются следующие приёмы:

«Верные, неверные утверждения»: учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ. На карточка таблица « ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»



ВОПРОС

ВЕРЮ

НЕ ВЕРЮ

1

Скорость – это движение



2

Скорость – это расстояние между двумя точками.



3

Скорость измеряют рулеткой



4

Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени.



5

Скорость – это быстрая езда



6

Скорость измеряют часами



7

Чем больше скорость предмета, тем дольше он находится в пути



8

Время движения объекта зависит от его скорости



9

Если тела движутся одинаковое время, то и расстояние они пройдут одинаковое



10

Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время



На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель сновавозвращает детей к вопросам. При введении понятия « Площадь прямоугольника» на стадии вызов повторяем  свойства прямоугольника через игру "Да-нет"

- Через точку можно провести только одну прямую (нет).

- Прямоугольник - это замкнутая ломаная линия (да).

- Прямоугольник - это четырёхугольник, у которого все стороны равны (нет).

- Треугольник, у которого две стороны имеют равную длину, называется равнобедренным (да).

- Треугольник, у которого один угол острый, называется тупоугольным (нет).

- Площадь - это сумма длин сторон прямоугольника (нет)



«Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Последовательность действий проста и логична:

Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»). По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

При изучении темы «Задачи на движение» на этапе обобщения стадия «Вызов» предлагаю детям составить кластер «Задачи»

•встречное движение

•противоположное движение

•движение вдогонку

•в одном направлении

•движение с отставанием

На этапе осмысления уместно прочитать словарную статью «Скорость» и сделать пометы

«V»- то, что знаю


«+» - новая информация

« -  » -  думал иначе

« ? » - есть вопросы









СКОРОСТЬ (словарь) –       1) та или иная степень быстроты движения

2) та или степень быстроты какого-нибудь действия вообще

3) расстояние, пройденное в единицу времени

Так как на разных участках пути тела движутся неравномерно, то в математике используют понятие «средняя скорость». Различные тела движутся с разной скоростью. Например, средняя скорость поезда 100 км/ч, человек движется со средней скоростью 4км в час, автомобиль в городе – 60 км/ч. В животном  мире рекордсменами скорости являются гепард – 70 км/ч и улитка – 1,5 мм/с.

Скорости измеряются различными приборами: спидометром – автомобиль, лагом—корабль,  скоростомером— поезд, анемометром измеряют скорость воздушных потоков, для современных велосипедов придумали компьютерный спидометр.

Так как скорость -  это расстояние, пройденное в единицу времени, то найти ее можно разделив расстояние на время.

На уроке закрепления понятий «Цена количество стоимость» обобщая  знания по данной теме и умение решать задачи, которые содержат денежные величины.



Прием "Корзина понятий"(на учительском столе небольшая плетеная корзина, которая наполняется высказываниями детей)

Давайте наполним нашу " Корзину понятий" тем, что узнали на предыдущих уроках, что вы знаете по теме "Цена, количество, стоимость". И всем тем, что относится к понятию "Деньги". Итак, начинаем ! Корзина идей

•Цена - это стоимость одного предмета.•Деньги любят счёт.•Стоимость - это количество денег, которые заплатили за товар.•Деньги были металлические, их рубили, так появились рубли.•Рубли можно поменять на иностранную валюту: доллары, евро•Количество - это множество товара.•В России две группы денег: монеты и купюры.•Деньги можно хранить в банке, копилке.•Деньги можно у кого - нибудь попросить в долг.•Дружба дружбой, а денежки врозь.•В магазине дают сдачу.•Деньги воровать нельзя.•Профессии, связанные с деньгами: продавец, кассир, почтальон.•Когда денег не было, люди обменивались товаром.•На деньги можно купить всё, кроме здоровья.•Деньги надо зарабатывать.

Групповая работа как прием развития критического мышления

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа. Формирование групповой общности начинаю с разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Учащимся иногда предлагаю кратко ответить на вопросы: «Что ты ждешь от урока?», «Что тебе уже известно по данной теме?». Хорошо помогают созданию нужной ауры выбор эпиграфа к уроку.

При проведении рефлексии предлагаю учащимся закончить предложения:

Сегодня на уроке…

Работа в группе мне …

Хочется пожелать, чтобы… и др.

Во время групповой работы я контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы, в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе. Очень важным в такой деятельности является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и естественно верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.

При первичном закреплении, т.е. при отработке основных понятий, учебных умений и навыков, использую работу в парах. Характер такой деятельности – репродуктивный. Использую пары постоянного и переменного состава, динамические и статистические.

На этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель», использую карточки. Каждый в паре играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводится до 10 минут урока. В это время я осуществляю включённый контроль, т.е. слушаю ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оцениваю их, помогаю ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, развивают коммуникативные навыки, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность: высказать своё мнение и быть услышанным.