СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технология критического мышления на уроках географии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование технологии критического мышления на уроках географии

Просмотр содержимого документа
««Технология критического мышления на уроках географии»»



Беседа для родительского собрания – 6 класс

Тема:

«Влияние компьютерных игр на психику ребёнка»

учитель – Козина Любовь Александровна

Компьютер игры - это третий по популярности запрос, который задается поисковому серверу Yandex.ru


Вот, например, японские исследователи из Университета Тохоку нам сообщили о негативном влиянии компьютерных игр на детскую психику. По данным проведенного ими исследования, компьютерные игры повышают в детях склонность к насилию, затормаживая развитие мозга. Тесты показали, что у детей, игравших в компьютерные игры, стимулировались только те части мозга, которые отвечали за зрение и мышечную моторику. А та часть мозга, которая помогает человеку контролировать свои негативные эмоции, вообще при игре не стимулировалась.


А вот Европейская ассоциация производителей компьютерных игр (ELSPA) опубликовала сообщение, в котором приводятся совершенно противоположные данные, полученные британскими исследователями из Университета Центрального Ланкашира и Манчестерского университета.


Согласно сведениям, полученным в ходе сравнительного тестирования геймеров во время игровых турниров и их сверстников, увлекающихся спортом, ученые установили, что обе группы испытывают схожие уровни активности, концентрации и увлеченности. Практически одинаковым оказался и психологический эффект от компьютерных игр и занятий спортом. Никаких причин, чтобы говорить об компьютерных играх как источнике асоциального поведения подростков, их повышенной жестокости и причине замедленного умственного развития, британские исследователи не обнаружили.


Виртуальный реализм

Многие мамы и папы спокойно относятся к тому, что у их двухлетнего отпрыска есть своя, и не маленькая, коллекция дисков, и он с упоением играет у монитора. А доктора, между прочим, утверждают, что до пяти лет ребенка вообще нельзя подпускать к компьютеру - вредно для здоровья. Но, кажется, компромисс найден. Недавние исследования доказали, что нижняя возрастная планка для маленьких геймеров - три года - вполне допустима. Ведь ребенок смотрит "мультики", кассеты, поэтому если он будет по 15 минут дважды в неделю играть, можно не беспокоиться. Именно время - определяющий фактор безопасности. Кстати, с пяти до семи лет время игры можно увеличить до 20 минут, а с восьми - уже до получаса. А в какие игры будем играть?

Чтобы получать истинное удовольствие от игры, нужно по-свойски обращаться с мышкой и клавиатурой, поэтому первые виртуальные игры ребенка чрезвычайно просты: он быстро запоминает, на какую клавишу нажать и где щелкнуть курсором, чтобы добиться нужного действия на дисплее. Кстати, это отличный тренинг для зрительно-моторной координации. Играя вместе с забавными зверушками или знакомыми героями сказок и "мультиков", ребенок учится раскрашивать, рисовать, запоминает цвета, получает первые представления о форме, объеме и т. п. Игры развивают смекалку, воображение, заставляют быстро принимать решения. Программы построены по принципу "поработал - отдохнул": задачки перемежаются играми, фрагментами "мультиков", песенками, стихами, есть игры с физкультпаузами (занятия проводит забавный герой), караоке, флеш-песенками. Специалисты советуют обратить внимание и на такой момент: оснащена ли программа встроенным таймером - это дает возможность мамам и папам контролировать время игры, а ребенок без бурных протестов готов смириться с тем, что его железный друг "устал" и хочет "отдохнуть".


Существуют "автономные" игры и "сериалы". Например, первые диски коллекций "Несерьезные уроки" или "Развивай-ка" рассчитаны на детей от двух до четырех лет. Это "раскраски", уроки рисования, логические задачки. Играя, малыш запоминает названия животных, предметов и т. д. А дальше игры, входящие в серии, "растут" вместе с ребенком: усложняются задания, увеличивается объем информации, дети знакомятся с основными понятиями цвета, формы и объема, узнают много нового об окружающем мире.

Виртуальные сериалы хороши тем, что, встречаясь с уже знакомыми персонажами, ребенок, не напрягаясь, входит в игровую среду, он более сосредоточен, быстрее воспринимает информацию и выполняет задания.


Обучение как развлечение


С пяти-шести лет ребенку подойдут игры, развивающие навыки, необходимые в школе: сложение, вычитание, чтение, распознавание музыкальных звуков, а также тренирующие память, быстроту реакции и внимание ("Маленькие драконы", сериалы "Несерьезные уроки", "Лего" и др.). В основе игр лежит принцип положительных стимулов: сделав что-то не так, маленький геймер получит объяснения и помощь от веселых героев игры, чтобы в следующий раз ему было легче принять правильное решение. Ребенок может выбирать задания разных уровней сложности, что приучает его к самостоятельности. Детям, которые активно играют, намного легче адаптироваться в школе, считают многие педагоги, так как они более уверены в себе и собраны, умеют сопоставлять, анализировать, думать.


Do you speak English?


Среди обучающих есть особая группа игр, с помощью которых малыш начинает учить языки: английский, немецкий, французский. Уроки иностранного ведут герои любимых мультиков и сказок, например- Мышка Миа, забавный пес Клиффорд и др. Вместе с ними малыш попадает в захватывающие переделки, решает веселые задачки, на лету схватывает отдельные слова и целые фразы, запоминает буквы. А детям, у которых уже есть начальные знания, можно купить более сложные игры, в которых ребенок погружается в языковую среду, осваивает азы грамматики. Важный момент: такие игры часто озвучиваются носителями языка, поэтому малыш изначально настраивается на правильное произношение, интонации. А динамичная фабула игры, захватывая ребенка, вызывает у него активный интерес к языку, что в будущем облегчает процесс обучения.


Шутеры в сторону!


Многие дети в семь-восемь лет играют на компьютере не хуже мамы с папой. Например, в "шутеры" (где можно серьезно пострелять) или "экшн" (а-ля боевики) и прочие взрослые жанровые игры. Ничего хорошего в этом нет - нешуточные страсти, которые ребенок переживает у монитора, со временем могут привести к так называемой компьютерной зависимости: игра

затягивает как наркотик, и родителям порой приходится обращаться за помощью к психологам. Конечно, детям нужны игры с острым сюжетом, захватывающими приключениями - непоседе они помогают выпустить пар, а ребенку, у которого есть проблемы с быстротой реакции, концентрируют внимание. Но игры должны соответствовать возрасту. Ученые Института человека РАН, изучавшие влияние компьютерных игр на психику детей, пришли к выводу, что мозг семилетнего ребенка еще не настроен на защиту от виртуальной агрессии и жестокости, поэтому взрослые игры могут нанести ему серьезные эмоциональные и психические травмы. Специалисты советуют подбирать детям игры с элементами жанра "квест" (от английского - поиск) или "аркады" (приключения). Для старших это могут быть серии о тролле Кузе или "Кибер-шпионы" с веселыми приключениями и хитроумными состязаниями, развивающие находчивость и сообразительность, диски по мотивам замечательных диснеевских фильмов: "В поисках Немо", "Король-лев. Гордость Симбы", а для малышей -"Дональд Дак. Утиные истории", "Тигра и Винни-Пух" и другие.


Компьютерные игры: вред или польза


Компьютеризация нашей жизни давно стала привычной и принесла с собой наряду с пользой немало проблем. Относится это и к компьютерным играм - тем более что ими в основном увлекаются дети и подростки. В обществе все больше распространяется мнение о том, что они опасны для психики ребенка: развивают в нем агрессивность, сужают круг его интересов, обедняют эмоциональную сферу.


С 2000-х годов в средствах массовой информации появляется много сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. Среди основных обвинений - зависимость, которая выражается в психопатологических симптомах: неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, оскудение эмоциональной сферы и т.д.


Некоторые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, правого экстремизма.


В качестве негативных последствий указывают сужение круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности. Занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводят к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Негативную картину дополняют соматические

нарушения (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и др.), которые,

как полагают, - прямое следствие "компьютеризации" свободного времени подростков.

Приведенные выше мнения высказывают не только в СМИ, но и находят поддержку в научном сообществе. Названные проблемы сделали необходимым исследования, которые могли бы выявить особенности подростков, проводящих большое количество времени за компьютерными играми.

Исследование пользователей 9-16 лет в течение 5 месяцев показало, что введение компьютерных игр в структуру увлечений изменяет предпочтения других видов досуговой активности и их интенсивность лишь на несколько недель; в течение трех месяцев у большинства пользователей восстанавливается прежняя структура хобби. Интересен и другой результат, который опровергает расхожее мнение: у игроков в компьютерные игры, по сравнению с их сверстниками, наблюдается более адаптивное социальное поведение. У подростков не обнаружили и серьезных нарушений психической деятельности или симптомов "компьютерной" зависимости. Есть лишь данные о переутомлении, боли в ногах (у игроков с компьютерными автоматами), боли в кистях рук (от судорожного сжимания джойстика), рези в глазах, общей возбужденности, трудности с засыпанием.


В западном обществе одна из центральных тем психологических исследований - проблема агрессивности несовершеннолетних и связанных с ней правонарушений. Однако данные многочисленных работ на эту тему свидетельствуют о том, что игры с агрессивным содержанием способны стимулировать агрессивность только у детей младшего школьного возраста (6-9 лет). Так же влияют на детей телепрограммы и рекламные ролики с элементами насилия.

Тем не менее, накопленные эмпирические данные и результаты проведенного исследования не позволяют говорить об однозначно негативных влияниях компьютерных игр на психику детей и подростков.


Неумеренное использование компьютерных игр (как и любого досуга) может приводить к психопатологическим симптомам.

Однако подобные феномены наблюдаются лишь у одной десятой части исследуемых. Очевидно, что в группе патологических игроков налицо явная "передозировка" игры как терапевтического средства. Логично предположить, что использование ее в разумных пределах может дать положительный эффект.


Вред от компьютерных игр, главным образом, связан с неумеренным их использованием.


Для любого возраста существуют, как известно, определенные временные нормы, и придерживаться их надо неукоснительно. Но те, для кого компьютерные игры — источник средств к существованию (производители игр, авторы геймерских изданий, повествующих о пользе компьютерных игр, владельцы компьютерных клубов) утверждают совершенно обратное — есть заинтересованные стороны. Просто каждый из них заинтересован в своем и пытается этого добиться любыми, доступными ему способами.


Можно очень долго рассуждать на тему пользы и вреда компьютерных игр. Однако самое смешное кроется в том, что сами они не обладают ни признаком вредности, ни признаком полезности, точно так же, как и любой другой предмет. Ведь ножом можно отрезать лимон, а можно и зарезать старушку. И почему-то еще никому не пришло в голову запретить ножи. Дело не в предметах, а в том как, кем и с какой целью они используются.


Безусловно, родителям надо более внимательно относиться к тому, чем занимается их ребенок вообще, и к тому, в какие игры он играет, в частности. Вред и польза компьютерных игр являются одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу.