Выступление на метод. объединении.
подготовила учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 38 г.Владикавказ
Сеидова С.В.
Технология модульного обучения.
Введение
Глубокое реформирование системы образования, вызванное к жизни социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение объема изучаемых дисциплин создали необходимость использования новых образовательных технологий.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должны стать умения находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необходимо учить ребёнка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса.
Перед учителем встала задача активизировать деятельность всего класса, включить в учебный процесс каждого ученика. И для успешного выполнения поставленных хорошо подходит технология модульного обучения. Прежде всего меня в этой методике привлекло то, что каждый ученик должен не только получать знания, но и учится сам добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда.
Модульное обучение: сущность, технология
Модульное обучение – это такая педагогическая технология, при которой учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей. Модульное обучение очень близко по своим идеям и организационным формам программированному обучению. Учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения. Модульное обучение обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, активизацию познавательной деятельности, условия для творческого развития и самовыражения личности.
Итак, в курсе учебного предмета выделяются тематические блоки, основываясь на программу курса. Сам модуль может представлять содержание курса в трёх уровнях: полном, сокращённом и углубленном. Учебный материал подаётся на всех возможных кодах:
СИМВОЛ - рисуночном, (нарисовать)
СЛОВО – словесном (рассказать, написать)
СХЕМА – (графическое изображение, диаграмма)
Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)
методическое руководство по достижению целей (как?)
практические занятия по формированию необходимых умений
контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Поскольку модульное обучение в качестве одной из целей преследует формирование у школьника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного выбора цели. Поэтому эффективность обучения будет много выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом – мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Модульный урок тем и отличается от обычного, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается на то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора учениками пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передаёт модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления. Роль учителя на модульном уроке – управление работой учащихся, потому он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников.
Модульный урок даёт возможность получать много оценок – баллов за все виды устных и письменных работ. Баллы ученики выставляют в тетради на полях. При этом получается, что даже двойка перестаёт быть “приговором”. Получив неудовлетворительную отметку, ученик может самостоятельно исправить её, доработав материал. В журнале выставляют только оценки “выходного контроля”. Обычно за урок ученик получает две оценки – за устную работу: знание теории, дополнения - и за практическую часть. Тетради проверяются ежедневно, и хорошо, если обе оценки совпадают.
Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если ученик отработал все учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то ему нет необходимости выполнять домашнее задание. Если же в ходе классной работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал. Обычно в конце каждого урока – модуля есть рекомендации учителя, которые начинаются словами: “если ты что-то не усвоил на уроке, не расстраивайся, повтори параграф №, выполни упражнение …”.
Проводить модульные уроки, а главное - готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа.
Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.
Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.
В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников.
Способ построения обучающего модуля. Технологическая карта.
Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент.
Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.
СТРУКТУРА МОДУЛЯ.
Номер Учебного элемента | Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка. | Управление обучением (содержание, формы, методы). | Рекомендации (Как сделать?) | Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка. |
УЭ -0 | Цели и задачи модуля. Актуализация целей. | Методическое руководство. | Необходимые знания и умения. | Работа в парах. Взаимопроверка |
УЭ- 1 | Учебный модуль. Цель элемента. | Входной контроль. | Пояснения к учебному материалу. | |
УЭ - 2 | Обобщение. Цель элемента. | Источники информации, алгоритмы решения задач. | | |
УЭ - 3 | Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням). | | | Проверка по ключу, эталону. |
ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ
Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.
Фамилия, имя ученика
Учебный элемент (этапы работы) | Количество баллов по номерам заданий. | Итого (кол-во баллов) |
| №1 | № 2 | № 3 | |
УЭ - 1. Проверка изученного материала. УЭ – 2. Изучение нового материала УЭ – 3. Обобщение изученного материала. УЭ – 4. Закрепление. Контроль. Итого: Оценка: | | | | |
Заключение
Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика, и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.
Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.
Отличие от других систем состоит в следующем:
содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью.
изменяется форма общения учителя с учениками
ученик работает максимум времени самостоятельно
учится самопланированию и самоконтролю
отсутствует проблема индивидуального консультирования
При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.
Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.
ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ ПО МОДУЛЮ (для учащихся)
Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).
У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!
Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!
Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом! Фраза “Работа в парах” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …
Литература
Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Москва: 1989 г.
Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону.: 2001 г.
Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону. : 2001 г.
Селевко Г.К.Современные образовательныё технологии. Москва.: 1998 г.
Баянова Л. А. Технология модульного обучения в школе // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 107-109.
Русский язык.
Тема: творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.
Тип урока: Урок общей методологической направленности.
УЭ – 0 Повторение пройденного материала о правописании прилагательных в дательном падеже. | Какие знания потребовались для выполнения дом.работы? Поставьте цель нашего подготовительного нулевого учебного элемента. Цель: Повторить правописание окончаний имён прилагательных в дательном падеже. Проверить выполнение домашней работы. А) Вспомни и расскажи правило о правописании окончаний прилагательных в дательном падеже. Проверь д/з по эталону. Оцени себя. Б) Запиши под диктовку. Салют, трамвай, картина. вагон, пассажир, пальто, завтра, календарь. Поставь ударение, подчеркни орфограммы. Составь 2 словосочетания с любыми из данных слов в дательном падеже прилагательное + существительное. Выдели окончание прилагательного. Докажи соседу по парте, что написал правильно. В) Работа по развитию речи. Мудрому человеку нужны длинные уши и короткий язык. Прочтите пословицу. Объясните, в каком значении употребили прилагательные длинные и короткий? Найдите прилагательное в дательном падеже. Ещё раз сделай вывод. Какие окончания имеют прилагательные в дательном падеже в мужском и среднем роде? | 3 мин. По эталону. Самопроверка 7 мин. Эталон. 2 мин. 1 балл за ответ. |
УЭ – 1. Изучение нового материала. Выучи правило о правописании окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах. | Цель: выучить правило о правописании окончаний имени прилагательного в творительном и предложном падежах. Сравнить падежные вопросы и окончания имён прилагательных в этих падежах, научиться их различать. А) Спиши. Вставь прилагательные из скобок в словосочетание, изменив его по смыслу, запиши вопрос. Ставь ударение. Окружён … кустарником. Спрятался в … кустарнике. (густой, колючий). Любовался … озером. Отдыхал на.. озере. (лесное, красивое). В каких падежах употреблены прилагательные в данных предложениях? Назовите ударные и безударные окончания прилагательных в творительном падеже. Назови ударные и безударные окончания прилагательных в предложном падеже. Назови вопросы творительного и предложного падежей. Подумай, почему мы сравниваем эти падежные формы имен прилагательных? Запишем правило в виде таблицы. Т.п. каким? –ым, -им П.п. о каком? –ом, -ем Какие окончания имеют прилагательные в творительном и предложном падеже в мужском и среднем роде? Проверьте по учебнику стр. 135 верно ли вы сделали вывод. ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Выпиши номера словосочетаний с прилагательными в творительном и предложном падежах В зимнем уборе. 2. По длинному оврагу. 3. Зимним вечером. 4. Сильному морозу. 5. В дремучем лесу. 6. Доброго человека. 7. На синем небе. Вернись к цели учебного элемента 1, скажи правило. Дежурный! Не забудь, что пора отдохнуть! | 8 мин. Взаимопроверка. Оцени работу товарища. 2 мин. 1 балл за ответ. 2 мин. 1 балл 3 мин Сверь с эталоном учителя. 4 балла за правильно выполненную работу. Расскажи соседу по парте. |
УЭ – 2 Первичное закрепление. | Цель: Закрепить полученные знания о правописании окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах. А) Выполни упражнение № 308 стр. 136. Сделай фонетическую транскрипцию слова весёлом. Объясни орфограммы. Б) Внимание! Аукцион прилагательных в творительном и предложном падежах “Кто больше?” по схемам. Весёлым, красивым, печальном, хорошем. | 6 мин. 2 мин. По 1 баллу за слово, за ответ |
УЭ – 3 Контроль полученных знаний. | Цель: Проверить, как усвоено правило о правописании окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы. Определи падеж, выдели окончания. Солнце село за дальн.. лесом. Лес наполнился птичь.. гамом. Мечтаю о дальн.. походе в моря! В соседн … посёлке вырыли пруд. | 3 мин. Проверка учителем. |
УЭ – 4 Проверь себя. | Цель: Уточнить всё ли усвоил на уроке. Вернись к целям урока и ответь на вопросы. На какие вопросы отвечают прилагательные в творительном и предложном падежах? Какие окончания имеют прилагательные в творительном и предложном падежах? Приведите примеры. | 2 мин. |
Упражнения для самостоятельной работы дома. Упр. 307 стр. 136.
Оцени свою работу на уроке.
25-40 баллов “5”
19-24 баллов “4”
13-18 баллов “3”
Меньше 12 баллов “2”