СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология обучения трудовым навыкам учащихся коррекционных школ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших направлений в процессе профессионально-трудового обучения учащихся с недостатками психо­физиологического и интеллектуального раз­вития является механизм формирования целенаправленных действий и движений в процессе овладения навыками.

Организуя процесс формирования трудовых навыков, важно учитывать известные положения о влиянии условий обучения на их усвоение.

Просмотр содержимого документа
«Технология обучения трудовым навыкам учащихся коррекционных школ»

Технология обучения трудовым навыкам учащихся коррекционных школ

Одним из важнейших направлений в процессе профессионально-трудового обучения учащихся с недостатками психо­физиологического и интеллектуального раз­вития является механизм формирования целенаправленных действий и движений в процессе овладения навыками.

Организуя процесс формирования трудовых навыков, важно учитывать известные положения о влиянии условий обучения на их усвоение.

В психологии труда за основу обучения принимаются внешние и внутренние условия формирования навыков. К внешним услови­ям относятся:

  1. Эффективность объяснения учителем трудовых приемов;

  2. Организация системы упражнений;

  3. Оценка учителем действий учащихся;

  4. Дифференцированный подход к уча­щимся;

  5. Наличие приспособлений срочной ин­формации о результатах трудовых действий.

В число внутренних условий формирова­ния навыков входят:

    1. Интеллектуальный уровень обучае­мых (способность к формированию образа эталона труда и к осознанию трудовых дей­ствий);

    2. Уровень сенсорной чувствительности;

    3. Наличие трудового опыта;

    4. Самооценка трудовой деятельности;

    5. Развитие самоконтроля трудовых дей­ствий;

    6. Способность к переносу навыков;

    7. Состояние двигательной сферы;

    8. Энергетический потенциал личности ребенка (эмоции, работоспособность);

    9. Дифференциация учащихся по способ­ности к овладению трудовыми навыками.

В про­цессе трудового обучения двигательным тру­довым навыкам у разных групп учащихся продвижение идет неравномерно. Это вы­звано неоднородностью их состава, которая определяется разными потенциальными воз­можностями и связана с особенностями при­сущих им дефектов.

Существующая неоднородность в уров­нях усвоения профессиональных навыков обращала на себя внимание исследователей и практических работников, побуждала их искать способы дифференциации учащих­ся, пути и методы преодоления трудностей в обучении. Суть их сводится к тому, что дифференцированный подход предусматри­вает изучение глубины дефекта, выявление у учеников способностей к учебной деятель­ности с учетом нарушений психофизических функций, участвующих в формировании навыка.

Учащиеся коррекционной школы VIII вида обучаются профессиям, в основе которых лежат ручные операции. Дифференцирован­ный подход в обучении приемам труда во многом связан с имеющимися у школьников двигательными нарушениями, они затруд­няют формирование трудовых действий. Ха­рактер трудностей зависит как от индивиду­альных особенностей нарушения моторики, так и от состава трудового действия. Усвоение результата приема и орудия труда в основном зависит от уровня интеллектуального развития учащегося, а формирование двигательной программы в значительной мере определяется развитием его моторики.

Дифференциация обучаемых по способностям к овладению навыками была основана на педагогическом подходе к оценке трудовых качеств, полученных путем наблю­дения за учебной деятельностью учащихся, а также с учетом имеющихся анамнести­ческих данных.



Зная особенности трудовой деятельности каждого ребенка, учитель особое внимание уделяет развитию тех качеств, которые яв­лялись главным тормозом в обучении. Это позволяло целенаправленно осуществлять дифференцированный подход и добиваться наиболее эффективного продвижения каж­дого учащегося в овладении системой про­фессиональных навыков.

В качестве методических средств повы­шения эффективности осознания трудовых действий, были использованы таблицы и плакаты, фото и видеоматериал. В качестве индивидуального раздаточного материала применялись технологические карты с описани­ем трудовых действий, кроссворды на обоб­щение знаний по определенной операции. Учитель должен разработать заданий с посте­пенным усложнением действий, подводя­щий учащихся к осознанию выполняемых приемов операции.

При обучении осознанию трудовых дей­ствий, учитель должен придерживаться следующей мето­дической последовательности:

      1. Создание целевой установки на овладе­ние операцией.

      2. Объяснение назначения операции и ана­лиз ее результатов.

      3. Обсуждение в беседе демонстрируе­мого учителем правильно организованно­го для определенной операции рабочего места и соответствующего плаката с изо­бражением рабочей позы, размещением материала и заготовок, а также положения орудий труда.

      4. Показ учителем рабочего приема с объ­яснением трудовых действий изучаемой опе­рации.

      5. Просмотр записей видеосюжета, демон­стрирующих действия операции квалифици­рованным рабочим в нормальном и замед­ленном темпе.

      6. Изучение плаката с описанием последо­вательности трудовых действий операции и возможных видов брака.

      7. Повторная демонстрация показа приема перед выполнением пробной работы учащихся.

      8. Первоначальное выполнение учащимися операции с проговариванием.

      9. Запись учащимися в тетрадях основных технологических терминов и выражений, от­носящихся к данной операции.

10. Индивидуальная работа учащихся на последующих занятиях с различными дидак­тическими материалами: заполнение таблиц, выполнение различных заданий на осознавание трудовых действий, распределение вни­мания при работе, перфокарты и кроссворды. Обсуждение организации рабочего места для выполнения операции, вклю­чало проговаривание учащимися названия рабочего места, инструментов и приспособлении, которые необходимы. Развитие точности и аккуратности перед началом работы способствовало осмыслен­ному подходу к выполняемым действиям. С учащимися проводиться работа, направ­ленная на усвоение названий объекта труда и его элементов. Путем наводящих вопро­сов, типа: «А что произойдет в ходе вы­полнения трудовых действий, уточнялись зна­ния в названии ручных инструментов, приспособлений и деталей машины. После этого учащиеся знакомились с при­емами трудовых действий в определенной последовательности. Порядок трудовых действий и приемов операции, а также возникающие при не­правильных приемах выполнения опера­ции.

После объяснения назначения технологи­ческой операции и демонстрации ее учителем (в рабочем, замедленном и снова в рабочем темпе) с учащимися проводилась фронталь­ная работа с технологическими картами. На ней были отраже­ны последовательно выполняемые трудовые действия и движения. Затем операция де­монстрировалась учащимся с проговариванием и фиксацией их внимания на главных элементах.

Ответы учащихся на вопросы учителя и их высказывания при обсуждении позволяли учителю контролировать уровень осознания учащимися содержания операции.

При недостаточном усвоении знаний учи­тель еще раз демонстрирует выполнение операции. Особенно эффективной формой работы по закреплению образа действий являлись тре­нировочные действия проводимой операции с проговариванием. Только после того, ког­да учащиеся, поняли содержание операции во всех ее деталях, им предлагается выполнить данную операцию.

В ходе дальнейшего выполнения практических упражнений осуществлялось закрепление знаний об операции путем по­вторения и постепенного устранения наи­более существенных ошибок. В результате, у большинства учащихся формировалось от­четливое понимание выполняемых действий.

На последующих занятиях по отработке данной операции, с целью лучшего развития осознанности рациональных трудовых дей­ствий и вырабатываемых при этом приемов, урок целесообразно начинать с повторения технологических понятий, отражающих на­значение операции, правил ее выполнения, организации рабочего места, а также требо­вания к правильной позе работающего.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!