Технология обучения трудовым навыкам учащихся коррекционных школ
Одним из важнейших направлений в процессе профессионально-трудового обучения учащихся с недостатками психофизиологического и интеллектуального развития является механизм формирования целенаправленных действий и движений в процессе овладения навыками.
Организуя процесс формирования трудовых навыков, важно учитывать известные положения о влиянии условий обучения на их усвоение.
В психологии труда за основу обучения принимаются внешние и внутренние условия формирования навыков. К внешним условиям относятся:
Эффективность объяснения учителем трудовых приемов;
Организация системы упражнений;
Оценка учителем действий учащихся;
Дифференцированный подход к учащимся;
Наличие приспособлений срочной информации о результатах трудовых действий.
В число внутренних условий формирования навыков входят:
Интеллектуальный уровень обучаемых (способность к формированию образа эталона труда и к осознанию трудовых действий);
Уровень сенсорной чувствительности;
Наличие трудового опыта;
Самооценка трудовой деятельности;
Развитие самоконтроля трудовых действий;
Способность к переносу навыков;
Состояние двигательной сферы;
Энергетический потенциал личности ребенка (эмоции, работоспособность);
Дифференциация учащихся по способности к овладению трудовыми навыками.
В процессе трудового обучения двигательным трудовым навыкам у разных групп учащихся продвижение идет неравномерно. Это вызвано неоднородностью их состава, которая определяется разными потенциальными возможностями и связана с особенностями присущих им дефектов.
Существующая неоднородность в уровнях усвоения профессиональных навыков обращала на себя внимание исследователей и практических работников, побуждала их искать способы дифференциации учащихся, пути и методы преодоления трудностей в обучении. Суть их сводится к тому, что дифференцированный подход предусматривает изучение глубины дефекта, выявление у учеников способностей к учебной деятельности с учетом нарушений психофизических функций, участвующих в формировании навыка.
Учащиеся коррекционной школы VIII вида обучаются профессиям, в основе которых лежат ручные операции. Дифференцированный подход в обучении приемам труда во многом связан с имеющимися у школьников двигательными нарушениями, они затрудняют формирование трудовых действий. Характер трудностей зависит как от индивидуальных особенностей нарушения моторики, так и от состава трудового действия. Усвоение результата приема и орудия труда в основном зависит от уровня интеллектуального развития учащегося, а формирование двигательной программы в значительной мере определяется развитием его моторики.
Дифференциация обучаемых по способностям к овладению навыками была основана на педагогическом подходе к оценке трудовых качеств, полученных путем наблюдения за учебной деятельностью учащихся, а также с учетом имеющихся анамнестических данных.
Зная особенности трудовой деятельности каждого ребенка, учитель особое внимание уделяет развитию тех качеств, которые являлись главным тормозом в обучении. Это позволяло целенаправленно осуществлять дифференцированный подход и добиваться наиболее эффективного продвижения каждого учащегося в овладении системой профессиональных навыков.
В качестве методических средств повышения эффективности осознания трудовых действий, были использованы таблицы и плакаты, фото и видеоматериал. В качестве индивидуального раздаточного материала применялись технологические карты с описанием трудовых действий, кроссворды на обобщение знаний по определенной операции. Учитель должен разработать заданий с постепенным усложнением действий, подводящий учащихся к осознанию выполняемых приемов операции.
При обучении осознанию трудовых действий, учитель должен придерживаться следующей методической последовательности:
Создание целевой установки на овладение операцией.
Объяснение назначения операции и анализ ее результатов.
Обсуждение в беседе демонстрируемого учителем правильно организованного для определенной операции рабочего места и соответствующего плаката с изображением рабочей позы, размещением материала и заготовок, а также положения орудий труда.
Показ учителем рабочего приема с объяснением трудовых действий изучаемой операции.
Просмотр записей видеосюжета, демонстрирующих действия операции квалифицированным рабочим в нормальном и замедленном темпе.
Изучение плаката с описанием последовательности трудовых действий операции и возможных видов брака.
Повторная демонстрация показа приема перед выполнением пробной работы учащихся.
Первоначальное выполнение учащимися операции с проговариванием.
Запись учащимися в тетрадях основных технологических терминов и выражений, относящихся к данной операции.
10. Индивидуальная работа учащихся на последующих занятиях с различными дидактическими материалами: заполнение таблиц, выполнение различных заданий на осознавание трудовых действий, распределение внимания при работе, перфокарты и кроссворды. Обсуждение организации рабочего места для выполнения операции, включало проговаривание учащимися названия рабочего места, инструментов и приспособлении, которые необходимы. Развитие точности и аккуратности перед началом работы способствовало осмысленному подходу к выполняемым действиям. С учащимися проводиться работа, направленная на усвоение названий объекта труда и его элементов. Путем наводящих вопросов, типа: «А что произойдет в ходе выполнения трудовых действий, уточнялись знания в названии ручных инструментов, приспособлений и деталей машины. После этого учащиеся знакомились с приемами трудовых действий в определенной последовательности. Порядок трудовых действий и приемов операции, а также возникающие при неправильных приемах выполнения операции.
После объяснения назначения технологической операции и демонстрации ее учителем (в рабочем, замедленном и снова в рабочем темпе) с учащимися проводилась фронтальная работа с технологическими картами. На ней были отражены последовательно выполняемые трудовые действия и движения. Затем операция демонстрировалась учащимся с проговариванием и фиксацией их внимания на главных элементах.
Ответы учащихся на вопросы учителя и их высказывания при обсуждении позволяли учителю контролировать уровень осознания учащимися содержания операции.
При недостаточном усвоении знаний учитель еще раз демонстрирует выполнение операции. Особенно эффективной формой работы по закреплению образа действий являлись тренировочные действия проводимой операции с проговариванием. Только после того, когда учащиеся, поняли содержание операции во всех ее деталях, им предлагается выполнить данную операцию.
В ходе дальнейшего выполнения практических упражнений осуществлялось закрепление знаний об операции путем повторения и постепенного устранения наиболее существенных ошибок. В результате, у большинства учащихся формировалось отчетливое понимание выполняемых действий.
На последующих занятиях по отработке данной операции, с целью лучшего развития осознанности рациональных трудовых действий и вырабатываемых при этом приемов, урок целесообразно начинать с повторения технологических понятий, отражающих назначение операции, правил ее выполнения, организации рабочего места, а также требования к правильной позе работающего.