«Технология обучения в сотрудничестве»
Методическая разработка
Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества. Г.А. Цукерман
Задача школы сегодня – формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.
Секрет успешности обучения – формирование коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению.
Целевые ориентации данной технологии
• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
• Гуманно-личностный подход к ребенку.
• Единство обучения и воспитания.
Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003.)
Важно учитывать принципы обучения в сотрудничестве:
1. Обучающиеся работают в группах (4–6 учеников), состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять.
2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
3. Члена группы, который должен отчитаться за задание, может выбирать учитель или члены команды.
4. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия обучающихся и совместная работа.
Главная цель использования технологии сотрудничества – активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала.
Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества:
1. Этика вербального обращения к обучающемуся.
Этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия. «Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» – в этих словах заложено участие педагога, а в словах «Мне интересно…», «Я хочу знать…» проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.
2. Стимулирующее общение, вызывающее радость обучающегося.
Данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.
3. Дорисовывание. Независимо от того как обучающийся ведет себя на конкретном уроке, учитель «накладывает» на него «краски», веря в то, что ученик настроен на совершенствование. «Ребята, сегодня у нас радостное событие! Алена, за которую все переживали, выполнила все задания без ошибок. Давайте поздравим ее с успехом и будем ждать большего!» – взгляд ребенка в этот момент выражает просьбу: «Накладывай на меня “краски”, и я стану таким».
4. Приобщение детей к плану урока. Обучающиеся сами должны задать тон уроку, стать единомышленниками учителя, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать исключительную роль в его творении.
5. Доверие ученику. Обращаясь к ученику со словами: «Только ты это сможешь сделать», «Это очень трудное дело, поэтому, добровольцы, вперед!», – учитель показывает, что он доверяет ученику. Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.
Работа в парах
• Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10–15 мин, во 2 классе – более половины урока.
• При освоении работы в парах выделяют три этапа:
1-й – организация специальной деятельности учителя и ребенка, где педагог передает навыки социального общения;
2-й – демонстрация учителем способов организации деятельности; взаимодействие обучающихся при руководящей роли педагога;
3-й – самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного материала.
Результат работы в паре
• Повышает речевую и мыслительную активность каждого обучающегося.
• Способствует воспитанию нравственных качеств личности.
• Формирует школьную мотивацию, повышает интерес к учебе.
Задачи групповой работы
• Активизация познавательной деятельности.
• Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
• Развитие умений успешного общения.
• Совершенствование межличностных отношений в классе.
Варианты заданий для парной и групповой работы
Русский язык.
• Запись слов со взаимопроверкой.
• Составление звуковых схем слов.
• Составление схем предложений.
• Работа с карточками в парах сменного состава.
• Разбор слов по составу.
• Работа с деформированным предложением.
• Работа с деформированным текстом.
• Составление слов по звуковой схеме.
• Составление предложений по схеме.
• Проверка орфограмм.
• Выбор способа проверки орфограмм.
• Деление текста на логические части.
• Составление плана.
Математика.
• Взаимопроверка решений.
• Составление схем к задаче.
• Поиск способа решения:
– примеров с переходом через разряд;
– способов проверки результатов вычисления.
• Составление и решение задач:
– к одной схеме на разные темы;
– к разным схемам на одну тему;
– разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп.
Чтение
Составление плана текста (словесного, картинного);
Чтение текста по ролям (инсценирование);
Составление рассказа о герое;
Поиск средств художественной выразительности речи (эпитеты, сравнения, метафоры..).
Окружающий мир
Составление плана-конспекта текста;
Составление и решение кроссвордов;
Проведение опытов.
На разных предметах можно использовать следующие приёмы групповой работы.
Приём "Мозговой штурм" Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма (далее УМШ). Это активная форма работы. Здесь учащиеся учатся кратко и лаконично выражать свои мысли. Участники УМШ учатся слушать и слышать друг друга. Выслушиваются масса идей, создаётся "Банк идей", обязательно все идеи фиксировать на доске или ватмане. Затем идеи анализируются.
Приём «Снежный ком»
Работа начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
Четверки объединяются в восьмёрки и снова выбирается лучшее решение.
Прием «Зигзаг». Или метод пилы. Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Приём "Лови ошибку!" Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений - неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор.
Приём "Пресс-конференция". Ребята, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга.
Интернет-ресурсы
1.Технология Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе [Электронный ресурс].- Режимдоступа:http://infourok.ru/tehnologiya_obuchenie_v_sotrudnichestve_organizaciya_gruppovoy_raboty_v_nachalnoy_shkole-142767.htm. -Загл. с экрана.
Периодическая литература
1.Землянская, Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках [Текст ] /Е.Н. Землянская // Начальная школа: ежемесячный научно – методический журнал. – 2008. - № 1. – С.16-22
2.Королькова, Л.В. Групповые формы взаимодействия младших школьников [Текст ] /Л.В. Королькова,Н.Б. Лебедева // Начальная школа: ежемесячный научно – методический журнал.-2007. - № 2.- С.13-15
3.Кукушкин, В.С. Современные педагогические технологии[Текст ] / В.С.Кукушкин // Нач. школа. Пособие для учителя. – Ростов –на- Дону: Феникс, 2003.- 20 с.
Учебно-методическая литература
1.Уваров, А. Ю. Групповая работа: кооперация в обучении [Текст ] : А. Ю. Уваров.— М.: МИРОС, 2001. — 224 с.
2.Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе [Текст ] : Г.А. Цукерман ,К.Н. Поливанова . — 2-е изд., испр. - М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая работа с