8
Технология обучения в сотрудничестве
Актуальность темы
Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» обусловлен потребностью сформировать у учащихся комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия и сотрудничества в условиях межкультурной коммуникации, а также обеспечивать требуемое качество обучения на всех его этапах и подготовки школьников к ЕГЭ.
Цель использования технологии
Представление приемов, создающих условия для реализации личностно-ориентированного обучения на основе технологии сотрудничества на уроке английского языка.
Совершенствование эффективности урока, путём введения передовых педагогических технологий
Совершенствование компетенции учащихся, при работе над практической направленностью обучения иностранным языкам
Формирование творчески развитой личности.
Теоретическое обоснование и проверка методики активизации мыслительной деятельности школьников.
Задачи:
1.Развитие коммуникативных навыков на основе использования технологии сотрудничества.
2. Сохранение высокого качества обучения иностранным языкам и организация индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания учащихся.
3.Внедрение новых форм контроля новых знаний учащихся.
Учебный процесс базируется на модели смешанного обучения, которая помогает эффективно сочетать традиционные формы обучения и новые технологии.
Специфика дисциплины «Иностранный язык» определяет необходимость более широко использовать новые образовательные технологии, наряду с традиционными методами, направленными на формирование базовых навыков практической деятельности с использованием преимущественно фронтальных форм работы
Самым эффективным и результативным, на мой взгляд, является обучение в сотрудничестве. Основная идея технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных ситуациях для работы над совместным проектом. Это новый подход к предмету, где акцент делается на самостоятельном познавательном интересе.
Инновационные технологии в обучении английскому языку.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс взаимосвязано с совершенствованием содержания и методов образования в процессе обучения иностранным языкам применительно к потребностям современной жизни.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Учащиеся в классах различаются по уровню сформированности умений и навыков говорения, чтения, слушания, письма, по своему творческому потенциалу, умению общаться.
Нужно учитывать следующие психолого-методические нюансы:
группы формируются с учетом психологической совместимости, с учетом того, что в ней будут сильные, средние и слабые ученики;
если нет слаженности в работе - состав группы меняется;
учитель распределяет "роли" в группе;
группа получает одно общее для всех задание, но для реализации проекта каждый должен выполнить свою часть работы;
оценивается работа не каждого ученика, а группы в целом;
иногда две группы объединяются и предъявляют совместный результат работы
по итогам работ обязательно нужна подробная оценка деятельности, с указанием всех положительных моментов.
Педагогическое сотрудничество ученика и учителя, создание творческого микроклимата - обязательная основа гуманно-личностной технологии.
Воздействие всегда однонаправленно (учитель - ученик), а сотрудничеству, взаимодействию присуща разнонаправленность (ученик - учитель, учитель - ученик, ученик - ученик). Данная технология заслуживает внимания, т.к. она удовлетворяет потребности детей в общении друг с другом и с учителем. Такой процесс обучения выявляет три стороны общения:
1) информативную (передача и обмен информации);
2) интерактивную (организация взаимодействия в совместной деятельности);
3) перцептивную (восприятие и понимание человека человеком).
Инновационные технологии существенно обогащают и разнообразят преподавание иностранных языков. На смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск, в процессе которого формируется личность нового типа, активная и целеустремленная, ориентированная на постоянное самообразование и развитие.
Основной прием в методике сотрудничества - работа в группах.
Форма работ: индивидуально-групповая, парная.
Как написать письмо другу – неформальное письмо при подготовке к ЕГЭ
Цель научить писать неформальное письмо в рамках подготовки к ЕГЭ (задание С1).
Задачи
Демонстрация возможных упражнений для подготовки к разделу “Письмо” в рамках подготовки к ЕГЭ.
In your letter
– answer the questions
– ask 3 questions
- Write 100-140 words.
- Remember the rules of letter writing.
Стратегии выполнения заданий раздела "Письмо"
Задание С1: Личное письмо базового уровня
На экзамене предлагается отрывок из письма от вашего возможного друга по переписке. В письме содержится некая новость и несколько вопросов, где у вас спрашивают мнения, совета и т.п.
Требуется написать письмо-ответ, начиная с вашего краткого обратного адреса в верхнем правом углу, даты под адресом, приветствия и заканчивая прощальной фразой и именем.
Нужно обязательно:
1. поблагодарить за полученное письмо;
2. прокомментировать новость, содержащуюся в письме;
3. задать вопросы, касающиеся темы новости письма;
4. ответить на все вопросы, заданные в полученном письме, дать совет, выразить своё мнение и т.д.
Советы от международного языкового центра Language Link
Важно! Требования к объему письма - 100-140 слов (считаются все слова, включая предлоги и артикли). Требования к объему нужно соблюсти обязательно. Допустимое отклонение от заданного объёма составляет 10%. Если в работе будет меньше 90 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. Не стоит описывать лишние подробности, т.к. если вы напишете более 154 слов, то от начала отсчитают 140 слов и будут оценивать только эту часть письма. Помните, что обязательные повторяемые элементы письма — адрес, обращение (Dear Alice), благодарность за полученное письмо (Thanks for your letter. It was great to hear from you), заключительные фразы (типа Write soon. Best wishes) и ваше имя в конце письма уже составляют около 20 слов. Заучите эти фразы и зрительно запомните схему расположения частей письма.
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Поскольку в этой части ЕГЭ важно не только содержание, но и форма (layout), то обязательно зрительно запомнить расположение составных частей письма на странице – см. пример ниже.
Обратите внимание:
1. Обращение начинается с Dear, к которому добавляется имя.
2. Обращение пишется не посередине листа, а на его левой стороне, без отступа на красную строку.
3. Не забудьте поставить запятую (а не восклицательный знак) после обращения.
4. Поблагодарите за полученное письмо.
5. Объясните, почему вы пишете это письмо, а также о чем оно будет.
6. Ответьте на вопросы, которые вам задал автор письма в своём послании.
7. В конце письма в новом абзаце задайте адресату вопросы согласно заданию (в разобранном ниже примере это вопросы о новом доме).
8. В конце письма не забудьте написать завершающую фразу Best wishes (С наилучшими пожеланиями) или Love (Целую) на отдельной строке.
9. Не забудьте поставить запятую после Best wishes или Love.
10. На отдельной строке после завершающей фразы подпишите письмо — напишите своё имя.
11. B верхнем правом углу напишите свой адрес (адрес отправителя):
1-ая строка - Номер дома, Название улицы
2-ая строка - Город
Можно обойтись кратким адресом – улицей и городом.
12. Под адресом напишите дату написания письма в формате число, месяц год
| 6 Sadovaya St Moscow (11) June 8, 2013 (12) |
Dear (1) Alice, (2) (3) Thanks for your letter. It was great to hear from you. (4) In your letter you asked me about my summer holidays. Well, I had a very good time! (5) In June I stayed at home because I had exams at school. Luckily the weather was nice and warm and at the weekend my parents and I went to our country house. We went sunbathing and swimming in the lake near there. In July I went to a summer camp. It was fantastic. I made a lot of new friends. Every day we went swimming in the river, and we played different games. There was a disco every night. Once we went hiking in the forest for two days. We cooked our meals on the fire and at night we sat around the fire, sang songs and told stories. (6) Are you happy with your new house? Is it bigger than your old house? Have you got a room of your own? Please tell me more about it. (7) |
Write soon. Love, (8) (9) Tanya (10) |
Дополнительные советы от Language Link
Перед выполнением этой части экзамена внимательно прочитайте отрывок из письма от вашего предполагаемого друга и задание к нему. Задание поможет вам понять, что от вас требуется.
Подчеркните содержащиеся в отрывке вопросы, на которые вы должны ответить в первой половине вашего письма.
Определите для себя тему вопросов, которые вы должны задать во второй части вашего письма.
В черновике напишите план первой половины вашего письма. Например, в демоверсии ЕГЭ за 2009 год нужно дать ответ на вопрос, насколько вы полагаетесь на помощь родителей. Обязательно обоснуйте ваш ответ. В письме всегда есть подсказки. В данном случае, ответ на вопрос «сможете ли вы обеспечить себя жильём» подскажет вам, насколько вы готовы начать самостоятельную жизнь.
Помните, что от вас не требуется писать про себя правду и ничего кроме правды. Не стесняйтесь фантазировать. Главное, вы должны предоставить достаточную порцию вашей письменной речи на английском языке, на основе которой можно сделать умозаключение о степени владения вами навыками написания личного письма.
Набросайте план второй части вашего письма. Например, при выполнении задания демоверсии 2009 года вспомните, что вы знаете о Шотландии (Loch Ness Monster, the Edinburgh arts festival, the Scottish accent, etc.). Можно задать вопросы на эти темы, а также любые стандартные вопросы о какой-либо поездке вообще: Did you have a good time? What was the weather like? Did you do a lot of sightseeing? etc.
Зрительно восстановите в памяти макет письма. Начните писать, соблюдая правила написания личного письма (см. выше).
Закончив ваше письмо, обязательно проверьте его на наличие орфографических или грамматических ошибок. Если вы не уверены в правильности написания какого-либо слова, замените его на другое, в написании которого вы уверены
Демонстрация возможных упражнений для подготовки к разделу “Письмо” в рамках подготовки к ЕГЭ.
Задания для выполнения
№1. Label the different parts of this letter by writing the appropriate letter in each space.
A. Put Dear and my pen friend's first name, followed by a comma.
B. Write my address and the date here.
C. Say Put Love, or Best wishes, and then put my first name.
goodbye and tell my pen friend to write back.
D. Make more suggestions and give further advice.
E. Say hello and thank my pen friend for their letter.
F. Make my first suggestions and give some advice.
№ 2 Put this parts of this letter in the correct
A. Anyway, I’ve got to go now. Loads of homework (unfortunately)
B. I’m sorry to hear you’ve had an argument with your best friend and that you’ve not speaking at the moment. Yes, it has happened to me too, and it’s awful isn’t it?
C. Carol
D. Dear Sally,
E. Write back soon!
F. Thanks for your letter. It was great to hear from you! Well done on passing your exams!
G. I think you need to ask yourself one question: what’s more important– that argument or your friendship? I remember when I asked myself that it all became clear. I realised my friendship with Chris was far more important. I called him immediately and told him. We became friends again immediately. Maybe you should do the same thing. Let me know what happens! Good luck!
H. 23 Portland Street
Manchester
MN3 6YL
24th September
I. Lots of love,
№3. Use the linking words to join the sentences
1. Last Saturday Terry and Jackie came into the shop. They looked at some magazines. (and)
2. Kamala was in the shop. They didn’t see her. She was putting things on the shelves. (but/because)
3. They were in the shop for a long time. Jackie asked Kamala’s father for something. (and then)
4. Kamala’s father was talking to Jackie. Terry tried to steal cigarettes. (while)
5. Terry was putting cigarettes in his pocket. He saw Kamala. (as)
6. He saw her. He put the cigarettes back. He and Jackie left the shop. (when /and)
7. Kamala was very worried. She didn’t know what to do. (but)
№4. Guided writing. Use the linking words to join the sentences.
When because but and When
And because but and because
Трудности в практической деятельности
1.Разный уровень подготовки учащихся по английскому языку.
2.Нарушение преемственности в использовании учебников.
3.Разный уровень способностей учащихся.
Таким образом, использование технологии сотрудничества на уроках помогает учителю развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, умение работать со словарями, материалами по ЕГЭ и другой справочной литературой. Самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализоваться и
социализироваться в современном мире.
Преимущества методики обучения в сотрудничестве:
При работе в группах ученики, в случае необходимости, выясняют все вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к учителю (что имеет место при индивидуальной работе).
У детей развивается чувство взаимопомощи, товарищества.
Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
Учащиеся учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.
У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся её аргументировать, отстаивать своё мнение.
Учащиеся понимают, где и как они смогут применить полученные знания.
Вывод: Методика обучения через сотрудничество может и должна активно использоваться на уроках иностранного языка, ибо это специфический предмет, и если ребёнок испытывает какие-то трудности в его изучении, то как раз эта методика и может оказаться тем «спасательным кругом», который необходим ему.
Девиз обучения в сотрудничестве – помогая другим, учимся сами.