СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология организации групповой учебной деятельности школьников

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

О  технологии организации групповой учебной деятельности школьников на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Технология организации групповой учебной деятельности школьников»

Технология организации групповой

учебной деятельности школьников


Функции групповой учебной деятельности:

1. мотивационная;

2. учебная;

3. развивающая;

4. воспитательная;

5. организационная.


Цель - развитие ребенка как субъекта учебной деятельности.


Задачи:

• учить школьников сотрудничеству при выполнении групповых заданий;

• стимулировать моральные переживания взаимной учебы, заинтересованности в успехах товарищей;

• формировать коммуникативные умения младших школьников;

• формировать рефлексивные компоненты учебной деятельности: целеустремленность, планирование, контроль, оценку;

• соединять фронтальную, индивидуальную и групповую формы учебной деятельности.


Основные положения:

• необходимо научить младших школьников приемам делового содружества;

• обеспечить соответствующий подбор детей в группы;

• актуализировать активность каждого ученика;

• соединить все формы учебной деятельности школьников на уроке.


Группа 3-5 человек, консультант ( назначается учителем).


Вопросы для определения функционирования группы:

■ Группа решила поставленную задачу?

■ Какие были у группы трудности?

■ Как вы справились с трудностями?

■ Какая роль в группе была у тебя?

■ Как ты считаешь, выполнил ли ты ее?

■ Тебе было трудно? Почему?

■ Ты был полезен группе? Чем?

■ Как тебе нравится работать больше - в группе или одному?

■ Как ты определишь то, что вы узнали?

■ Какую оценку группе ты поставишь?


Дискуссия - наиболее оптимальная форма формирования навыка сотрудничества, подготовка класса к групповой работе.


Групповые формы, которые используются на уроках,


повышают активность учащихся;


развивают монологическую и диалогическую устную речь;


создают благоприятные условия для частично-поисковой, для исследовательской деятельности;


учитывают различные учебные возможности школьников;


имеют воспитательное значение, так как помогают учащимся сдружиться, формируют трудолюбие и чувство морального удовлетворения от результатов деятельности, чувство ответственности не только за себя, но и за товарища;


развиваются навыки общения и анализа своей деятельности, учащиеся высказываются в 10-15 раз чаще, чем при фронтальных формах работы.


К минусам этой формы работы можно отнести:


трудности по распределению учащихся по группам. Мнение учителя и детей может не совпадать, поэтому важно учесть много нюансов, прежде чем создавать группы;


трудности в осуществлении наблюдения за деятельностью каждого учащегося, оценке его личного вклада в работу группы.


Несмотря на все вышеуказанные плюсы и минусы этих организационных форм, нельзя сказать, что какая-то из них хорошая, а какая-то - плохая. Вся их ценность проявляется лишь в совокупности, в своевременном чередовании. Недостатки одной формы компенсируются преимуществами другой, а потому не следует увлекаться использованием в работе одним видом деятельности. Необходимо выбирать между фронтальной, групповой и индивидуальной работой в зависимости от целей урока, учебного материала, типа урока, уровня обученности детей.


Только проанализировав совокупность всех этих факторов, можно решить, к какой форме организации учебной деятельности следует склониться на том или ином этапе обучения.


При использовании групповой работы на уроке не следует увлекаться игровыми заданиями. Это может привести к тому, что учащиеся перестанут воспринимать урок как важную и серьёзную деятельность, что приведёт к снижению познавательной активности и, как следствие, - к снижению успеваемости детей.