Технология организации групповой
учебной деятельности школьников
Функции групповой учебной деятельности:
1. мотивационная;
2. учебная;
3. развивающая;
4. воспитательная;
5. организационная.
Цель - развитие ребенка как субъекта учебной деятельности.
Задачи:
• учить школьников сотрудничеству при выполнении групповых заданий;
• стимулировать моральные переживания взаимной учебы, заинтересованности в успехах товарищей;
• формировать коммуникативные умения младших школьников;
• формировать рефлексивные компоненты учебной деятельности: целеустремленность, планирование, контроль, оценку;
• соединять фронтальную, индивидуальную и групповую формы учебной деятельности.
Основные положения:
• необходимо научить младших школьников приемам делового содружества;
• обеспечить соответствующий подбор детей в группы;
• актуализировать активность каждого ученика;
• соединить все формы учебной деятельности школьников на уроке.
Группа 3-5 человек, консультант ( назначается учителем).
Вопросы для определения функционирования группы:
■ Группа решила поставленную задачу?
■ Какие были у группы трудности?
■ Как вы справились с трудностями?
■ Какая роль в группе была у тебя?
■ Как ты считаешь, выполнил ли ты ее?
■ Тебе было трудно? Почему?
■ Ты был полезен группе? Чем?
■ Как тебе нравится работать больше - в группе или одному?
■ Как ты определишь то, что вы узнали?
■ Какую оценку группе ты поставишь?
Дискуссия - наиболее оптимальная форма формирования навыка сотрудничества, подготовка класса к групповой работе.
Групповые формы, которые используются на уроках,
повышают активность учащихся;
развивают монологическую и диалогическую устную речь;
создают благоприятные условия для частично-поисковой, для исследовательской деятельности;
учитывают различные учебные возможности школьников;
имеют воспитательное значение, так как помогают учащимся сдружиться, формируют трудолюбие и чувство морального удовлетворения от результатов деятельности, чувство ответственности не только за себя, но и за товарища;
развиваются навыки общения и анализа своей деятельности, учащиеся высказываются в 10-15 раз чаще, чем при фронтальных формах работы.
К минусам этой формы работы можно отнести:
трудности по распределению учащихся по группам. Мнение учителя и детей может не совпадать, поэтому важно учесть много нюансов, прежде чем создавать группы;
трудности в осуществлении наблюдения за деятельностью каждого учащегося, оценке его личного вклада в работу группы.
Несмотря на все вышеуказанные плюсы и минусы этих организационных форм, нельзя сказать, что какая-то из них хорошая, а какая-то - плохая. Вся их ценность проявляется лишь в совокупности, в своевременном чередовании. Недостатки одной формы компенсируются преимуществами другой, а потому не следует увлекаться использованием в работе одним видом деятельности. Необходимо выбирать между фронтальной, групповой и индивидуальной работой в зависимости от целей урока, учебного материала, типа урока, уровня обученности детей.
Только проанализировав совокупность всех этих факторов, можно решить, к какой форме организации учебной деятельности следует склониться на том или ином этапе обучения.
При использовании групповой работы на уроке не следует увлекаться игровыми заданиями. Это может привести к тому, что учащиеся перестанут воспринимать урок как важную и серьёзную деятельность, что приведёт к снижению познавательной активности и, как следствие, - к снижению успеваемости детей.