Технология организации театрализованной
деятельности
в ДОУ
Игра, как основной вид деятельности в дошкольном возрасте, интересна
ребенку, а в сочетании с театрализованной деятельностью она позволяет
решать множество педагогических задач. Озвучивая определенный
персонаж, дети передают голосом его настроение, а значит, обучаются
интонационной выразительности. Также они учатся правильной постановке
пауз, грамотной постановке логического ударения, учатся произносить
фразу в определенном темпе. В ходе инсценировок дети стараются
координировать свою речь и дыхание.
Показывая движение персонажа и одновременно озвучивая его, ребенок
обучается координации речи с движением.
Проговаривая реплики своего персонажа, ребенок должен быть
внимательным к речи других детей. Таким образом, развивается слуховое
внимание и уважение к собеседнику, способность выслушать другого, что
очень важно в процессе коммуникации. Театрализованная деятельность
позволяет автоматизировать звуки, поставленные и закрепленные на более
простом материале ранее. По этому принципу распределяют роли между
детьми.
Содержание текстов возможно соотносить с лексической темой. Причем
язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даются определения –
это также позволяет обогатить словарь и лучше понять содержание сказки.
С развитием речи у ребенка начинает развиваться мышление.
Ребенок учится прослеживать по сюжету начало, середину и окончание
процесса.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности
детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая
способствует возникновению желания активно участвовать в речевом
общении. И именно театрализованная деятельность помогает создать
такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети
вступают в диалог и раскрываются.
Принципы формирования творческой деятельности:
- гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между
взрослыми и детьми);
- интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов
искусства и деятельности);
- творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в
художественно-эстетической деятельности).
Основные специфические методы работы :
- метод моделирования ситуаций;
- метод творческой беседы;
- метод ассоциаций.
Необходимо отметить, что общими методами руководства
театрализованной игрой являются прямые способы действия (воспитатель
сам показывает способы действия) и косвенные приемы (воспитатель
побуждает ребенка к самостоятельному действию).
Основные требования к организации театрализованных игр
- Содержательность и разнообразие тематики.
- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все
формы педагогического процесса.
- Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения
игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах
организации театрализованной игры.
- Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов,
избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Театрализованная деятельность по возрастным группам
В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с
ролью.
В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и
слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.
В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои
исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить
способы образной выразительности.
В подготовительной группе игра-драматизация часто становится
спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в
обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские
игры, где персонажи — куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их
действовать и говорить.
На что направлена театрализованная деятельность?
- На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;
- На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
- На развитие фантазии;
- На формирование волевых качеств;
- На развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных,
организаторских, двигательных и т. д.)
Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка
Театрализованная игра:
- Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
- Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные
средства (динамику, темп, интонацию и др.);
- Совершенствует артикуляционный аппарат;
- Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная,
выразительная речь.
Театрализованные игры (классификация Л. В. Артемовой):
- Режиссерские игры.
- Игры-драматизации.
- Настольный театр.
- Теневой театр.
- Театр на фланелеграфе
- Игры-драматизации с пальчиками.
- Игры-драматизации с куклами бибабо.
- Импровизация.
- Игры-имитации.
- Ролевые диалоги.
- Инсценировки и спектакли.
Речь ребенка и различные виды театра:
Пальчиковый театр
*Способствует развитию речи, внимания, памяти;
*формирует пространственные представления;
*развивает ловкость, точность, выразительность, координацию
движений;
* повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с
пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития
Театр картинок и фланелеграф
- Развивают творческие способности;
- Содействуют эстетическому воспитанию;
- Развивают ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Вязаный театр
- Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;
- Формирует творческие способности, артистизм;
- Обогащает пассивный и активный словарь.
Конусный, настольный театр
- Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
- Сопровождать движения пальцев речью;
- Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр-топотушки
- Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и
тактильное восприятие;
- Знакомит с народным творчеством;
- Обучает навыкам общения, игры, счета.
Театр на перчатке
- Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает
бороться с нарушениями речи, неврозами;
- Помогает справиться с переживаниями, страхами;
- Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают
дети.
Театр кукол Би-ба-бо
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях,
тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку)
с куклой.
Игра-драматизация
Самый «разговорный»
вид театрализованной
деятельности.
- Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение,
самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
- Способствует самопознанию и самовыражению личности;
- Создает условия для социализации, усиливая адаптационные
способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию
чувства удовлетворения, радости, успешности.
Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует
развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-
драматизация
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать
жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими
впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся
к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети
смогли использовать в повседневной жизни.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе
театрализованной деятельности можно реализовать практически все
задачи воспитания, развития и обучения детей.