СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения на уроках математики. Методические приемы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. 

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения на уроках математики. Методические приемы.»

мастер-класс Гордиенко Светлана Борисовна, учитель начальных классов МОУ «Каракульская СОШ»

мастер-класс

Гордиенко Светлана Борисовна,

учитель начальных классов

МОУ «Каракульская СОШ»

 «Великая цель образования – это не знания, а действия. … Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы» Герберт Спенсер

«Великая цель образования – это не знания, а действия. … Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы»

Герберт Спенсер

Притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По-иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!» (Плутарх)

Притча о работниках, которые везли тачки с камнями.

Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По-иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!» (Плутарх)

Целями проблемного обучения являются:  усвоение результатов научного познания, а также овладение способами познания; формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной сфер школьника; - развитие индивидуальных способностей учащихся.

Целями проблемного обучения являются:

  • усвоение результатов научного познания,

а также овладение способами познания;

  • формирование и развитие интеллектуальной,

мотивационной сфер школьника;

  • - развитие индивидуальных способностей учащихся.
Три вида проблемного обучения:  проблемное изложение знаний;  привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний; исследовательский метод.

Три вида проблемного обучения:

  • проблемное изложение знаний;
  • привлечение учащихся к поиску

на отдельных этапах изложения знаний;

  • исследовательский метод.
Учебный процесс в условиях проблемного обучения имеет следующую структуру: Деятельность учителя : Деятельность ученика создает проблемную ситуацию организует размышление над проблемой и ее формулировкой организует поиск гипотезы организует проверку гипотезы организует обобщение результатов и применение полученных знаний осознают противоречия формирует проблему выдвигают гипотезы, объясняющие явления проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач анализируют результаты, делают выводы. применяют полученные  знания

Учебный процесс в условиях проблемного

обучения имеет следующую структуру:

Деятельность учителя :

Деятельность ученика

  • создает проблемную ситуацию
  • организует размышление над проблемой и ее формулировкой
  • организует поиск гипотезы
  • организует проверку гипотезы
  • организует обобщение результатов и применение полученных знаний
  • осознают противоречия
  • формирует проблему
  • выдвигают гипотезы, объясняющие явления
  • проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач
  • анализируют результаты, делают выводы.
  • применяют полученные

знания

Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку:  проблемная ситуация   проблема   поиск способов ее решения   решение проблемы.

Познавательная деятельность в условиях проблемной

ситуации выстроена в следующую цепочку:

проблемная ситуация

проблема

поиск способов ее решения

решение проблемы.

Проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с удивлением и возникшие с затруднением.

Проблемные ситуации бывают двух типов:

  • возникшие с удивлением и
  • возникшие с затруднением.
Тип проблемной ситуации Тип противоречия С удивлением Приемы создания проблемной ситуации Между двумя (или более) фактами. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием. Между житейским представлением учеников и научным фактом. Обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой». Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией.

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

С удивлением

Приемы создания проблемной ситуации

Между двумя (или более) фактами.

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории.

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием.

Между житейским представлением учеников и научным фактом.

Обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой».

Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией.

С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Дать практическое задание, сходное с предыдущим. Дать невыполнимое практическое задание, похожее на предыдущее. Доказать, что задание учениками не выполнено.

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Дать практическое задание, сходное с предыдущим.

Дать невыполнимое практическое задание, похожее на предыдущее.

Доказать, что задание учениками не выполнено.

Разрешение противоречий через практическую деятельность.   4 класс. Темы: « Виды треугольников »  « Нахождение периметра (площади) прямоугольника » , «Решение задач на нахождение периметра (площади прямоугольника уравнением»

Разрешение противоречий через практическую

деятельность.

4 класс. Темы: « Виды треугольников »

« Нахождение периметра (площади) прямоугольника » ,

«Решение задач на нахождение периметра (площади прямоугольника уравнением»

Побуждение делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. 4 класс. Тема: « Упрощение выражений » Ранее мы изучили свойства сложения и умножения, я предлагаю, используя эти свойства решить устно заданные примеры, назвать свойство, которое применяется в каждом примере: А) 27+174+73; Б) 50∙19∙2; В) 64+(79+36); Г) 135∙12+8∙135.

Побуждение делать сравнения, обобщения,

выводы из ситуации, сопоставлять факты.

4 класс. Тема: « Упрощение выражений »

Ранее мы изучили свойства сложения и умножения, я предлагаю,

используя эти свойства решить устно заданные примеры, назвать свойство,

которое применяется в каждом примере:

А) 27+174+73;

Б) 50∙19∙2;

В) 64+(79+36);

Г) 135∙12+8∙135.

Постановка проблемных задач (например, с недостаточными  или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными;  с заведомо допущенными ошибками)

Постановка проблемных задач (например, с недостаточными

или избыточными исходными данными;

с неопределенностью в постановке вопроса;

с противоречивыми данными;

с заведомо допущенными ошибками)

А ну-ка, угадай! Есть и водный, и воздушный, Тот, что движется по суше, Грузы возит и людей. Что это? Скажи скорей!  Какие величины характеризуют движение? Транспорт

А ну-ка, угадай!

Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей.

Что это? Скажи скорей!

Какие величины характеризуют движение?

Транспорт

Решите задачу     Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 50 км. Скорость первого лыжника 7 км/ч, а скорость второго – 8 км/ч. Чему равно расстояние между ними через 2 часа?     Сколько решений  может иметь задача?  Составь схемы.

Решите задачу

Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 50 км. Скорость первого лыжника 7 км/ч, а скорость второго – 8 км/ч. Чему равно расстояние между ними через 2 часа?

Сколько решений может иметь задача? Составь схемы.

Создание проблемных ситуаций через решение задач , связанных с жизнью 4 кл. Тема «Периметр прямоугольника» Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей. Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).

Создание проблемных ситуаций через решение задач , связанных с жизнью

4 кл. Тема «Периметр прямоугольника»

  • Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.

Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).

Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность . Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность . Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.
  • Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность . Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.
  • Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность .
  • Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!