мастер-класс
Гордиенко Светлана Борисовна,
учитель начальных классов
МОУ «Каракульская СОШ»
«Великая цель образования – это не знания, а действия. … Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы»
Герберт Спенсер
Притча о работниках, которые везли тачки с камнями.
Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По-иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!» (Плутарх)
Целями проблемного обучения являются:
- усвоение результатов научного познания,
а также овладение способами познания;
- формирование и развитие интеллектуальной,
мотивационной сфер школьника;
- - развитие индивидуальных способностей учащихся.
Три вида проблемного обучения:
- проблемное изложение знаний;
- привлечение учащихся к поиску
на отдельных этапах изложения знаний;
Учебный процесс в условиях проблемного
обучения имеет следующую структуру:
Деятельность учителя :
Деятельность ученика
- создает проблемную ситуацию
- организует размышление над проблемой и ее формулировкой
- организует поиск гипотезы
- организует проверку гипотезы
- организует обобщение результатов и применение полученных знаний
- осознают противоречия
- формирует проблему
- выдвигают гипотезы, объясняющие явления
- проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач
- анализируют результаты, делают выводы.
- применяют полученные
знания
Познавательная деятельность в условиях проблемной
ситуации выстроена в следующую цепочку:
проблемная ситуация
проблема
поиск способов ее решения
решение проблемы.
Проблемные ситуации бывают двух типов:
- возникшие с удивлением и
- возникшие с затруднением.
Тип проблемной ситуации
Тип противоречия
С удивлением
Приемы создания проблемной ситуации
Между двумя (или более) фактами.
Одновременно предъявить противоречивые факты, теории.
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием.
Между житейским представлением учеников и научным фактом.
Обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой».
Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией.
С затруднением
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.
Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Дать практическое задание, сходное с предыдущим.
Дать невыполнимое практическое задание, похожее на предыдущее.
Доказать, что задание учениками не выполнено.
Разрешение противоречий через практическую
деятельность.
4 класс. Темы: « Виды треугольников »
« Нахождение периметра (площади) прямоугольника » ,
«Решение задач на нахождение периметра (площади прямоугольника уравнением»
Побуждение делать сравнения, обобщения,
выводы из ситуации, сопоставлять факты.
4 класс. Тема: « Упрощение выражений »
Ранее мы изучили свойства сложения и умножения, я предлагаю,
используя эти свойства решить устно заданные примеры, назвать свойство,
которое применяется в каждом примере:
А) 27+174+73;
Б) 50∙19∙2;
В) 64+(79+36);
Г) 135∙12+8∙135.
Постановка проблемных задач (например, с недостаточными
или избыточными исходными данными;
с неопределенностью в постановке вопроса;
с противоречивыми данными;
с заведомо допущенными ошибками)
А ну-ка, угадай!
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
Какие величины характеризуют движение?
Транспорт
Решите задачу
Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 50 км. Скорость первого лыжника 7 км/ч, а скорость второго – 8 км/ч. Чему равно расстояние между ними через 2 часа?
Сколько решений может иметь задача? Составь схемы.
Создание проблемных ситуаций через решение задач , связанных с жизнью
4 кл. Тема «Периметр прямоугольника»
- Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.
Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).
- Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность . Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.
- Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность .
- Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.
Спасибо за внимание!