СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проведения урока немецкого языка в условиях реализации ФГОС

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отличие современного обучения иностранному языку, в частности, немецкому, от традиционного заключается в его антропоцентрической парадигме. Это значит, что использование педагогических технологий должно быть направлено на то, чтобы донести специфику немецкого языка до каждого учащегося наиболее эффективно.

Просмотр содержимого документа
«Технология проведения урока немецкого языка в условиях реализации ФГОС»

Методические рекомендации


Технология проведения урока немецкого языка

в условиях реализации ФГОС


Отличие современного обучения иностранному языку, в частности, немецкому, от традиционного заключается в его антропоцентрической парадигме. Это значит, что использование педагогических технологий должно быть направлено на то, чтобы донести специфику немецкого языка до каждого учащегося наиболее эффективно. При большом количестве учащихся в группах по изучению немецкого языка, преподавателю приходится использовать разные методы и педагогические приемы для того, чтобы каждый ученик в итоге мог понять, выучить и применить изученный материал на практике.

То есть в основу современного подхода к обучению иностранному языку положена идея совокупности четырех составляющих – учителя, ученика, преподавания и овладения. Учитель и ученик должны осуществлять сотрудничество в постановке целей и задач в изучении нового языка. Учитель должен помогать учащемуся в его познавательной деятельности. Он осуществляет преподавание, а учащийся – учение (овладение) иностранным языком.

Исходя из новой парадигмы преподавания иностранного (немецкого) языка учитель на уроке должен использовать новые лингвообразовательные принципы:


1. Актуализация познавательной, творческой и исследовательской деятельности учащегося.

2. Учитель должен не только учить языку, но и помогать учащемуся в использовании разных способов познавательной деятельности в изучении языка.

3. Все упражнения, все задания, вся система упражнений должны быть направлены на то, чтобы активизировать деятельность каждого учащегося на уроке и вне его.

4. Грамматические, лексические и другие упражнения, а тем более диалоговые задания должны опираться не на искусственно созданные формы, а на клише аутентичного общения.

5. Стоит подчеркнуть, что изучение языка не является самоцелью. Иностранный язык, в том числе немецкий, изучается для решения задач развития учащегося: дать возможность общаться и узнавать новое на изучаемом языке, помочь в определении себя в жизни, выборе интересной профессии и др.


Первая из таких технологий – работа в малых группах сотрудничества. Отличие этой технологии поведения занятий в том, что учащиеся этой группы находятся в состоянии взаимозависимости, они не соревнуются между собой. То есть на уроке немецкого языка, проводимому по такой технологии формируется навык учащегося работать в команде, где все участники взаимозависимы и для достижения результата они должны сотрудничать и помогать друг другу. Каждой малой группе ставится своя задача.


Например, каждой группе ставится задача по работе с текстом Jahreszeiten. Они должны составить описание этого времени года, не используя его название. Каждый из участников одной группы озвучивает одно–два предложения с описанием. Другие группы должны угадать время года используя эти описания и задавая дополнительные вопросы. В конечном счете, все группы должны выстроиться в последовательности времен года.


Или другой пример по работе с это же темой. Каждому учащемуся в группе дается отрывок с текстом, который он должен прочитать и перевести. Затем он должен рассказать своим одногруппникам о содержании своего маленького текста. По этим рассказам группа должна составить связный текст, который озвучить другим группам. Работа между группами также будет состоять в задавании дополнительных вопросов по тексту для того, чтобы угадать описанное время года.


Таким образом, учащиеся учатся работать в команде, повторяют лексику и грамматику изученного материала по определенной теме, и вовлекаются в сюжет. Такую форму работы в малых группах можно проводить практически по каждой изучаемой теме в процессе работы на уроке немецкого языка.


Урок квест (Schatzsuche, Spurensuche) или веб-квест Web-Suche – это формы активного обучения в форме приключенческой игры, в которой учащиеся по ходу игры решают различные интеллектуальные задачи на немецком языке. Цель таких уроков-квестов помочь учащимся в интересной форме приобрести новые навыки использования немецкого языка, освоить новую лексику и повторить грамматику. В процессе квеста преподаватель немецкого языка помогает учащимся правильно формулировать вопросы и ответы. Такие веб-квесты эффективно проводить в форму бинарных уроков по какой-то из тем, изучаемых на других уроках – истории, географии, биологии и т.д.


Например, задание квеста – виртуально посетить места в Москве, связанные с историей немцев по предоставленной учителем карте; подобрать описание этих мест на карточках на немецком языке, расположить их в хронологическом порядке, рассказать как пройти от одного объекта к другому и, в конечном счете, найти в сокровище, которое спрятано в подвале одного из зданий на карте. В каждом описании объекта, связанного с историей немцев будет указана подсказка того, в каком конкретно месте нужно искать сокровища.


В старшей школе можно предложить учащимся не только пройти уже готовый квест, но и разработать такой квест самостоятельно или в группах. Далее можно обменяться квестами и проходить их параллельно несколькими группами. Можно дать задание разработать квест для учеников предыдущего класса. Тогда постепенно у учителя соберется коллекция интересных уроков-квестов, которые можно будет использовать на разных этапах обучения немецкому языку.


Использование веб-квестов на уроках немецкого языка помогает не только в интересной форме организовать преподавание немецкого языка, но учит проблемно-поисковой деятельности для достижения поставленной цели на основе Интернет-ресурсов. Также такие уроки могут помочь в формировании навыков работы с информацией: анализу, систематизации и т.д.


Уроки – мозговые атаки. Это один из видов проблемного обучения, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся и развитие навыков поисковой деятельности. Именно в процессе осуществления проблемно-поисковой деятельности формируется и проявляется индивидуальность учащихся.


Можно озвучить проблему, например, два ученика заблудились в Берлине. Далее можно разбить группу учащихся на 2 или 3 небольшие команды, чтобы каждая из них составила алгоритм того, как можно решить эту проблему и попасть в нужное место. Когда группа нашла решение, то поручить каждому из членов этой группы: одному устно описать решение проблемы, другому – написать ее письменно, третьему составить диалог между заблудившимися учениками, четвертому – составить диалог, чтобы выяснить дорогу и т.д.


Задания по мозговому штурму можно проводить на разных этапах изучения немецкого языка. Будут различаться только сложность лексики и грамматика построения речевых конструкций.


Проектная работа на уроке может быть практико-ориентированная, исследовательская и творческая. По составу участников она может быть индивидуальная и групповая. Характеристик проектной деятельности много. Суть ее в том, чтобы научить учащихся работать с информацией на немецком языке и уметь наглядно демонстрировать результаты этой работы.

Темами такой проектной деятельности могут быть:

– образование в России и Германии;

– спорт;

– выбор профессии;

– здоровый образ жизни и т.д.


Составление портфолио учащегося на немецком языке. Эта технология позволяет путем рефлексии сформировать у учащихся умение объективно оценивать результаты своей деятельности и наметить вместе с учителем способы устранения недостатков и устранения ошибок.


Итак, в процессе современного преподавания немецкого языка задачей учителя на уроке является не навязать учащемуся цели его изучения, и убедить необходимости определенных способов для достижения этой цели, а помочь учащемуся в построении своей образовательной траектории. То есть дать возможность ученику самому определиться с тем, какие знания ему могут понадобиться в жизни для самореализации и помочь ему с реализацией этих потребностей. Научить его получать новые знания и использовать их в дальнейшей жизни.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!