Технология проведения урока немецкого языка
в условиях реализации ФГОС
Отличие современного обучения иностранному языку, в частности, немецкому, от традиционного заключается в его антропоцентрической парадигме. Это значит, что использование педагогических технологий должно быть направлено на то, чтобы донести специфику немецкого языка до каждого учащегося наиболее эффективно. При большом количестве учащихся в группах по изучению немецкого языка, преподавателю приходится использовать разные методы и педагогические приемы для того, чтобы каждый ученик в итоге мог понять, выучить и применить изученный материал на практике.
То есть в основу современного подхода к обучению иностранному языку положена идея совокупности четырех составляющих – учителя, ученика, преподавания и овладения. Учитель и ученик должны осуществлять сотрудничество в постановке целей и задач в изучении нового языка. Учитель должен помогать учащемуся в его познавательной деятельности. Он осуществляет преподавание, а учащийся – учение (овладение) иностранным языком.
Исходя из новой парадигмы преподавания иностранного (немецкого) языка учитель на уроке должен использовать новые лингвообразовательные принципы:
1. Актуализация познавательной, творческой и исследовательской деятельности учащегося.
2. Учитель должен не только учить языку, но и помогать учащемуся в использовании разных способов познавательной деятельности в изучении языка.
3. Все упражнения, все задания, вся система упражнений должны быть направлены на то, чтобы активизировать деятельность каждого учащегося на уроке и вне его.
4. Грамматические, лексические и другие упражнения, а тем более диалоговые задания должны опираться не на искусственно созданные формы, а на клише аутентичного общения.
5. Стоит подчеркнуть, что изучение языка не является самоцелью. Иностранный язык, в том числе немецкий, изучается для решения задач развития учащегося: дать возможность общаться и узнавать новое на изучаемом языке, помочь в определении себя в жизни, выборе интересной профессии и др.
Первая из таких технологий – работа в малых группах сотрудничества. Отличие этой технологии поведения занятий в том, что учащиеся этой группы находятся в состоянии взаимозависимости, они не соревнуются между собой. То есть на уроке немецкого языка, проводимому по такой технологии формируется навык учащегося работать в команде, где все участники взаимозависимы и для достижения результата они должны сотрудничать и помогать друг другу. Каждой малой группе ставится своя задача.
Например, каждой группе ставится задача по работе с текстом Jahreszeiten. Они должны составить описание этого времени года, не используя его название. Каждый из участников одной группы озвучивает одно–два предложения с описанием. Другие группы должны угадать время года используя эти описания и задавая дополнительные вопросы. В конечном счете, все группы должны выстроиться в последовательности времен года.
Или другой пример по работе с это же темой. Каждому учащемуся в группе дается отрывок с текстом, который он должен прочитать и перевести. Затем он должен рассказать своим одногруппникам о содержании своего маленького текста. По этим рассказам группа должна составить связный текст, который озвучить другим группам. Работа между группами также будет состоять в задавании дополнительных вопросов по тексту для того, чтобы угадать описанное время года.
Таким образом, учащиеся учатся работать в команде, повторяют лексику и грамматику изученного материала по определенной теме, и вовлекаются в сюжет. Такую форму работы в малых группах можно проводить практически по каждой изучаемой теме в процессе работы на уроке немецкого языка.
Урок квест (Schatzsuche, Spurensuche) или веб-квест Web-Suche – это формы активного обучения в форме приключенческой игры, в которой учащиеся по ходу игры решают различные интеллектуальные задачи на немецком языке. Цель таких уроков-квестов помочь учащимся в интересной форме приобрести новые навыки использования немецкого языка, освоить новую лексику и повторить грамматику. В процессе квеста преподаватель немецкого языка помогает учащимся правильно формулировать вопросы и ответы. Такие веб-квесты эффективно проводить в форму бинарных уроков по какой-то из тем, изучаемых на других уроках – истории, географии, биологии и т.д.
Например, задание квеста – виртуально посетить места в Москве, связанные с историей немцев по предоставленной учителем карте; подобрать описание этих мест на карточках на немецком языке, расположить их в хронологическом порядке, рассказать как пройти от одного объекта к другому и, в конечном счете, найти в сокровище, которое спрятано в подвале одного из зданий на карте. В каждом описании объекта, связанного с историей немцев будет указана подсказка того, в каком конкретно месте нужно искать сокровища.
В старшей школе можно предложить учащимся не только пройти уже готовый квест, но и разработать такой квест самостоятельно или в группах. Далее можно обменяться квестами и проходить их параллельно несколькими группами. Можно дать задание разработать квест для учеников предыдущего класса. Тогда постепенно у учителя соберется коллекция интересных уроков-квестов, которые можно будет использовать на разных этапах обучения немецкому языку.
Использование веб-квестов на уроках немецкого языка помогает не только в интересной форме организовать преподавание немецкого языка, но учит проблемно-поисковой деятельности для достижения поставленной цели на основе Интернет-ресурсов. Также такие уроки могут помочь в формировании навыков работы с информацией: анализу, систематизации и т.д.
Уроки – мозговые атаки. Это один из видов проблемного обучения, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся и развитие навыков поисковой деятельности. Именно в процессе осуществления проблемно-поисковой деятельности формируется и проявляется индивидуальность учащихся.
Можно озвучить проблему, например, два ученика заблудились в Берлине. Далее можно разбить группу учащихся на 2 или 3 небольшие команды, чтобы каждая из них составила алгоритм того, как можно решить эту проблему и попасть в нужное место. Когда группа нашла решение, то поручить каждому из членов этой группы: одному устно описать решение проблемы, другому – написать ее письменно, третьему составить диалог между заблудившимися учениками, четвертому – составить диалог, чтобы выяснить дорогу и т.д.
Задания по мозговому штурму можно проводить на разных этапах изучения немецкого языка. Будут различаться только сложность лексики и грамматика построения речевых конструкций.
Проектная работа на уроке может быть практико-ориентированная, исследовательская и творческая. По составу участников она может быть индивидуальная и групповая. Характеристик проектной деятельности много. Суть ее в том, чтобы научить учащихся работать с информацией на немецком языке и уметь наглядно демонстрировать результаты этой работы.
Темами такой проектной деятельности могут быть:
– образование в России и Германии;
– спорт;
– выбор профессии;
– здоровый образ жизни и т.д.
Составление портфолио учащегося на немецком языке. Эта технология позволяет путем рефлексии сформировать у учащихся умение объективно оценивать результаты своей деятельности и наметить вместе с учителем способы устранения недостатков и устранения ошибок.
Итак, в процессе современного преподавания немецкого языка задачей учителя на уроке является не навязать учащемуся цели его изучения, и убедить необходимости определенных способов для достижения этой цели, а помочь учащемуся в построении своей образовательной траектории. То есть дать возможность ученику самому определиться с тем, какие знания ему могут понадобиться в жизни для самореализации и помочь ему с реализацией этих потребностей. Научить его получать новые знания и использовать их в дальнейшей жизни.