СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология работы с текстом художественного произведения на уроках литературы в современной школе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационные технологии литературного анализа текста как основа реализации ФГОС ОО. Технология работы с текстом художественного произведения на уроках литературы в современной школе.

Просмотр содержимого документа
«Технология работы с текстом художественного произведения на уроках литературы в современной школе.»

Уральский институт повышения квалификации и переподготовки







Программа профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС (1108) new





Дисциплина: Инновационные технологии литературного анализа текста как основа реализации ФГОС ОО

Практическое задание 3, Модуль 3. Технология работы с текстом художественного произведения на уроках литературы в современной школе








Выполнил:

слушатель Широких Екатерина Александровна

Преподаватель:

Ледовская Инна Викторовна





г. Пермь – 2023


Автор, название: Дикой и Кабаниха. Законы «темного царства» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»).

Класс: 10 класс.

УМК:  Маранцман В.Г., Литература, 10 класс в 2-х частях, М., Просвещение,2011.

Жанр: драма

Цели изучения:

Обучающая: отрабатывать навыки анализа эпизодов драматического произведения;

Развивающая: развивать умение делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки; совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения;

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к наследию великих классиков русской литературы.

п/п

Этап работы

Содержание работы

Приемы и направления анализа

Деятельность учителя

Деятельность учителя

1

Мотивация к учебной деятельности

1 мин.


Приветствует учащегося, проверяет его готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

Итак, друмой друг, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

- Поприветствуем гостей улыбкой.

Организовывает рабочее место.

Здоровается с учителем, с гостями.


Словесное приветствие

2

Актуализация знаний

5 мин.

Предлагает учащемуся распределить картинки эпизодов из произведения «Гроза» последовательно согласно сюжету и кратко пересказать сюжет произведения.

Просит выполнить учащегося кроссенс в рабочем листе.

- С кем или чем ассоциируются картинки кроссенса? Объяснить свою точку зрения.


Распределяет картинки на доске согласно сюжету пьесы.

Пересказывает содержание пьесы по опорным картинкам.

Выполняют кроссенс, обясняют свою точку зрения.

Пересказ текста по опорным картинкам.

(Репродуктивный метод обучения).


Заполнение кроссенса в рабочем листе.

3

Постановка учебной задачи

4 мин.

Просит объяснить смысл выражения Ф.М.Достоевского:

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.

- Анализируя задание кроссенса и цитаты, сформулируй тему урока и поставь задачи.

Размышляет. Объясняет смысл цитаты.

Отвечает на вопросы.

Формулирует тему и задачи урока.


Работа с цитатой Ф.М.Достоевского.


Формулирование темы и целей урока

4

Первичное закрепление нового знания, «погружение» в тему.

5 мин

Проводит эвристическую беседу. Помогает осмыслить художественный текст, расширяет информацию по теме урока.

Сам Островский определяет, что означает слово «самодур» в пьесе «Гроза»: «Это коли человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он все по-своему… Это — крутой сердцем, властный и дикий человек». 


Распределяет всех героев пьесы на группы, аргументирует свое мнение.

Работает с толковым словарем Ожегова, дает определение понятию «самодур».

Выполнение задания в рабочем листе: распределяет всех персонажей пьесы на группы

5

Проблемное объяснение нового материала. Работа над раскрытием образов Дикого и Кабанихи

10 мин.


Просит ответить на вопросы в рабочем листе:

-Как появляются на сцене «хозяева» Калинова?

-Кто подготавливает их появление?

-Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках? И др.

Просит заполнить таблицу «Характеристика персонажей».

Отвечает на вопросы учителя, дает словесное описание Дикого и Кабанихи, цитирует фразы из пьесы, заполняет совместно с учителем таблицу в рабочем листе «Характеристика персонажей»

Ответы на вопросы рабочего листа, заполнение таблицы: «Характеристика персонажей» (Дикой и Кабаниха).


Метод работы: частично-поисковый.

6

Практическая исследовательская деятельность обучающихся. Анализ действия 2 явления 3 (взаимоотношения Дикого и Кабанихи)

5 мин.

Учитель совместно с учащимся проигрывает сцену встречи Дикого и Кабановой.

После инсценировки учитель предлагает моразмышлять над вопросами:

- Каковы взаимоотношения Дикого и Кабанихи? Как еще можно охарактеризовать этих героев после встречи?

Участвует в постановке явления 3. Вживается в роль. Размышляет над вопросами, дает развернутый ответ.

Театрализация сцены учащимся и учителем.

Форма работы: парная.

7

Первичное закрепление материала через выведение «законов жизни» города Калинова.

5 мин.

Просит учащегося, опираясь на полученную информацию, свормулировать и записать в рабочий лист «заканы жизни» города Калинова.

Самостоятельно выводит «законы жизни» города Калинова:

а) у кого деньги – у того и власть;

б) у кого власть, тот пользуется ею безраздельно;

в) человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению;

г) запретить любое проявление живого человеческого чувства;

д) заставить лгать;

е) заставить приспосабливаться.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.



8

Рефлексия, подведение итогов урока

3 мин.

Подводит итоги урока; обращает внимание на итоговый результат деятельности на уроке, на применение полученных знаний в жизни.

Организует рефлексию обучающегося по поводу его эмоционального состояния, работы на уроке.

Дает оценку работы учащегося. Задает вопросы:

- Что узнал на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

- Для чего изучаем произведение?

Оценивает деятельность учащегося на уроке.

Показывает свои знания, уровень усвоения и осознания темы.

Отвечает на вопросы учителя, вступает в диалог.

Делает самооценку работы на уроке.

Диалог учителя и учащегося.


Форма работы: самоконтроль.

9

Домашнее задание

2 мин.

Сообщает домашнее задание (на выбор учащегося):

1.Выписать цитаты из текста на тему: «Город Калинов

глазами героев пьесы».

2. Оформить таблицу: «Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева».

Выбирает домашнее задание, записывает его, задает уточняющие вопросы.


Диалог учителя и учащегося.



© 2023, 197 0