Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Котлубанская средняя школа»
Технологии развивающего обучения на уроках истории
Учитель истории и обществознания: Мисан С.А.
2018-2019 уч.год
Применение технологий развивающего обучения является темой актуальной, применение их на уроке истории актуально вдвойне.
Устарели прежние методы работы, которые ориентировали учащихся на однозначные оценки исторических фактов , событий и личностей.
Задача развивающего обучения?
Рождение активной, инициативной, уверенной в своих силах жизнеспособной личности
Цель
-научить ребёнка учиться
-сформировать у детей основы теоретического мышления, т.е. умения действовать в нестандартной ситуации, когда невозможно осуществить что-либо по предлагаемому плану.
Система развивающего обучения поощряет коллективное мышление, диалог, дискуссию, проблемные задания. На таком уроке, учитель - не лектор, а друг, открытый для ученика, руководитель, контролирующий процесс, своеобразный регулировщик поиска.
Существуют различные технологии развивающего обучения, но среди них преобладают индивидуально-дифференцированные формы и конечно творческие.
Схема развивающего обучения на любом уроке следующая:
Технологии развивающего обучения
ТРИЗ- педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.
ТРИЗ – это не только возможность придумать и решить задачу, учебный материал воспринимается гораздо легче в игровой форме. Конечно , самый интересный возраст для игры , ребята 5-7 классов. В начале своей деятельности, я давала ученикам домашнее сочинение от первого лица. На сегодняшний момент- это путешествия во времени, составление маршрутов экскурсий, кроссворды, задание « О ком идёт речь?» , рассказ о себе, как очевидце событий.
« О ком идет речь?»
а)« В 18 лет поступил в Эрфуртский университет. В присутствии своих студентов сжег папское послание об отлучении себя от церкви».
б) « Ввел в Женеве строгие порядки. Невозвратно ушли в прошлое веселые праздники. Карнавалы».
Такие игровые уроки не могут проводиться постоянно, но вводить элементы ТРИЗ необходимо. Например, тема « Древнегреческий театр». Говорю, что сегодня будем изучать удивительное изобретение человека, задают вопросы, много вопросов, предположения смешные, но смысл в том, что они сами доискиваются до сути.
Ребятам очень нравится задание « Троянский конь». Ученики получают карточки, где есть фактические ошибки, самое интересное, что они находят ошибки там, где они не планировались.
«Найдите ошибки в предложении»
а) Поэт Гомер родился и жил в Афинах, где своей рукой записал созданные им поэмы « Илиада» и « Одиссея».
б) Поэма Гомера « Илиада» начинается с рассказа о бегстве Елены
в) Легендарную Трою раскопал американский археолог Хамер.
г) У героя Троянской воны Тесея была неуязвимая пята.
Эвристическое обучение – это конструирование учеником собственного смысла на основе проблемных заданий, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию, высказанных предположений.
Есть два основных метода эвристического обучения а) креативный б) оргдеятельностный
Креативный метод предусматривает задания, где необходимо домысливать. В самой задаче- загадка.
Оргдеятельностный метод-это метод самоорганизации обучения: разработать план домашнего задания или, например, создать модуль памятных дат, имён. Задания выполняются в письменной и устной форме. При обучении учащихся в 10-11 классах учитель призван не только насыщать учащихся исторической информацией, но и учить самостоятельно добывать знания. Самообразование является условием развития интеллектуальной личности. Методика модульной технологии основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.
Составляющей развивающего обучения является создание на уроке « ситуации успеха». Это не просто добрый , поощрительный взгляд, это задание посильное для ученика. С этой целью, я использую приём, под названием « индивидуальный маршрут». Он может составляться на несколько занятий, а может ограничиваться рамками одного урока.
№п/п | задание | Отметка о выполнении |
1 | Хронология от Рюрика до Ярослава Мудрого | |
2 | Два дополнительных вопроса ученику, отвечающему домашнее задание | |
3 | Сообщение о Софийском соборе в Новгороде | |
4 | Решение задачи | |
Технологии развивающего обучения предусматривают применение разноуровневых заданий, которые вполне можно совмещать с групповыми формами работы. Например, после изучения темы « Эпоха Петра Великого» одни учащиеся могут сделать схему государственных преобразований, вторая группа определить отношение к реформам разных слоёв общества. Такой же метод можно использовать при работе с историческим источником.
I группа | Автор, время создания, жанр |
II группа | Основные цели и факты, особенности текста |
III группа | Что преобладает- исторические факты или художественное описание событий. Можно ли доверять источнику? Почему? |
В классе разные дети, одни любят говорить, другие лучше выполняют задания в тетради, третьи боятся выходить к доске. В этом случае не следует применять « насилие». Индивидуальный подход даёт возможность достигнуть цели с каждым учеником. Технологии развивающего обучения -это технологии поиска, подобно поиску в дамской сумочке. Мы убираем ненужное, берём необходимое, только для того чтобы дойти до существенного и вкусить яблоко познания.