СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология "Смысловое чтение" на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология "Смысловое чтение" на уроках географии»

МОУ СОШ «Свердловский ЦО»» Смысловое чтение на  уроках географии Автор: Апрелова А.С. Учитель географии  2019 год

МОУ СОШ «Свердловский ЦО»»

Смысловое чтение на уроках географии

Автор:

Апрелова А.С.

Учитель географии

2019 год

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Смысловое чтение-  это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста.   Цель смыслового чтения –  максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию

Смысловое чтение-

это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста.

Цель смыслового чтения –

максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию

 Смысловое чтение умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию )

Смысловое чтение

умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию )

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех УУД:     в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех УУД:  

  • в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
  • в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Стратегия смыслового чтения формирует: познавательный интерес; развивает речь; улучшает запоминание материала; активизирует воображение; появляется внимание к слову; умение сопоставлять факты и делать умозаключения.

Стратегия смыслового чтения формирует:

  • познавательный интерес;
  • развивает речь;
  • улучшает запоминание материала;
  • активизирует воображение;
  • появляется внимание к слову;
  • умение сопоставлять факты и делать умозаключения.
Технология смыслового чтения включает в себя  3 этапа работы с текстом:   1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения  3. Работа с текстом после чтения

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения

2. Работа с текстом во время чтения 

3. Работа с текстом после чтения

Работа с текстом до чтения Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.   Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать текст.
  • Работа с текстом до чтения

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать текст.

Приемы предтекстовой деятельности «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Предваряющие вопросы» «Рассечения вопросов».

Приемы предтекстовой деятельности

  • «Мозговой штурм»
  • «Глоссарий»
  • «Ориентиры предвосхищения»
  • «Предваряющие вопросы»
  • «Рассечения вопросов».
«Мозговой штурм»    Алгоритм реализации приема: Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? Ассоциации записываются на доске. Педагог может добавить различную информацию. Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

«Мозговой штурм»

Алгоритм реализации приема:

  • Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
  • Ассоциации записываются на доске.
  • Педагог может добавить различную информацию.
  • Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

«Глоссарий»   Алгоритм реализации приема: Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Глоссарий»

Алгоритм реализации приема:

  • Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
  • Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.
2. Работа с текстом во время чтения     Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).   Главная задача педагога : обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

2. Работа с текстом во время чтения 

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача педагога : обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

Приёмы текстовой деятельности  «Чтение вслух»  «Чтение про себя с вопросами»  «Чтение с остановками»  «Чтение про себя с пометками»

Приёмы текстовой деятельности

  • «Чтение вслух»
  • «Чтение про себя с вопросами»
  • «Чтение с остановками»
  • «Чтение про себя с пометками»
«Чтение про себя с вопросами»   Алгоритм реализации приема: Чтение первого абзаца. Задаются вопросы. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

«Чтение про себя с вопросами»

Алгоритм реализации приема:

  • Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
  • Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.
  • Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
«Чтение про себя с пометками»   Данный приём чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

«Чтение про себя с пометками»

  • Данный приём чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
3. Работа с текстом после чтения     Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.   Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

3. Работа с текстом после чтения

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Приемы послетекстовой деятельности «Отношения между вопросом и ответом» «Тайм-аут» «Проверочный лист» «Вопросы после текста»

Приемы послетекстовой деятельности

  • «Отношения между вопросом и ответом»
  • «Тайм-аут»
  • «Проверочный лист»
  • «Вопросы после текста»
«Отношения между вопросом и ответом»   Один из самых эффективных послетекстовых приемов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

«Отношения между вопросом и ответом»

  • Один из самых эффективных послетекстовых приемов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.
Где ответ?   В тексте В голове  читателя    в одном в разных автор и я только я  предло- частях  жении текста  текста  найди соедини соедини найди  точный вместе, вместе, ответ  ответ составь составь в своей    ответ ответ голове

Где ответ?

В тексте В голове

читателя

 

в одном в разных автор и я только я

предло- частях

жении текста

текста

найди соедини соедини найди

точный вместе, вместе, ответ

ответ составь составь в своей

ответ ответ голове

 «Ромашка Блума» Одним из основных приёмов осмысления информации является  постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них . Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

«Ромашка Блума»

  • Одним из основных приёмов осмысления информации является  постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них .
  • Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.

Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

  • При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Творческие вопросы Объясняющие вопросы Простые вопросы Уточняющие вопросы «Ромашка Блума» Оценочные вопросы Практические вопросы

Творческие вопросы

Объясняющие вопросы

Простые вопросы

Уточняющие вопросы

«Ромашка Блума»

Оценочные вопросы

Практические вопросы

 Классификация вопросов Б.Блума :  « Простые вопросы»  Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации.  Куда впадает Волга?

Классификация вопросов Б.Блума :

« Простые вопросы»

Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. 

Куда впадает Волга?

 « Уточняющие вопросы»   Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов

« Уточняющие вопросы»

Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации.  Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

 «Оценочные вопросы»  Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов.   Как вы относитесь к ... ?  Что лучше?

«Оценочные вопросы»

Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. 

Как вы относитесь к ... ?

Что лучше?

  « Творческие вопросы»  Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения.  Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы река Лена повернула вспять?

« Творческие вопросы»

Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения.  Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы река Лена повернула вспять?

«Объясняющие (интерпретационные) вопросы»   Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова 

«Объясняющие (интерпретационные) вопросы»

Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова  "Почему" . Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых

 « Практические вопросы»  Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой.  Как бы я поступил на месте Х. Колумба?

« Практические вопросы»

Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой.

Как бы я поступил на месте Х. Колумба?

«Чтение с пометками» Цель:  сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.  Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:  V Знакомая информация  ! Новая информация  - Я думал (думала) иначе  ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

«Чтение с пометками»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V Знакомая информация

! Новая информация

- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

«Дневник двойных записей»  Цель : сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.  1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.  2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.  

«Дневник двойных записей»

Цель : сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

 

 3 стадия – рефлексия   Заключительная беседа

3 стадия – рефлексия

Заключительная беседа

«Синквейн» Цель:  развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Структура синквейна. Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы). Чтение Смысловое, осознанное, вдумчивое Развивает, обогащает, информирует Смысловое чтение  - неотъемлемый компонент читательской грамотности. Знание

«Синквейн»

Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Структура синквейна.

  • Существительное (тема).
  • Два прилагательных (описание).
  • Три глагола (действие).
  • Фраза из четырех слов (описание).
  • Существительное (перефразировка темы).

Чтение

Смысловое, осознанное, вдумчивое

Развивает, обогащает, информирует

Смысловое чтение  - неотъемлемый компонент читательской грамотности.

Знание

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны! Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!     Джорж Карлин

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!

Джорж Карлин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!