ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Работая много лет в школе, мы сталкиваемся с такой проблемой: трудно найти контакт с детьми. Они становятся пассивны, молчаливы на уроках. Это и натолкнуло меня на работу над проблемой “Технология сотрудничества на уроках в начальной школе»
СОТРУДНИЧЕСТВО - это
1) участие в каком-либо общем деле,
2) совместные действия, деятельность
3) процесс совместной деятельности двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.
Главной идеей обучения в сотрудничестве это учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе.
Цель технологии сотрудничества: Повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся, формирование личностных качеств личности (самостоятельности, трудолюбия и др.)
Технология сотрудничества – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.
Технология сотрудничества основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. В качестве традиционных технологий на уроках я использую такие формы обучения во взаимодействии, как:
- работа в паре;
- групповая;
- игровая.
-проектная деятельность
В классе, в котором я работаю, обучаются дети с разным уровнем воспитания и развития. Семьи, в которых воспитываются дети, имеют разный социальный и образовательный уровень. Возможности для получения дополнительного образования и развития детей в семьях не одинаковы, поэтому моя главная задача как классного руководителя это
Создать в детском коллективе благоприятный микроклимат, где каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и защищено.
Развивать умение общаться и сотрудничать. Научить ребят вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.
Развитие эмоциональной и волевой сферы (считаться с чужими интересами, находить компромисс)
Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми».
Для реализации этих задач в своей работе я использую различные методы технологии сотрудничества в классе
1 метод это работа в группе: данный метод способствует включению каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, дети соревнуются друг с другом, приобретают знания, независимо друг от друга, ставя перед собой собственные цели и продвигаясь к ним с такой скоростью, которая им доступна; работают, объединившись в небольшие группы.
Способы формирования групп: по желанию, по выбору учителя, случайным образом.
Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности . Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально – психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.
2 метод это работа в паре, этот метод более эффективен и использовать его можно совершенно на любом уроке, как на русском языке, так и на уроках технологии или окружающего мира.
3 метод это диалог – одна из форм сотрудничества. Правила работы в диалоге: отвечать на поставленный вопрос; каждый имеет право на свою версию; каждый имеет право поддерживать версию другого; каждый имеет право критиковать версию другого. Этот метод позволяет опросить на уроке как можно больше учащихся в классе.
Так же на уроках используется проектная деятельность (когда каждый из учащихся имеет возможность выступить, рассказать, поделится своими навыками, умениями, знаниями). А другие учащиеся учатся слушать и понимать друг друга.
Вовлечение учащихся в активную деятельность на всех этапах урока, максимальное использование самостоятельности учащихся позволяет обеспечить положительную динамику.
Всем спасибо за внимание!