Технология современного проектного обучения
Автор: Е.В.Пятница,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3 г.Вязьмы
Основная образовательная программа начального общего образования, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС, направлена :
- на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
- на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность;
- на раскрытие и развитие способностей детей, саморазвитие и самосовершенствование;
- на поддержку талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности;
- на подготовку детей к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире;
- на сохранение и укрепление здоровья.
- Основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС предусматривает организацию интеллектуальных и творческих соревнований, организацию научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.
Преимущества проектного метода из разнообразия инновационных технологий Если нам, учителям, хочется гуманизировать обучение, признать, что личность каждого ученика самоценна и у каждого есть свой личный опыт и восприятие окружающего мира, то, право, стоит попробовать организовать проектную деятельность в своём классе, в своей школе.
- В условиях классно-урочной системы занятий метод проектного обучения наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик.
- Этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу.
- Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде, ответственность за совместную работу.
Проектное обучение позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:
- интеграцию учебного содержания;
- развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
- формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;
- формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.
В проектном обучении ценны не только результаты, но и ещё в большей степени сам процесс.
Скажи мне - и я забуду Покажи мне - и я запомню
ВОВЛЕКИ меня - и я НАУЧУСЬ
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ – ЭТО…
… творческая или игровая ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
обучающихся - партнеров,
имеющая общую ЦЕЛЬ , согласованные методы, СПОСОБЫ деятельности,
направленная на ДОСТИЖЕНИЕ общего результата по решению какой-либо ПРОБЛЕМЫ , значимой для участников проекта
ДЛЯ УЧЕНИКА УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ – ЭТО…
- ВОЗМОЖНОСТЬ максимального раскрытия своего творческого потенциала ;
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ , позволяющая :
- Проявить себя индивидуально или в группе Попробовать свои силы Приложить свои знания Принести пользу Публично показать достигнутый результат
- Проявить себя индивидуально или в группе Попробовать свои силы Приложить свои знания Принести пользу Публично показать достигнутый результат
- Проявить себя индивидуально или в группе
- Попробовать свои силы
- Приложить свои знания
- Принести пользу
- Публично показать достигнутый результат
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ , направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися .
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ – ЭТО…
ИНТЕГРАТИВНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ , которое позволяет ВЫРАБАТЫВАТЬ И РАЗВИВАТЬ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ :
- ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ
- ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
- ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- РЕФЛЕКСИЯ И САМОАНАЛИЗ
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ И САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ
- ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
- ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
- САМООБУЧЕНИЕ
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СУТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ состоит в том, что обучающийся в процессе работы над проектом :
- постигает реальные процессы;
- проживает конкретные ситуации;
- приобщается к проникновению в глубь явлений, конструированию новых процессов, объектов.
ЦЕЛИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
ОДНОЙ ИЗ ВЕДУЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ЯВЛЯЕТСЯ ОВЛАДЕНИЕ НОВЫМ СПОСОБОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
ЭТОТ ПРОЦЕСС НЕОБХОДИМО ОРГАНИЗОВЫВАТЬ, МОДЕЛИРОВАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ОБУЧАЮЩИЕСЯ БЫЛИ СПОСОБНЫ :
- ПРИНИМАТЬ самостоятельные решения;
- УМЕТЬ ставить задачи и задавать вопросы;
- УМЕТЬ работать в команде;
- ОСУЩЕСТВЛЯТЬ поиск нестандартных, оригинальных решений;
- ПРИВЛЕЧЬ , ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ выбранной темой окружающих;
- РАСКРЫТЬ индивидуальный потенциал.
I
По доминирующей деятельности обучающихся
Практико
ориентированные проекты
Нацелены на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика
Исследовательские проекты
По структуре напоминают научное исследование
Информационные проекты
Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее обобщения и представления широкой аудитории
Творческие проекты
Предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов
Ролевые проекты
Наиболее сложны. Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев
По предметному содержанию
II
Монопроекты
Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания и деятельности
Межпредметные проекты
Выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания
III
По продолжительности
Минипроекты
Могут укладываться в один урок или менее
Краткосрочные проекты
Требуют 4 – 6 уроков
Недельные проекты
Выполняются в группах в ходе проектной недели
Годичные
проекты
Выполняются как в группах, так и индивидуально
КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- С ФОРМИРОВАННОСТЬ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
- Р АЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОПРЕДЕЛЕННАЯ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ»
- О ПЫТ РАЗВЕРНУТОЙ, СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ САМООЦЕНОЧНОЙ И ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- ПЛАНИРУЮЩИЙ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- ИНФОРМАЦИОННО–ОПЕРАЦИОННЫЙ
- Определяются тема и цели проекта
- Формулируются задачи
- Вырабатывается план действий
- Устанавливаются критерии оценки результата и процесса
- Согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя , позднее с нарастанием ученической самостоятельности
- ВИДЕОФИЛЬМ
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- ВИДЕОКЛИП
- ВЫСТАВКА РАБОТ
- ГАЗЕТА
- ЖУРНАЛ
- ИГРА
- КАРТА
- КОЛЛЕКЦИЯ
- КОСТЮМ
- МАКЕТ
- МОДЕЛЬ
- МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
- ПИСЬМО В…
- ПРАЗДНИК
- ПУБЛИКАЦИЯ
- ПУТЕВОДИТЕЛЬ
- СЕРИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
- СКАЗКА
- СПРАВОЧНИК
- СТАТЬЯ
- СЦЕНАРИЙ
- УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
- ЭКСКУРСИЯ
ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТОВ
- ВОПЛОЩЕНИЕ (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);
- ДЕЛОВАЯ ИГРА;
- ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ и ВИДЕОФИЛЬМА – продукта, выполненного на основе информационных технологий;
- ДИАЛОГ ИСТОРИЧЕСКИХ ИЛИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ;
- ЗАЩИТА НА УЧЕНОМ СОВЕТЕ;
- ИГРА С ЗАЛОМ;
- ИНСЦЕНИРОВКА РЕАЛЬНОГО ИЛИ ВЫМЫШЛЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ;
- НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ;
- НАУЧНЫЙ ДОКЛАД;
- ОТЧЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ;
- ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ;
- ПУТЕШЕСТВИЕ;
- РЕКЛАМА;
- РОЛЕВАЯ ИГРА;
- СОРЕВНОВАНИЯ;
- СПЕКТАКЛЬ;
- СПОРТИВНАЯ ИГРА;
- ТЕЛЕПЕРЕДАЧА;
- ЭКСКУРСИЯ.
Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:
- личностно ориентированное;
- использует множество дидактических подходов;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.
Проектная деятельность обучающихся
на уроке и во внеурочное время
На уроках и во внеурочной деятельности большая работа направлена на овладение младшими школьниками основами исследовательской и проектной деятельности с использование информационных технологий; на развитие навыков продуктивного взаимодействия и сотрудничества.
Учебный проект – это выстраиваемая каждым ребёнком последовательность операций, требований и условий, позволявших ему воплотить в жизнь собственный замысел.
Всё начинается с выбора темы проекта…
План реализации проекта:
1)«Погружение» в проблему.
2)Сбор и обработка информации.
3)Разработка собственного варианта решения проблемы.
4)Реализация плана действий.
5)Подготовка к защите проекта.
6)Презентация проекта.
7)Рефлексия.
На занятиях кружка в помощь учителю используются проекты,
представленные в пособиях авторов: Дёмочко Т.В, Межуева Ю.В.;
издательство ООО «Лицей», г.Саратов.
Палитра проектов
Для ученика учебный проект – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал; деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, публично показать достигнутый результат.
Зеркало истории.
Коллекция кукол
в исторических
костюмах
Обучение за рубежом. Интересные факты и заблуждения.
Автор: Елисеева Оля,
обучающаяся 3 «Б» класса
МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы
Автор: Венедиктова Ксения,
обучающаяся 4 «Б» класса
МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы
Руководитель: Пятница Е.В.
Руководитель: Пятница Е.В.
Палитра социальных проектов
Кружок «Школа добрых дел»
(социальное направление)
Цель социального проектирования – привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам; включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из проблем силами самих учащихся. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Проект «Ветеран живёт рядом.
Я волонтёр»
Проект «Подари игрушку младшему другу»
Проект «Покормите птиц зимой»
Проект «Книжкин дом»
Кружок «Юный краевед»
(духовно-нравственное развитие)
Цель курса – формирование у учащихся целостной картины школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Занятия кружка позволяют полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний, проявить себя в научно-исследовательской и проектной деятельности.
Проект « О Вязьме с любовью»
Экскурсии
Митинги Выступления
Палитра проектов
Кружок «Умелые ручки»
(общекультурное направление)
Художественно-конструкторская деятельность – идеальное средство, способное обеспечить высокий уровень обучения и общего развития ребёнка. Занятия позволяют сделать ум ребёнка живым, гибким, изобретательным и не обременяют его память формальными знаниями.
Проект «Оригами и математика»
Проект «Музей букв»
Палитра проектов
Кружок «Если хочешь быть здоров»
(спортивно-оздоровительное направление )
.
Программа внеурочной деятельности направлена на обучение учащихся грамотной заботе о своём здоровье, на мотивацию их к здоровому образу жизни, на предупреждение вредных привычек, на развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья. Занятия способствуют познавательному, физическому и эмоциональному развитию ребёнка.
Проект «Мои первые достижения в спорте. Карате Киокушинкай»
Проект «Юный пешеход»
Подводим итоги Проект «Вверх по радуге»
МЕТОД ПРОЕКТОВ ОТЗЫВЫ ДЕТЕЙ
- … Мы многое узнаем друг о друге, учимся уважать мнение других!
- … Мне нравится, что другие слушают, о чем я говорю, и уважают мою точку зрения. В обычной жизни это бывает нечасто!
- … Я увидела многих одноклассников совсем с другой стороны. Никогда не думала, что у моих друзей такие таланты!
- … Заниматься проектами –это здорово и весело!
ЛИТЕРАТУРА
1. Гоппе Н.Н. О переходе к проектной технологии . Педагогическое обозрение .2000.№ 4. С.110-115.
2. Джонсон Д.,Джонсон Р.,Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. СПб., 2001.
3. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
4. Левитес Д.Г. Практика обучения : современные образовательные технологии. Воронеж, 1998.
5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
6. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.М.,1987.
7. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.