Технология современного урока. Заседание методического объединения начального образования
Цели:
Способствовать осознанию учителями педагогических проблем “современного урока”.
Выработать алгоритм краткого анализа урока и самоанализа урока.
Сценарий
I. Диагностический этап Самодиагностика учителей с целью выявления затруднений посредством анкеты: 1. Легко ли Вам определить цель урока? Можете ли Вы после урока сказать: цель достигнута или нет?
2. Владеете ли Вы содержанием новых программ и учебников?
3. Легко ли Вам отобрать материал к уроку в соответствии с поставленной целью?
4. Используете ли Вы эффективные средства обучения?
5. Умеете ли Вы дать самоанализ урока?
6. Осуществляете ли Вы дифференцированный подход к обучению?
7. Используете ли Вы межпредметные связи?
8. Умеете ли Вы провести анализ другого учителя?
9. Умеете ли Вы составить и организовать работу с тестами?
10. Организуете ли Вы разноуровневую и индивидуальную работу с учащимися?
11. Используете ли Вы современные образовательные технологии (назовите, какие)? II. Подготовительный этап – групповая работа (30 мин.)
I группа | II группа | III группа |
Направления деятельности педагогов |
Классический урок (типы, формы, методы, средства) | Урок в системе “Школа 2100” | Анализ и самоанализ урока |
Задачи деятельности и формы представления “продукта” |
Тезисное выступление по результатам обзора литературы | Представление типов уроков в системе “Школа 2100” | Представление алгоритма краткого анализа и самоанализа урока |
III. Презентационно-аналитический этап 1-я группа: представление материалов в краткой форме (схемы, таблицы). Цель должна быть:
конкретна (кому?, что?);
достижима;
операциональна;
измеряема.
Цель – это образ желаемого результата. Способ определения цели: 1. Создание образа желаемого в будущем результата.
2. Выявление состояния условий, ограничивающих получение желаемого результата.
3.Уточнение желаемого результата относительно этих ограничений.
4. Нахождение измерителей результата.
5. Формирование будущего результата как цели. Часто встречающаяся ошибка: ставим много целей на один урок, а они все должны быть достижимы. 2-я группа: представление типов уроков в системе “Школа 2100” (схемы, структура). 3-я группа: представление алгоритма самоанализа и анализа урока. Памятка к анализу и самоанализу урока 1. Тема урока.
2. Определение места урока.
3. Определение типа урока.
4. Были поставлены задачи.
5. Характеристика класса.
(Исходя из ……………… мною были выбраны ………….).
6. Назвать формы и методы.
7. Оценка результативности урока. Удалось ли реализовать поставленные задачи. Анализ урока должен быть небольшой по объему (3–5 мин.). Анализ урока излагается в форме краткого обоснования, а не в форме подробного пересказа. IV. Практико-ориентированный этап Открытые уроки для коллег с представленным самоанализом урока. Анализ урока коллегами
Урок литературного чтения
Тема: Б.Пастернак “За поворотом”. Обобщение по разделу “Природа летом”. Цели:
Учить приёмам правильной читательской деятельности.
Развивать творческие способности детей.
Приобщать детей к литературе как искусству слова.
I. Организационный момент а) Речевая разминка
Почистим зубки язычком.
Укольчик язычком.
Вкусное варенье (облизать).
Достать носик язычком.
Улыбка Буратино.
На полянке нюхаем цветы.
Пушинку сдуваем с одной руки на другую.
Волосы маленького дракона.
Волосы большого дракона.
II. Включение в деятельность б) Чтение с доски текста про себя, а затем по группам: сердито, грустно, радостно. Одуванчики
Разливает белый сад
Знойный, душный запах,
Одуванчики стоят
В облачных папахах
Тихо клонятся к ногам
Слабый ветер дунет –
И осыплет на луга
Белый пух июня.
Метафора – скрытое сравнение предмета (чаще, когда свойства человека или животного переносятся на другой предмет. – Какие метафоры использует поэт, говоря об одуванчиках? А как вы рассказали бы об этих цветах? в) Чтение детьми своих загадок об одуванчиках. III. Новый материал 1) Работа со стихотворением до чтения – А теперь отгадайте мою загадку. О чём она? Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём! (Лес. Картина тайги.) – Посмотрите на картину. Глухой стеной стоит лес.
– Деревья сомкнулись, переплели ветви, за ними чернота, темнота. Как ещё можно назвать такой лес?
– Перед нами стихотворение ( с. 107). Судя по иллюстрации к нему, оно – о лесе, изображённом на нёй (чаща).
– Прочитайте название стихотворения. Соответствует ли оно иллюстрации?
– Кто автор стихотворения? Знакомы ли вы с его творчеством?
– О чём можно сказать сейчас, глядя на дату? (Поэт XX века)
– Можете ли вы предположить, с каким настроением написано стихотворение?
– Прочитайте стихотворение про себя, постарайтесь представить картины, нарисованные автором, почувствовать его настроение, понять мысли. Карандашом подчеркните слова, выражения, которые вам непонятны. 2) Работа во время чтения Дети читают про себя. – Какие картины вы представили?
– Какое настроение в этом стихотворении, по-вашему? (Словарь настроения у всех) Физминутка 3) Чтение стихотворения по строфам с комментариями а) 1-я строфа. Объяснение учащимися новых слов.
б) 2-я строфа.
в) 3-я и 4-я строфы. Меняется ли интонация стихотворения? Почему? (Она становится тревожной. Мы заглядываем в глубину леса.) – Что же мы видим?
Бурелом – деревья, вывороченные, поваленные бурей.
Ключи – холодные, ледяные родники.
Кручи – обрывы.
Валежник – синоним бурелом, сухой лес, поваленный.
Колоды – брёвна, лежащие в лесу.
– Если вам приходилось бывать в лесу, вы видели “нагроможденье” – одно дерево на другое, беспорядочно.
– Какое ощущение возникает у вас при чтении? (Страх, волнение.)
– Не кажется ли вам странным, что, говоря о лете, поэт упоминает о подснежниках, ранних весенних цветах? Почему? (Темно и холодно в лесной глуши. Туда ещё не успело заглянуть лето. Это тайна леса, его секрет.)
– Такое ощущение, что поэт в страхе оглядывается по сторонам, смотрит вокруг
– На его состояние указывает и тире, они помогают понять смысл, настроение.
– Какую интонацию выберем для чтения этих строф? (Будем читать с тревогой, в замедленном темпе.) г) 5-я строфа. – И снова поэт возвращается к птичке, к маленькому лесному сторожу, отважному стражнику, которого не пугают мрак леса и тучи. Это её дом, её лес. И у неё есть своё оружие против врагов леса – её рулады – её песня, её трели. Она верит в силу свое песни, своего голоса. Зарок – запрет. Птичка может запретить войти в лес неугодным.
– Как вы думаете, кто они, “кому не надо” появляться на пороге лесного дома?
– Что, по-вашему, чувствовал Б. Пастернак, когда писал эти строчки? (Уверенность, что в лесу порядок.)
– Как следует читать эти строчки? (Громче, приподнято, с надеждой.) 4) Выразительное чтение и ответ на вопрос (аплодисменты) – Что может увидеть и услышать вдумчивый читатель в этом стихотворении? 5) Работа после чтения – Б. Пастернак нарисовал картину лесной глуши, но при этом не использовал ни одного слова, которое бы позволило представить нам картину в цвете, ни одного эпитета. Как вы думаете, почему? (Чтобы усилить впечатление сумрака, темноты, глуши леса.)
– Но общее настроение от стихотворения всё же светлое. Можем ли мы понять, о чём думал поэт, когда писал это стихотворение? Что он чувствовал? (Тревогу и радость.)
– Почему стихотворение названо “За поворотом”? (Вход в чащу, а дальше будет лес, его жизнь.)
– Можете ли вы предположить своё название? Ученик рассказывает о поэте. IV. Обобщение по разделу – Мы заканчиваем раздел “Природа летом”. Работа в группах. Каждая группа получает строчки из стихов известных поэтов, читает их и называет произведения раздела, которому эти строчки созвучны. Мини-сочинение. 1-я группа – Лесное озеро. 2-я группа – Июньское утро. 3-я группа – Грибной дождь. Представитель группы читает, эксперт оценивает по плану: 1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение. – Это текст?
– Соответствует название теме сочинения?
– Не нарушена ли последовательность изложения?
– Что пожелаешь автору? V. Итог урока – Кем мы были сегодня на уроке? (Чтецами, экспертами, писателями.) – Чему учились? (Быть слушателями, читать выразительно, любить природу, как с помощью слова и интонации можно передать настроение, которое автор вложил в данное произведение.) VI. Домашнее задание Творческая работа. – Спасибо за внимание. Самоанализ урока: Урок-обобщение по разделу, тип урока – комбинированный. Были поставлены задачи. Исходя из особенностей класса и поставленных задач, использована индивидуальная работа, творческие задания, групповые формы работы. Поставленные задачи реализованы, урок эффективен. Анализ урока. Урок является заключительным в разделе. Учебные задания соответствуют последовательности цели урока. В большей степени задания творческого характера, частично-поискового. Урок по типу – комбинированный.На уроке учтены требования здоровьесбережения. Сочетание фронтальных и групповых форм, привлечение наглядности позволяет видеть познавательный интерес учащихся.Домашнее задание дано в творческой форме, что можно сказать о продолжении логики урока. Не просмотрелась постановка проблемной ситуации. Не было организации индивидуализации работы. Возможные трудности при организации заседания кафедры. 1. Организация групп: а) психологическая несовместимость педагогов;
б) организационно-деятельностная несрабатываемость(организация групп по принципу преподавания). 2. Трудности педагогов в определении тезисов для представления.
2