ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА
В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В нашей повседневной работе мы сталкиваемся с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Крушение оптимизма - самая серьезная проблема обучения. Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы. В состоянии успеха формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Помня об этих положительных эмоциях, человек и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».
Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель.
О такой ситуации рассказывает в своей книге У. Глассер: «В одном из классов американской средней школы психолог сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал самыми умными, более половины в действительности обладали средними или невысокими умственными возможностями. Через год, придя в ту же школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию наиболее умных, являются лучшими учениками в классе. Репутация умницы создала у слабых иной «Я-образ», побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе».
Доктора педагогических наук и известные педагоги (Ушинский, Сухомлинский, В.А. Сластёнин, Белкин, И. Ф. Харламов, С. А. Смирнова,) считали, что успех должен быть доступен каждому ребёнку, только он поддерживает интерес ученика к учению, познанию окружающего мира. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями, а значит, у ребёнка есть все шансы на успех в жизни. Сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на уважении и требовательности, необходимо дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства. В.Ф.Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.
Для среднего звена ведущая деятельность - общение, общественно-полезная активность, условия для личностного развития создаются преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности. Личностное развитие происходит на уроках с использованием многообразных групповых форм обучения (игровых, проблемных, проектных). Развитие личности происходит преимущественно через межличностное развитие. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.
Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Необходимым условием для развития личности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного воспитательного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе.
В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. В основе ожидания успеха, как правило, у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших, у подростков - реакция одноклассников, стремление утвердить свое «Я», «сделать заявку» на будущее. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено недостатком знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха. Помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
Алгоритм создания ситуации успеха
1. Снятие страха
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".
2. Авансирование успешного результата
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
"У вас обязательно получится".
"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
"Возможно, лучше всего начать с....."
"Выполняя работу, не забудьте о....."
4. Внесение мотива.
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."
5. Персональная исключительность.
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
"Только ты и мог бы...."
"Только тебе я и могу доверить..."
"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..."
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.
"Нам уже не терпится начать работу.. ." "Так хочется поскорее увидеть..."
7. Высокая оценка детали.
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
"Тебе особенно удалось то объяснение".
"Больше всего мне в твоей работе понравилось..."
"Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".
Создание ситуации успеха на уроке
Важным является принцип комфортности и стремление утвердить ребёнка в мысли, что тот хорошо учится на данном этапе обучения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием. Многоэтапность и высокий темп уроков даёт возможность не только охватить больший объём материала, но и позволяет разнообразить виды речевой, игровой деятельности.
Как известно, отдых – это смена рода занятия, а потому очень важно чередовать формы и методы работы. Осуществить поставленные цели помогают используемые в работе технологии:
- игровая,
- элементы исследовательско - проектной,
- информационно-коммуникационной,
- личностно-ориентированный подход.
Для организации своей работы по созданию ситуации успеха Г.С. Коротаевой предлагает систему, которая предусматривает работу по 4 блокам.
Все ситуации успеха направлены на получение максимально высокого результата в обучении, воспитании и развитии личности.
Первый блок: Индивидуализация в процессе обучения.
1. Коррекционные занятия:
2. Индивидуализация обучения во фронтальной работе с классом:
3. Индивидуальные задания на уроке, вне урока
Второй блок: Использование нестандартных форм и методов работы с детьми приводит к повышению творческой активности, интереса к учению, повышает качество знаний. Этому способствует
- Работа учащихся в парах, в группах, создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешение.
Третий блок: Повышение статуса ребёнка в коллективе.
1. Комментируемое управление.
2. Диалог.
3.Сотворчество.
Четвёртый блок: Технологические приёмы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на осуществление успеха в учебной деятельности:
1. «Эмоциональное поглаживание» (особенно для «сомневающихся»).
2. «Упреждающий контроль» Заранее предупреждала о предстоящей проверке знаний, советовала, как подготовиться.
Ученики должны воспринимать изученное на уроках, как полезное и во всех отношениях приятное занятие. В этом – залог успеха.
Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности
Необходимо создавать ситуацию успеха не только в учебной деятельности. Для создания в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания рекомендуется проводить различные праздники, турпоходы, экскурсии, дни именинников, использовать «Развивающие игры». Чаще всего праздники сопровождаются конкурсами, состязаниями. При создании инициативных групп по подготовке коллективных дел учитываются интересы детей, их симпатии, в деятельность этих групп вовлекаются и дети группы «риска». Больше внимания нужно обращать на хорошие качества, какое-то время не замечать отрицательных проявлений характера.
Для сглаживания острых межличностных отношений проводить игровое упражнение «Горячий стул», на котором ученику приходится ответить на неудобный вопрос. Это упражнение позволяло раскрыть мотивы конфликтов, больше узнать о детях, раскрыть скрытые таланты детей.
Нравится детям игровое упражнение «Вентилятор». Дети сидят в кругу. Каждый подписывает свой листочек и пишет, что он думает о себе. Затем лист передаётся соседу, который пишет уже о том человеке, чей лист достался и так далее, пока лист не вернётся к хозяину листа. Далее – озвучивание и обсуждение.
Поздравляя с днем рожденья, дети учатся говорить друг другу комплименты. Установить традицию «доброго слова» и «сюрприза».
Во внеурочное время можно работать с детьми (помощь в разработке творческих проектов, исследовательской деятельности, подготовка к олимпиадам, конкурсам, поиск информации в Интернете)
Метод проектов очень актуален, т.к. он направлен на развитие самостоятельного мышления ребёнка и позволяет не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а уметь применить их на практике. Современный ребенок, окруженный компьютерной техникой и дома, и в школе способен с интересом обучаться только с активным применением их в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на уроках так же положительно влияет на создание успеха в обучении и позволяет решать некоторые дидактические задачи.
В работе рекомендуется использовать различные формы организации внеклассной работы: классные часы, беседы, праздники, конкурсы, уроки мужества, викторины, походы, экскурсии, предметные недели, соревнования. Подготовка учащихся проходит во внеурочное время.
Работа с родителями
Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. С родителями необходимо анализировать проблемы, планировать деятельность, проводить совместные мероприятия. Родители должны помогать в оформлении класса, в изготовлении костюмов, в проведении конкурсов и затей. Проводить родительские собрания на темы: «Как раскрыть способности своего ребенка» (о вовлечении детей в классные дела, о необходимости посещения занятий (кружков, секций) по интересам); «Алгоритм создания ситуаций успеха в семье», «Роль самооценки в формировании личности» и др.
В начале каждого года обучения на родительских собраниях давать методические рекомендации по организации самостоятельной работы детей дома.
Кроме общих родительских собраний проводить встречи отдельных родителей с учителем. Некоторым предложить встретиться с психологом.
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой - когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).
Образование вышло на такой уровень, когда педагогические коллективы школ стали волновать не только процесс выпуска учащегося, процесс обучения в школе, но и успешность выпускников в дальнейшей жизни за пределами школы, а также, успешность во время получения знаний.
И самое главное, ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя радость успеха может померкнуть (В.А.Сухомлинский).
Одной из основных задач современной школы становится подготовка учащихся к профессиональному самоопределению, формирование у них качеств, обеспечивающих успешность личностного, профессионального и карьерного роста.
Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.
Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе. Надо больше обращать внимания на хорошее в ребёнке, чем на его ошибки, не забывать хвалить его за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.
Ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру.
Учитель должен видеть результаты каждого ребёнка в учении и по достоинству их оценивать. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё больше активен и успешен. Ребёнок – не доска и не воск, он самое простое удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу возможность превратиться в Волшебника.