СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология уровневой дифференциации

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология уровневой дифференциации и ее применение на уроках физики

Просмотр содержимого документа
«Технология уровневой дифференциации»

ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕНВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ


Концепция уровневой дифференциации

Одним из путей повышения качества образования учащихся является применение технологии, основанной на уровневой дифференциации.

Определена последовательность действий при организации дифференцированного обучения:

- определение содержания учебного материала;

- разработка технологической карты для учащихся;

- блочное изучение материала;

- создание методического инструментария (задания разноуровневого характера);

- устный зачет по теме;

- письменный зачет;

- анализ результатов.

Предлагая ученикам задания различного уровня сложности, учитель изменяет содержание учебного процесса, однако цели, формы, и методы обучения остаются одинаковыми.

В настоящее время выделяются два основных типа дифференциации обучения: внешняя и внутренняя.

Внешняя дифференциация – это такая организация учебного процесса, при которой учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы с учетом способностей (или неспособностей), по проектируемой профессии, по интересам. Это могут быть классы углубленного изучения предметов, профильные, компенсирующего обучения, факультативные занятия.

Внутренняя дифференциация – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности в классе. На уроке. Внутри класса создаются группы учащихся по каким-либо признакам, чаще по обучаемости, т.е. по легкости и быстроте усвоения учебного материала.

В основе дифференцированного обучения лежит учет психологических особенностей учащихся, а именно таких которые влияют на их учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Это такие особенности как память, внимание, воображение, мышление, способности. Принцип индивидуального подхода в дидактике предполагает учет таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависит результаты учения.

Кроме психологических факторов на учебный процесс свое влияние оказывает и состояние здоровья ребенка. Различные физические дефекты (расстройство зрения, слуха, задержки в умственном развитии) делают невозможным нормальный процесс учебно-познавательной деятельности и обуславливают необходимость в специальном обучении.

Самой распространенной формой внутри классной дифференциации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счёт привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или далекие связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности, необходимой при выполнении задания. Например, на самом простом уровне предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне – прочитать параграф, составить план и вопросы к нему; на самом сложном уровне – прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него.

Учителя используют разнообразные способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс. Их можно объединить в две группы: первая – учитель может дать задание каждому ученику, вторая – ученики могут взять (выбрать) сами задание. К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить. На первом этапе учитель рассказывает о сложности каждого задания, советует, какое задание выбрать; на втором этапе – рассказывает о сложности задания, но выбирают сами ученики. Учитель корректирует их выбор. На заключительном этапе ученики сами определяют сложность задания, и сами осуществляют выбор.

Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учеников.

Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: устраняющие проблемы в знаниях, и заданиях, учитывающие имеющиеся у учеников предварительные знания по теме.

В Процессе обучения учителя всегда ориентировались на максимум содержания учебного материала. Если ученик полностью усваивал этот максимум, его знания оценивались 5-ю баллами, если были незначительные проблемы или неточности – 4-мя баллами и т.д.

Добросовестный ученик был ориентирован на максимум знаний и изо всех сил старался его усвоить. Это вызывало перегрузку ученика, так как он ставил себе цель усвоить максимум знаний по всем предметам.

Каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки.

Учитель объясняет материал на уровне более высоком, чем минимальный, четко выделяет содержание учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне, и перед началом изучения очередной темы знакомит учеников с результатами, которых они должны достичь.

Если ученик желает изучать определённый предмет на уровне обязательных требований, а другой – на повышенном уровне (причём не только желает, но и способен это делать), то такую возможность он должен получить. Таким образом, уровневой дифференциацией учитывается не только интеллектуальные особенности ученика, но и его интересы.

Организуя дифференцированное обучение, учитывается интеллектуальные способности, специальные способности, интересы и будущая профессия подростков: учащиеся готовят доклады, рефераты по темам, интересующим их, изготавливают модели, макеты, проводят микроисследования.


Реализация уровневой дифференциации


Дифференцированное обучение включает в себя ряд этапов:

1 этап: Диагностика пробелов и развитие познавательного интереса.

Пробелы бывают нескольких видов:

- в знаниях (необходимо вести диагностическую карту учёта знаний).

- пробелы в мышлении – здесь нужны упражнения по развитию логики.

- отсутствие прилежания – надо учить учиться, и здесь бывает необходимо психологическое воздействие.

Для развитие познавательного интереса в урок и домашнее задание надо включать интересные задачи, кроссворды, проводить олимпиады, нестандартные уроки.

По результатам 1 этапа – класс разбивается на группы:

I – наиболее подготовленные – те, кто могут усвоить материал шире программы;

II – основной уровень – те, кто способны усвоить программу;

III – уровень госстандарта.

II этап. Дифференциация помощи, содержания и процесса обучения.

Домашние задание задавать по группам I, II,  III. При этом I группе не надо увеличивать объём, а усиливать трудность.

Необходимо каждому ученику обеспечить свой темп в продвижении. Сильного ученика вывести на более трудные задания, а затем и на опережающее обучение. Ученики III группы усвоят в это время госстандарт.

III этап. Дифференцированный контроль. Это разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. 

Самые широкие возможности для дифференциации предоставляет этап закрепления и применения знаний. На этом этапе урока необходимы, прежде всего групповые занятия учащихся, в ходе которых они выполнят конкретные задания, соответствующие их учебным возможностям. Задания в зависимости от уровня группы различны по трудности и по количеству. Работа в группах происходит следующим образом: ученики знакомятся с заданием, все приступают к его выполнению. Если результат у всех одинаковый, то выполняют другое задание. Если кто-то получил другой результат, чем другие, он должен объяснить, как его нашел и по возможности найти ошибку. Если какая-либо группа испытывает трудности, учитель включается в работу и руководит обсуждением.

Для контроля знаний и умений, составляются задания по трем  уровням усвоения знаний.

К заданиям первого уровня относятся задания, подобные тем, которые решались на первых уроках. Эти задания направлены на усвоение изученного в процессе применения изученных явлений и законов.

К заданиям второго  уровня относятся задания на систематизацию и упорядочение изученного материала.

К заданиям третьего уровня относятся  задания познавательно-поискового типа, в процессе выполнения которых учащиеся вместе с совершенствованием и углублением ранее усвоенных знаний, приобретают ещё и новые знания. При решении таких заданий учащиеся сталкиваются с новыми задачами, возникает проблемная ситуация, требующая поисков путей овладения новыми методами и приемами решения проблем.

Каждый из учащихся обязательно выполняет задания 1 уровня и по своим способностям выполняет задания высших уровней. При этом, появляется интерес учащихся для решения других задач. Решение заданий высших уровней становится целью каждого ученика.

Тематическая контрольная работа с разноуровневыми заданиями учащиеся выполняют без посторонней помощи. По каждой теме строится мониторинг развития всех учащихся, чтобы можно было выявить отстающих  по данной теме, для дополнительной работы.

Только при последовательном переводе учащихся с одной ступени знаний на другую можно быть уверенным, что проделана необходимая работа для предупреждения появления пробелов в знаниях учащихся.

При обучении по данной технологии, прежде всего, необходимо формировать у обучающихся профессиональную самостоятельность, развивать интерес к своей профессии, к процессу обучения, тем более, что эта технология наиболее благоприятна для достижения целей.


Одна из идей уровневой дифференциации по контролю и оценке знаний учащихся по физике – составление проверочных работ на основе программы, требований к знаниям и умениям учащихся по физике, а так же требований Государственного стандарта.

По каждому разделу учебного материала составляются проверочные работы, опираясь на требования к подготовке учащихся по физике и государственный стандарт.

Каждое задание проверочной работы оценивается определённым количеством баллов, исходя из поэлементного анализа, и подсчитывается общее число баллов за работу.

Критерии оценки оговариваются вначале выполнения работы, что даёт возможность учащимся ориентироваться в выборе выполняемых заданий.

Таким образом, у каждого ученика появляется возможность, выполнить посильные задания и получить оценку в соответствии с требованиями государственного стандарта.

«Требования к уровню подготовки учащихся» являются составной частью Государственного образовательного стандарта. Они означают, что ученик не может получить неудовлетворительную оценку, если проверка выявила у него даже очень существенные пробелы в усвоении материала, превышающего эти требования.

При проверке результатов обучения целесообразно ограничиться заданиями, проверяющими сформированность у учащихся именно тех знаний и умений, которые очерчены «Требованиями к знаниям и умениям учащихся по физике».

По итогам каждой проверочной работы проводится тематический учёт знаний, и анализируются итоги. На основе этого анализа выявляется уровень обученности учащихся и процент качества знаний, а также пути устранения пробелов в знаниях и умениях учащихся. Корректируются домашние задания с учетом индивидуальных итогов проверочных работ.

Примеры разноуровневых заданий

«Электромагнитная индукция. Электромагнитные колебания»

 

I – вариант

1А. Магнитный поток, пронизывающий замкнутый виток, равномерно убывает с 7*10-3 Вб до 3*10-3 Вб за время 5*10-3 с. Определите ЭДС  индукции в этом витке?

2А. Конденсатор емкостью 220 мкФ включается в цепь переменного тока. Определите его сопротивление при частоте 400 Гц?

3А. Понижающий трансформатор со 120 витками во вторичной обмотке понижает напряжение от 24000В до 120 В. Сколько витков в его первичной обмотке?

4А. Чему равен период собственных колебаний в контуре, если его индуктивность равна 2,2 мГн и емкость 1,2 мкФ?

5В. Электродвижущая сила в цепи переменного тока меняется со временем по закону е=110sin62,8t.Определите действующее значение ЭДС и период ее изменения?

6В. Определите емкость конденсатора колебательного контура, если известно, что при индуктивности 40 мкГн контур настроен в резонанс с электромагнитными колебаниями с длиной волны 300 м?

7С. Какое количество теплоты выделится за 2 мин. В электрической плитке с   активным сопротивлением 35 Ом. Если плитка включена в сеть переменного тока, напряжение которого, измерено в вольтах, изменяется со временем по закону u=180sin62,8t.

 

II – вариант

1А. Найдите энергию магнитного поля катушки, если индуктивность ее 0,4 Гн, а  сила тока в ней 10 А?

2А. Катушка индуктивностью 25 мГн включается в сеть переменного тока. Определите сопротивление катушки при частоте 240 Гн?

3А. Чему равна длина волн, посылаемых радиостанцией, работающей на частоте 1500 кГц?

4А. Чему равен магнитный поток однородного магнитного поля, создаваемый электромагнитом, если индукция магнитного поля 0,5 Тл, а площадь поперечного сечения электромагнита 100 см2?

5В. Конденсатор какой емкости надо включить в колебательный контур, чтобы при электроемкости 4 мкФ получить колебания с частотой 10 кГц?

6В. Конденсатор электроемкостью 10 мкФ, заряженный до напряжения 100 В, разряжается через катушку с очень малым электрическим сопротивлением и индуктивностью 10-3 Гн. Найдите максимальное значение силы тока в катушке?

7С. Магнитный поток через контур  из проводника с электрическим сопротивлением 2 Ом равномерно увеличился от 0 Вб до 3*10-4Вб. Какой заряд при этом прошел через поперечное сечение проводника?

III – вариант

1А. Плоский контур, расположенный перпендикулярно вектору индукции магнитного поля, пронизывает магнитный поток 2 Вб. Определите индукцию магнитного поля, если площадь контура 4 м2?

2А.  Какова энергия магнитного поля катушки, индуктивностью, равной 200мГн, при силе тока в ней, равной 2А?

3А. За 3 с магнитный поток, пронизывающий контур, равномерно увеличился с 3 до 9 Вб. Чему было равно при этом ЭДС индукции в контуре?

4А. Чему равно расстояние до наблюдаемого объекта, если между посылкой импульса и его возвращением в радиолокатор прошло 0,0001с?

5В. Найдите ЭДС индукции в проводнике с длиной активной части 0,2 м, перемещаемой в однородном магнитном поле с индукцией 6 мТл со скоростью 6 м/с под углом 300 к вектору магнитной индукции?

6В. Какую электроемкость должен иметь конденсатор для того, чтобы состоящий из этого конденсатора и катушки индуктивностью 10 мГн колебательный контур радиоприемника был настроен на волну 1000м

7С. Найдите полное сопротивление цепи, состоящей из последовательно включенных конденсаторов с емкостью 0,1 мкФ и катушки и индуктивностью 0,5 Гн, при частоте 1 кГц?


IV – вариант

1А. Сила тока в электрической цепи электродвигателя равна 12 А. Индуктивность обмотки электродвигателя 10-4 Гн. Определите энергию магнитного поля этой обмотки?

2А. В колебательном контуре индуктивность катушки равна 0,25 Гн, а емкость конденсатора 10-8 Ф. определите циклическую частоту свободных колебаний в этом контуре?

3А. Найдите емкостное сопротивление конденсатора электроемкостью 20 мкФ в цепи переменного тока с частотой 50 Гц?

4А. Найдите среднюю мощность, выделяющуюся на активном сопротивлении в    цепи переменного тока при амплитудном значении силы тока 4А и    амплитудном значении напряжении 320 В?

5В. Найдите индуктивность катушки, в которой равномерное изменение силы тока на 800мА в течение 10 мс возбуждается ЭДС самоиндукции 1,2В?

6В. Изменение силы тока в зависимости от времени задано уравнением i=20cos00пt. Определите амплитуду силы тока, циклическую частоту, период, частоту и действующее значение силы тока?

7С. Какой электроемкостью должен обладать конденсатор, для того чтобы при    включении его в цепь переменного тока с частотой 1к Гц при  амплитуде   напряжения 4В и действующем значение силы тока в цепи было равно 20 мА?

КИНЕМАТИКА

I вариант

  1. Укажите, относительно каких тел пассажир, сидящий в каюте плывущего теплохода, находится в покое и относительно каких тел он движется. 5б.

  2. Выразите в метрах в секунду следующие скорости: 9 км/ч, 36 км/ч, 108 км/ч, 30 м/мин, 20 см/с. 10 б.

  3. Во сколько раз поезд, имеющий скорость 54 км/ч, движется быстрее мухи, летящей со скоростью 5 м/с? 5б.

  4. Для каждой из перечисленных ниже ситуаций сделайте рисунок и укажите на нём направление ускорения, с которым движется рассматриваемое тело: а) двигаясь вертикально вниз и постепенно уменьшая свою скорость, вертолёт садится на землю; б) оторвавшись от ветки, яблоко падает вниз; в) автобус тормозит у остановки. 15б.

  5. Пассажирский поезд трогается с места с ускорением 0,075 м/с2. До какой скорости он разгонится за 3 мин? 5б.

  6. Определите тормозной путь автомобиля, если его торможение длилось 4 с при ускорении 6 м/с2. 10б.

  7. По графику скорости, изображенному на рисунке 5, определите: а) начальную скорость тела; б) скорость тела через 6 с; в) ускорение тела; г) путь, пройденный телом за 6с. 20б.

  8. Чему равно центростремительное ускорение поезда, движущегося по закруглению радиусом 1000 м со скоростью 54 км/ч? В какую сторону направленно это управление?10б.

  9. Частота вращения диска 2,5 с-1. Сколько оборотов совершит этот диск за 20 с? 10б.

  10. С какой скоростью, и с каким ускорением движутся точки экватора Земли при ее вращении вокруг своей оси? Экваториальный радиус Земли 6378 км. 10б.




II вариант

  1. Укажите, относительно каких тел ученик, читающий дома книгу, находится в покое и относительно каких тел он движется. 5б.

  2. Выразите в метрах в секунду следующие скорости: 18 км/ч, 54 км/ч, 72 км/ч, 120 м/мин, 5 см/с. 10б.

  3. Самое быстроходное млекопитающее – гепард. На коротких дистанциях он может развивать скорость 112 км/ч. Во сколько раз эта скорость превышает скорость автомобиля, равную 20 м/с? 5б.

  4. Для каждой из перечисленных ниже ситуаций сделайте рисунок и укажите на нем направление ускорения, с которым движется рассматриваемое тело: а) автомобиль трогается с места; б) ракета стартует с космодрома; в) горизонтально летящая пуля попадает в земляной вал и застревает в нем. 15б.

  5. С какой скоростью начала скользить шайба по льду, если она через 10 с остановилась? Ускорение шайбы 1,2м/с 5б.

  6. Космическая ракета стартует с космодрома с ускорением 45м/с. Какой путь она пролетит за 4 с? 10б.

  7. По графику скорости, определите: а) начальную скорость тела; б) скорость тела через 5 с; в) ускорение тела; г) путь, пройденный телом за 5 с. 20б.

  8. Автомобиль движется по выпуклому мосту, имеющему радиус кривизны 30 м. Скорость автомобиля 36км/ч. Чему равно его ускорение? Куда оно направлено? 10б.

  9. Период вращения винта вертолета 0,2 с. Сколько оборотов совершит этот винт за 10 с? 10б.

  10. С какой скоростью и с каким ускорением обращается Земля вокруг Солнца? Радиус земной орбиты150*106 км. 10б.



КИНЕМАТИКА


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




1.Баранов Е.

+

+

+

-

+

+

-

-

+

+

88

4

Всего

2.Бровчак Е.

+

+

-

+

+

-

+

+

-

+

88

4

уч-ся

3.Бровчак И.

+

+

+

+

-

+

-

+

+

-

80

4

20

4.Добровольская С.

+

+

+

-

+

-

+

-

-

+

52

2

«5»-5

5.Драгоман Е.

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

90

5

«4»-12

6.Жуковская А.

+

+

+

+

-

+

+

-

+

-

78

4

«3»-3

7.Зуб А.

-

+

+

-

+

+

-

+

+

+

81

4

«2»-2

8.Козлитина Ю.

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

85

4

СБ 3,9

9.Кирста А.












Н

СОУ - 63%

10.Колесник С.












Н

КЗ - 72%

11.Котруца С.












Н


12.Кравчук Е.

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

73

3


13.Латул А.

+

+

+

+

+

-

+

-

+

-

75

4


14.Ленникова Е.












Н


15.Лиж Е.

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

85

4


16.Маньковская Д.

+

-

+

-

+

+

+

-

+

+

77

4


17.Масленикова В.

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

95

5


18Паранюк С.

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

96

5


19.Перевознюк А.

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

86

4


20.Пичкуров А.

+

+

+

+

+

+-

+

-

+

+

92

5


21.Постолатий Д.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

53

5


22.Райко А.












Н


23.Стецкая Э.

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

80

4


24.Туренкова И.

+

+

-

+

+

+

-

+

-

+

73

3


25.ШаевскаяН.

+

+

+

-

+

-

+

+

-

+

77

4


26.Швец А.












Н




9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!