Учитель музыки Глухов Виктор Васильевич, МБОУ «Лицей Климовска».
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В содержании Федеральных государственных стандартов общего образования «второго поколения» разработана стратегия организации и планомерного формирования учебной деятельности, в том числе и музыкальной, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному, и социальному развитию растущего человека. Новые стандарты ориентированы на становление у школьников, начиная с начальной школы, «умение учиться», что определённым образом оказывает влияние на выбор техно- логий, форм и методов музыкального обучения, результаты музыкально- практической деятельности учащихся.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Восприятие музыки – один из процессов музыкального мышления, направленный на целостное, эмоционально-осознанное и личностно окрашенное познание содержания, смысла музыкального сочинения. «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает»,- сказал Э.Гофман. Поэтому, только через становление в сознании слушателя музыкального образа, происходит процесс восприятия музыкального сочинения композитора. Вопросы психологии музыкального восприятия детально исследованы как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Эти вопросы освящали в своих работах А.Г,Костюк, Е.В.Назайкинский, В.Д.Остроменский, Г.С.Тарасов, В.М.Цеханский, В.Н.Тевхелидзе,В.М.Авдеев и др. Несомненно то, что есть в нас самих, то мы ищем в музыке. Это полно-стью подтверждает высказывание великого венгерского композитора Ф.Лис-та: «Восприятие музыки – это познание самого себя». А Д.Д.Шостакович говорил: «Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать»!Такие качества, как эмоциональность, целостность, образность, осмысленность, ассоциативность, изобразительность, вариативность и др. свойственны музыкальному восприятию. В процессе восприятия музыки, по мнению многих учёных-психологов, есть несколько стадий.На первой, при первом знакомстве с музыкой, наиболее ярким является эмоциональный отклик на прозвучавшую музыку. Впечатления учеников пока ещё не совсем ясные и чёткие и конечно же представление о музыкальном образе у них только в общих чертах. Важно то, что эмоции детей, выраженные в жестах, мимике ив различных пластических проявлениях, говорят о понимании ими настроения и характера услышанной музыки. Ничего страшного нет в том, что под воздействием музыки, образ также может быть неравнозначным, как по глубине, так и по силе эмоционального воздействия.Помочь ребёнку отыс- кать собственное отношении к музыке с акцентом на её главном достоинстве-мелодии, её ярких интонаций, передающих музыкальный образ, дорого-го стоит. На второй стадии, при повторном прослушивании музыки, ученики соединяют воедино свои чувства и мысль, выделяя наиболее яркие особен- ности музыки и обращая своё внимание, на характерные для этого музыкального произведения, средства музыкальной выразительности, которые и создают неповторимый образ музыкального сочинения. На этой стадии ученик уже анализирует услышанную музыку, смещая акцент с эмо- ций на слуховые впечатления и размышления о музыке. Из музыкальной интонации в его сердце рождается музыкальный образ, что ведёт его к осмысленному пониманию замысла композитора. Конечно же, чтобы более целостно, осмысленно прийти к восприятию музыкального произведения, нужно ещё одно обращение к музыке. Здесь, важно, высказанное учеником, личное отношение к музыке и значение этой музыки именно для него. Для боле полного соединения с услышанной музы- кой можно вместе с ученика- ми создать собственные композиции, вокально пропевая одну часть, другую слушая, а третью исполнить, используя различные музыкальные инструмен- ты или пластически интонируя. Можно использовать связь музыки с другими видами искусства, найти живописное, литературное воплощение музыкаль- ного образа данного сочинения. На восприятие музыки также влияют и инди- видуальные особенности учеников: его интересы, привязанности, музыкаль- ный вкус, жизненный опыт, его окружение, его интерес к посещению концер- тов, отношения к музыке в семье, а также ТВ, компьютер и их роль в его жиз- ни и мн.др. Для эффективности музыкального восприятия важны:
1.Установка – расположение ученика к восприятию музыки. Учитель дол- жен создать благоприятную атмосферу для слушания музыки, организовать детей. Слушать музыку а атмосфере концертного зала, услышать вначале ти- шину, а потом погрузиться в мир музыки.Есть и методический фактор восприятия музыки: интересный рассказ о жизни композитора, поэтическое всту- пление, показ видео, слайдов, напоминание гл.тем, фрагментов сочинений композитора и т.д. Для формирования вокально-хоровых навыков учащихсна уроке музыки можно использовать музыкальный материал, лишённый образного содержания (гаммы, арпеджио, отрезки звукоряда, трезвучия), а также попевки (небольшие, простые песенки). Мне ближе опора на разучи- ваемый репертуар. Используя песню в качестве музыкального материала для формирования вокально-хоровых навыков воспитывается слух и голос уча- щихся на художественно оформленном, осмысленном, образном материале и приобретение навыков учащимися непосредственно связано с передачей этими средствами художественного образа. Хотя в своей работе я использую и распевки, а также упражнения в виде попевок из народных песен, песен различных композиторов и своих песен. Таким образом, в начале на несло- жном музыкальном материале вырабатываются навыки певческого дыхания, звукообразовавния и дикции в одноголосном пении (ансамбль, унисон). Далее навыки, приобретённые в унисонном, одноголосном пении, исполь- зуются и в пении на 2 и 3 голоса. Приобретённые вокально-хоровые навыки и умения учащихся являются необходимым средством передачи художест- венно-образного содержания музыкального произведения и благотворно влияют на качество и выразительность исполнения. Поэтому по мнению Р.Роллана: «Музыка подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его»! Эту технологию я использую на каждом своём уроке и во всех классах, т.к. специфика предмета музыки неразрывно связана со слушанием различных музыкальных сочинений (классической, народной, духовной и современной музыки) и затем дальнейшего разбора музыкального языка, пропевание от- дельных частей произведений, их пластическое интонирование, размышление учащихся над прослушанной музыкой. На разных возрастных этапах формирования музыкальной культуры учащихся происходят изменения в динамике развития процессов восприятия музыки. Так в начальной школе с одинаковым интересом воспринимают и исполняют музыку различных направлений, стилей и жанров, а уже начиная с 5 класса (мл.подростковый возраст) их музыкальные интересы и потребности оказываются под «властью» популярной музыки, модных исполнителей, ансамблей, групп, звучание которых у них ассоциируется с периодом взросления, раскрепощённости, утверждения собственного «Я», ориентацией на увлечения старшекласссников. Нега-тивная, агрессивная звуковая среда СМИ в восприятии и исполнении музыки навязывают учащимся стереотипы клиповости мышления, что подавляет ин-
-4-
терес к подлинным шедеврам музыкального наследия прошлого и настояще-го. Насаждение силой только классического наследия только усугубляет про- блему и создаёт негативную среду на уроке. Поэтому я в домашних заданиях уделяю внимание той музыке, которую слушают ученики и прошу их в «эле- ктронных тетрадях» приносить их любимую музыку, они создают простей- шие проекты о своих любимых исполнителях. Моя задача, как учителя музы- ки проявлять уважение к их современным интересам, а главное вмести с ни-ми найти хорошее и интересное в музыке, которую они слушают и конечно похвалить их за предоставленную возможность мне, их учителю, приобщи- ться к их музыкальным интересам. Совместный поиск ответа на вопрос: «Почему современные модные поп,рэп и рок-музыканты используют в сво-их композициях лучшие образцы русской и классической музыки?» помогает мне определённым образом восстанавливать баланс между прошлым и бу-дущим музыкального искусства в сознании моих учеников. Моя политика – создать на уроке музыки комфортную обстановку общения учащихся с совре-менной популярной музыкой (хитами и шлягерами). И самое важное, я ста-раюсь научить ребят умению выбирать из огромного числа различных напра-влений и жанров этой музыки тех произведений, которые достойны их вни-мания и понимания. Критерием в этом выборе чаще всего служит наличие в музыке красивой, запоминающейся мелодии, тематическое и смысловое содержание (образ Родины, матери, вечные темы нашей жизни: любовь и ненависть, дружба и предательство, добро и зло и др.), которые будут волновать подростков.