СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология восприятия музыкальных произведений на уроках музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология восприятия музыкальных произведений на уроках музыки в школе напрвлена нп целостное,эмоционально-осознанное и личосно-окрашенное познание содержания.смысла музыкального сочитения.

Просмотр содержимого документа
«Технология восприятия музыкальных произведений на уроках музыки.»

Учитель музыки Глухов Виктор Васильевич, МБОУ «Лицей Климовска».

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

В содержании Федеральных государственных стандартов общего образования «второго поколения» разработана стратегия организации и планомерного формирования учебной деятельности, в том числе и музыкальной, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному, и социальному развитию растущего человека. Новые стандарты ориентированы на становление у школьников, начиная с начальной школы, «умение учиться», что определённым образом оказывает влияние на выбор техно- логий, форм и методов музыкального обучения, результаты музыкально- практической деятельности учащихся.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

Восприятие музыки – один из процессов музыкального мышления, направленный на целостное, эмоционально-осознанное и личностно окрашенное познание содержания, смысла музыкального сочинения. «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает»,- сказал Э.Гофман. Поэтому, только через становление в сознании слушателя музыкального образа, происходит процесс восприятия музыкального сочинения композитора. Вопросы психологии музыкального восприятия детально исследованы как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Эти вопросы освящали в своих работах А.Г,Костюк, Е.В.Назайкинский, В.Д.Остроменский, Г.С.Тарасов, В.М.Цеханский, В.Н.Тевхелидзе,В.М.Авдеев и др. Несомненно то, что есть в нас самих, то мы ищем в музыке. Это полно-стью подтверждает высказывание великого венгерского композитора Ф.Лис-та: «Восприятие музыки – это познание самого себя». А Д.Д.Шостакович говорил: «Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать»!Такие качества, как эмоциональность, целостность, образность, осмысленность, ассоциативность, изобразительность, вариативность и др. свойственны музыкальному восприятию. В процессе восприятия музыки, по мнению многих учёных-психологов, есть несколько стадий.На первой, при первом знакомстве с музыкой, наиболее ярким является эмоциональный отклик на прозвучавшую музыку. Впечатления учеников пока ещё не совсем ясные и чёткие и конечно же представление о музыкальном образе у них только в общих чертах. Важно то, что эмоции детей, выраженные в жестах, мимике ив различных пластических проявлениях, говорят о понимании ими настроения и характера услышанной музыки. Ничего страшного нет в том, что под воздействием музыки, образ также может быть неравнозначным, как по глубине, так и по силе эмоционального воздействия.Помочь ребёнку отыс- кать собственное отношении к музыке с акцентом на её главном достоинстве-мелодии, её ярких интонаций, передающих музыкальный образ, дорого-го стоит. На второй стадии, при повторном прослушивании музыки, ученики соединяют воедино свои чувства и мысль, выделяя наиболее яркие особен- ности музыки и обращая своё внимание, на характерные для этого музыкального произведения, средства музыкальной выразительности, которые и создают неповторимый образ музыкального сочинения. На этой стадии ученик уже анализирует услышанную музыку, смещая акцент с эмо- ций на слуховые впечатления и размышления о музыке. Из музыкальной интонации в его сердце рождается музыкальный образ, что ведёт его к осмысленному пониманию замысла композитора. Конечно же, чтобы более целостно, осмысленно прийти к восприятию музыкального произведения, нужно ещё одно обращение к музыке. Здесь, важно, высказанное учеником, личное отношение к музыке и значение этой музыки именно для него. Для боле полного соединения с услышанной музы- кой можно вместе с ученика- ми создать собственные композиции, вокально пропевая одну часть, другую слушая, а третью исполнить, используя различные музыкальные инструмен- ты или пластически интонируя. Можно использовать связь музыки с другими видами искусства, найти живописное, литературное воплощение музыкаль- ного образа данного сочинения. На восприятие музыки также влияют и инди- видуальные особенности учеников: его интересы, привязанности, музыкаль- ный вкус, жизненный опыт, его окружение, его интерес к посещению концер- тов, отношения к музыке в семье, а также ТВ, компьютер и их роль в его жиз- ни и мн.др. Для эффективности музыкального восприятия важны:

1.Установка – расположение ученика к восприятию музыки. Учитель дол- жен создать благоприятную атмосферу для слушания музыки, организовать детей. Слушать музыку а атмосфере концертного зала, услышать вначале ти- шину, а потом погрузиться в мир музыки.Есть и методический фактор восприятия музыки: интересный рассказ о жизни композитора, поэтическое всту- пление, показ видео, слайдов, напоминание гл.тем, фрагментов сочинений композитора и т.д. Для формирования вокально-хоровых навыков учащихсна уроке музыки можно использовать музыкальный материал, лишённый образного содержания (гаммы, арпеджио, отрезки звукоряда, трезвучия), а также попевки (небольшие, простые песенки). Мне ближе опора на разучи- ваемый репертуар. Используя песню в качестве музыкального материала для формирования вокально-хоровых навыков воспитывается слух и голос уча- щихся на художественно оформленном, осмысленном, образном материале и приобретение навыков учащимися непосредственно связано с передачей этими средствами художественного образа. Хотя в своей работе я использую и распевки, а также упражнения в виде попевок из народных песен, песен различных композиторов и своих песен. Таким образом, в начале на несло- жном музыкальном материале вырабатываются навыки певческого дыхания, звукообразовавния и дикции в одноголосном пении (ансамбль, унисон). Далее навыки, приобретённые в унисонном, одноголосном пении, исполь- зуются и в пении на 2 и 3 голоса. Приобретённые вокально-хоровые навыки и умения учащихся являются необходимым средством передачи художест- венно-образного содержания музыкального произведения и благотворно влияют на качество и выразительность исполнения. Поэтому по мнению Р.Роллана: «Музыка подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его»! Эту технологию я использую на каждом своём уроке и во всех классах, т.к. специфика предмета музыки неразрывно связана со слушанием различных музыкальных сочинений (классической, народной, духовной и современной музыки) и затем дальнейшего разбора музыкального языка, пропевание от- дельных частей произведений, их пластическое интонирование, размышление учащихся над прослушанной музыкой. На разных возрастных этапах формирования музыкальной культуры учащихся происходят изменения в динамике развития процессов восприятия музыки. Так в начальной школе с одинаковым интересом воспринимают и исполняют музыку различных направлений, стилей и жанров, а уже начиная с 5 класса (мл.подростковый возраст) их музыкальные интересы и потребности оказываются под «властью» популярной музыки, модных исполнителей, ансамблей, групп, звучание которых у них ассоциируется с периодом взросления, раскрепощённости, утверждения собственного «Я», ориентацией на увлечения старшекласссников. Нега-тивная, агрессивная звуковая среда СМИ в восприятии и исполнении музыки навязывают учащимся стереотипы клиповости мышления, что подавляет ин-

-4-

терес к подлинным шедеврам музыкального наследия прошлого и настояще-го. Насаждение силой только классического наследия только усугубляет про- блему и создаёт негативную среду на уроке. Поэтому я в домашних заданиях уделяю внимание той музыке, которую слушают ученики и прошу их в «эле- ктронных тетрадях» приносить их любимую музыку, они создают простей- шие проекты о своих любимых исполнителях. Моя задача, как учителя музы- ки проявлять уважение к их современным интересам, а главное вмести с ни-ми найти хорошее и интересное в музыке, которую они слушают и конечно похвалить их за предоставленную возможность мне, их учителю, приобщи- ться к их музыкальным интересам. Совместный поиск ответа на вопрос: «Почему современные модные поп,рэп и рок-музыканты используют в сво-их композициях лучшие образцы русской и классической музыки?» помогает мне определённым образом восстанавливать баланс между прошлым и бу-дущим музыкального искусства в сознании моих учеников. Моя политика – создать на уроке музыки комфортную обстановку общения учащихся с совре-менной популярной музыкой (хитами и шлягерами). И самое важное, я ста-раюсь научить ребят умению выбирать из огромного числа различных напра-влений и жанров этой музыки тех произведений, которые достойны их вни-мания и понимания. Критерием в этом выборе чаще всего служит наличие в музыке красивой, запоминающейся мелодии, тематическое и смысловое содержание (образ Родины, матери, вечные темы нашей жизни: любовь и ненависть, дружба и предательство, добро и зло и др.), которые будут волновать подростков.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!