СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология взаимодействия на уроке английского языка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология взаимодействия на уроке английского языка»

УДК 378

Дорохова Д.К.

Востроилова Е.В., кандидат педагогических наук, доцент

(Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Воронежский государственный педагогический

университет»)

Технология взаимодействия на уроке английского языка

Аннотация: В данной статье рассматривается технология взаимодействия на уроке английского языка. Цель – развитие творческой личности, реализуется на уроке в условиях взаимодействия педагога и обучаемых. Даны определения взаимодействия, технологии взаимодействия, общения, коммуникативной компетенции. Технология взаимодействия понимается как алгоритм, начинающийся с цели, выбранных приемов, средств, форм, методов, который содержит планирование с диагностикой, начальный этап общения, сориентированный на ситуацию успеха, профессионализм в общении. Анализ и обобщение теоретико-практических данных доказывают результативность технологии взаимодействия на конкретных уроках в ходе педпрактики.

Ключевые слова: взаимодействие, технология взаимодействия, общение, коммуникативная компетенция, учитель, ученики.

Актуальность данной темы вытекает из главной цели образования - развитии творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества, при необходимости развивать коммуникативную компетенцию как качество высокоорганизованной и грамотной личности. Жизнь в таких условиях выдвигает повышенные требования учителям в области обучения иностранному языку, прежде всего к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству. Решение этой проблемы при обучении английскому языку становится сегодня действительным приоритетом.

Над созданием и разработкой технологии взаимодействия учеников между собой и учителем задумывались такие известные ученые и педагоги, как А.С. Макаренко [4], А.Г. Ривин, его последователи В. В. Архипова, В. К. Дьяченко, А. С. Соколов. Они углубленно изучали данную проблему и создали педагогическую технологию коллективного взаимодействия. В.В. Давыдов утверждал, что совместные действия и их координация обуславливают развитие самостоятельности в работе ребенка [3, c. 154]. Технология взаимодействия понимается как алгоритм, начинающийся с цели, выбранных приемов, средств, форм, методов, который содержит планирование с диагностикой, начальный этап общения, сориентированный на ситуацию успеха, профессионализм в общении [5, c.194]. В современном образовательном пространстве педагогу важно обеспечивать гармоничный баланс в протекании процессов социализации и индивидуализации ребенка во взаимодействии с группой детей. Учителю необходимо быть нацеленным на то, что "воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими, обществом, природой, человеческой деятельностью" [2, c. 24]. В новых социально-экономических условиях педагог стремится к созданию условий, в которых ребенок защищен демократически построенным коллективом, приучающим его к социально ответственной свободе и творческому самовыражению.

Целью урока, в ходе которого планируется реализация технологии коллективного взаимодействия, является развитие коммуникативных компетенций у учащихся третьего класса. В российских стандартах школьного образования по иностранным языкам отмечено, что основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка [6, c. 30]. Общение является сложным и многогранным процессом, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции состоит из:

-Речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в основных речевых видах деятельности - говорении, аудировании, чтении и письме).

-Дискурсивной компетенции (умение строить высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения).

-Языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях).

-Социокультурной компетенции (знания о специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка).

-Компенсаторной компетенции (умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи иноязычной информации).

-Учебно-познавательной (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы).

Автор статьи проходил педагогическую практику на базе МБОУ Лицей №7 г. Воронежа в качестве учителя английского языка в начальной и основной школе (3 и 7 классы). На уроках английского языка в 3 классе ученики не только механически выполняли задания на заполнение пропусков в предложении, но и включались в языковую среду и взаимодействовали друг с другом и учителем. Применялась данная технология в рамках грамматической темы “There is/are”. Учащимся было дано задание разделиться на пары и составить друг с другом диалог, опираясь на пример в учебнике. Затем учащиеся разыгрывали диалог в классе, меняясь ролями [1, c. 94].

В условиях технологии коллективного взаимодействия у учеников повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.

Применительно к иностранному языку реализация технологии коллективного взаимодействия означает формирование коммуникативной компетенции, включая сознательную ориентацию обучающихся на позицию других людей как партнёров в общении, умение слушать и вести диалог в соответствии со стратегиями и тактиками общения. Самостоятельная работа в процессе урока способствовала развитию познавательных навыков, способностей к самообразованию, развивала такие качества, как целеустремленность, настойчивость, инициативность и ответственность, критичность мышления, коммуникабельность, способствовала развитию навыков устной речи на английском языке. А отсюда развивается коммуникативная компетенция, укрепление межличностных отношений внутри группы, повышение статуса слабых учеников, формирование и развитие положительной мотивации учеников в сотрудничестве.

Наблюдая за учащимися во время занятий, учитель отметил, что:

-учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения для успешного решения практических проблем;

-значительно вырос уровень познавательной активности обучающихся;

-обучающиеся умеют правильно вести беседу, опровергать, высказывать свои аргументы, отстаивать свою точку зрения, не боясь из-за возможных грамматических ошибок говорить на английском языке;

-обучающиеся учатся взаимопомощи, терпению, инициативе.

Реализация технологии коллективного взаимодействия на уроке иностранного языка в классе средней общеобразовательной школы позволяет нам сделать определенные выводы. Ученики, которые сначала не шли на контакт ни с учителем, ни с одноклассниками в ходе урока, с течением малого количества времени стали более заинтересованы в участии в образовательном процессе. Учащиеся, изначально уже обладающие развитыми коммуникативными способностями, проявили себя со стороны лидеров образовательного процесса, в числе первых вызываясь начинать работу по изучению нового материала и закреплению пройденного.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что при реализации технологии взаимодействия на уроке английского языка повышается познавательная активность у учащихся, мотивация на изучение языка и улучшение знаний через практические умения.

Библиографический список

  1. Английский язык. 3 класс: учеб. для общеоразоват. учреждений/ Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. – Москва.: Express Publishing: Просвещение, 2012 – 178 с.

  2. Бабаева, Т.И. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство» / Т.И.Бабаева, Г.А.Березина, Л.С.Римашевская. — Москва: Детство-Пресс, 2012. — 256 с.

  3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения/ В.В.Давыдов. — Москва: ИНТОР, 1996. — 544 с.

  4.  Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности/ А.С.Макаренко. — Москва: Педагогика, 1972. — 134 с.

  5. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие/ отв.ред.проф.Е.И.Григорьева. — Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2002. — 504 с.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- Москва: Просвещение, 2019г. – 61 с.

D.K. Dorokhova

E.V. Vostroilova

Voronezh State Pedagogical University

Interaction technology on English lesson

Annotation: This article discusses the interaction technology on English lesson. The goal is the development of a creative personality, promotion in a lesson in the conditions of interaction between a teacher and students. The definitions of interaction, interaction technology, communication, communicative competence are given. Interaction technology is understood as an algorithm starting with a goal, selected techniques, means, forms, methods, which includes planning with diagnostics, an initial stage of communication oriented to a success situation, professionalism in communication. The analysis and generalization of theoretical and practical data prove the effectiveness of the interaction technology in specific lessons during pedagogical practice.

Key words: interaction, interaction technology, communication, communicative competence, teacher, students