УДК 378
Дорохова Д.К.
Востроилова Е.В., кандидат педагогических наук, доцент
(Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Воронежский государственный педагогический
университет»)
Технология взаимодействия на уроке английского языка
Аннотация: В данной статье рассматривается технология взаимодействия на уроке английского языка. Цель – развитие творческой личности, реализуется на уроке в условиях взаимодействия педагога и обучаемых. Даны определения взаимодействия, технологии взаимодействия, общения, коммуникативной компетенции. Технология взаимодействия понимается как алгоритм, начинающийся с цели, выбранных приемов, средств, форм, методов, который содержит планирование с диагностикой, начальный этап общения, сориентированный на ситуацию успеха, профессионализм в общении. Анализ и обобщение теоретико-практических данных доказывают результативность технологии взаимодействия на конкретных уроках в ходе педпрактики.
Ключевые слова: взаимодействие, технология взаимодействия, общение, коммуникативная компетенция, учитель, ученики.
Актуальность данной темы вытекает из главной цели образования - развитии творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества, при необходимости развивать коммуникативную компетенцию как качество высокоорганизованной и грамотной личности. Жизнь в таких условиях выдвигает повышенные требования учителям в области обучения иностранному языку, прежде всего к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству. Решение этой проблемы при обучении английскому языку становится сегодня действительным приоритетом.
Над созданием и разработкой технологии взаимодействия учеников между собой и учителем задумывались такие известные ученые и педагоги, как А.С. Макаренко [4], А.Г. Ривин, его последователи В. В. Архипова, В. К. Дьяченко, А. С. Соколов. Они углубленно изучали данную проблему и создали педагогическую технологию коллективного взаимодействия. В.В. Давыдов утверждал, что совместные действия и их координация обуславливают развитие самостоятельности в работе ребенка [3, c. 154]. Технология взаимодействия понимается как алгоритм, начинающийся с цели, выбранных приемов, средств, форм, методов, который содержит планирование с диагностикой, начальный этап общения, сориентированный на ситуацию успеха, профессионализм в общении [5, c.194]. В современном образовательном пространстве педагогу важно обеспечивать гармоничный баланс в протекании процессов социализации и индивидуализации ребенка во взаимодействии с группой детей. Учителю необходимо быть нацеленным на то, что "воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими, обществом, природой, человеческой деятельностью" [2, c. 24]. В новых социально-экономических условиях педагог стремится к созданию условий, в которых ребенок защищен демократически построенным коллективом, приучающим его к социально ответственной свободе и творческому самовыражению.
Целью урока, в ходе которого планируется реализация технологии коллективного взаимодействия, является развитие коммуникативных компетенций у учащихся третьего класса. В российских стандартах школьного образования по иностранным языкам отмечено, что основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка [6, c. 30]. Общение является сложным и многогранным процессом, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции состоит из:
-Речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в основных речевых видах деятельности - говорении, аудировании, чтении и письме).
-Дискурсивной компетенции (умение строить высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения).
-Языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях).
-Социокультурной компетенции (знания о специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка).
-Компенсаторной компетенции (умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи иноязычной информации).
-Учебно-познавательной (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы).
Автор статьи проходил педагогическую практику на базе МБОУ Лицей №7 г. Воронежа в качестве учителя английского языка в начальной и основной школе (3 и 7 классы). На уроках английского языка в 3 классе ученики не только механически выполняли задания на заполнение пропусков в предложении, но и включались в языковую среду и взаимодействовали друг с другом и учителем. Применялась данная технология в рамках грамматической темы “There is/are”. Учащимся было дано задание разделиться на пары и составить друг с другом диалог, опираясь на пример в учебнике. Затем учащиеся разыгрывали диалог в классе, меняясь ролями [1, c. 94].
В условиях технологии коллективного взаимодействия у учеников повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.
Применительно к иностранному языку реализация технологии коллективного взаимодействия означает формирование коммуникативной компетенции, включая сознательную ориентацию обучающихся на позицию других людей как партнёров в общении, умение слушать и вести диалог в соответствии со стратегиями и тактиками общения. Самостоятельная работа в процессе урока способствовала развитию познавательных навыков, способностей к самообразованию, развивала такие качества, как целеустремленность, настойчивость, инициативность и ответственность, критичность мышления, коммуникабельность, способствовала развитию навыков устной речи на английском языке. А отсюда развивается коммуникативная компетенция, укрепление межличностных отношений внутри группы, повышение статуса слабых учеников, формирование и развитие положительной мотивации учеников в сотрудничестве.
Наблюдая за учащимися во время занятий, учитель отметил, что:
-учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения для успешного решения практических проблем;
-значительно вырос уровень познавательной активности обучающихся;
-обучающиеся умеют правильно вести беседу, опровергать, высказывать свои аргументы, отстаивать свою точку зрения, не боясь из-за возможных грамматических ошибок говорить на английском языке;
-обучающиеся учатся взаимопомощи, терпению, инициативе.
Реализация технологии коллективного взаимодействия на уроке иностранного языка в классе средней общеобразовательной школы позволяет нам сделать определенные выводы. Ученики, которые сначала не шли на контакт ни с учителем, ни с одноклассниками в ходе урока, с течением малого количества времени стали более заинтересованы в участии в образовательном процессе. Учащиеся, изначально уже обладающие развитыми коммуникативными способностями, проявили себя со стороны лидеров образовательного процесса, в числе первых вызываясь начинать работу по изучению нового материала и закреплению пройденного.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что при реализации технологии взаимодействия на уроке английского языка повышается познавательная активность у учащихся, мотивация на изучение языка и улучшение знаний через практические умения.
Библиографический список
Английский язык. 3 класс: учеб. для общеоразоват. учреждений/ Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. – Москва.: Express Publishing: Просвещение, 2012 – 178 с.
Бабаева, Т.И. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство» / Т.И.Бабаева, Г.А.Березина, Л.С.Римашевская. — Москва: Детство-Пресс, 2012. — 256 с.
Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения/ В.В.Давыдов. — Москва: ИНТОР, 1996. — 544 с.
Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности/ А.С.Макаренко. — Москва: Педагогика, 1972. — 134 с.
Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие/ отв.ред.проф.Е.И.Григорьева. — Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2002. — 504 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- Москва: Просвещение, 2019г. – 61 с.
D.K. Dorokhova
E.V. Vostroilova
Voronezh State Pedagogical University
Interaction technology on English lesson
Annotation: This article discusses the interaction technology on English lesson. The goal is the development of a creative personality, promotion in a lesson in the conditions of interaction between a teacher and students. The definitions of interaction, interaction technology, communication, communicative competence are given. Interaction technology is understood as an algorithm starting with a goal, selected techniques, means, forms, methods, which includes planning with diagnostics, an initial stage of communication oriented to a success situation, professionalism in communication. The analysis and generalization of theoretical and practical data prove the effectiveness of the interaction technology in specific lessons during pedagogical practice.
Key words: interaction, interaction technology, communication, communicative competence, teacher, students