Текст и его особенности 6 класс
Вариант 1
1. Укажите вариант ответа, в котором правильно названы признаки официально-
делового стиля
а) Точность, логичность, доказательность речи, объективность информации, отказ
от использования личных местоимений, полнота изложения материала,
обобщенность и абстрактность речи.
б) Этот стиль воздействует на воображение, чувства читателя, передаёт
мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, характеризуется
образностью, эмоциональностью речи.
в) Для этого стиля характерны сжатость, стандартное расположение материала,
обязательность формы, использование терминологии, отсутствие
эмоционально-экспрессивных речевых средств, устоявшихся выражений.
2. Укажите соответствие текста и стиля речи
1 | Внимание! Во вторник, 2 февраля, в 17.00 в актовом зале школы состоится обсуждение спектакля по пьесе С. Я. Маршака «Кошкин дом». | а | Научный стиль |
2 | Мировая экономика будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы по причине истощения сырьевых ресурсов Земли. | б | Художественный стиль |
3 | Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. | в | Официально-деловой |
3. Укажите соответствие текста и типа речи
1 | Тот зимний вечер уходящего века не был похож на все остальные. Снег падал медленно и очень важно. Его большие хлопья казались лёгкими белыми цветами, которые с неба слетают на город. | а | Повествование |
2 | Что такое талант? Это, по-моему, есть способность делать больше, чем нужно только себе: это способность славить зарю, но не самому славиться. | б | Описание |
3 | Прямо в поле присели пообедать старик и трое ребят. Они отложили ненадолго серпы, косы, грабли. Устало черпают из чугунка деревянными ложками. | в | Рассуждение |
4. Укажите правильный вариант ответа:
Тема текста – …
а) это речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой,
общей мыслью
б) это то, о чём или о ком говорится в тексте
в) это то, что хотел донести до нас автор
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) А всё-таки в русской провинции своя особая прелесть. (2) Тихие сады на околицах, буйное цветение вишен и крыжовника. (3) В запахах самоварных лучин и дёгтя томятся дремучие души обывателей. (4) Одна улица – главная. (5) От неё же бегут, пропадая в оврагах или на козьих выгонах, переулки.
(6) Вечереет. (7) Загораются жёлтые лики окон. (8) Далеко-далеко, в душное степное марево, стелются серебристые рельсы. (9) Вдали рождается гудок паровоза. (10) Из глухой вечерней степи наплывает яркий, слепящий глаз свет и режет, словно прожектор, эту тьму. (В. Пикуль)
5. Укажите предложение, в котором сформулирована основная мысль текста.
Ответ запишите цифрой.
6. Выберите название, которое подходит к этому тексту
а) Паровоз
б) Красота русской провинции
в) Главная улица деревни
7. Найдите утверждение, которое не соответствует содержанию текста
а) В русской провинции много цветущих садов.
б) Несколько больших улиц пересекают переулки.
в) Где-то далеко проходит железная дорога.
8. Назовите стиль текста. Ответ запишите словом.
9. Назовите тип речи. Ответ запишите словом.
10. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение, которое связано с предыдущим
при помощи личного местоимения. Ответ запишите цифрой.
11. Выпишите грамматическую основу из предложения 9. Ответ запишите
словами.
Текст и его особенности 6 класс
Вариант 2
1. Укажите вариант ответа, в котором правильно названы признаки
художественного стиля
а) Для этого стиля характерны сжатость, стандартное расположение материала,
обязательность формы, использование терминологии, отсутствие
эмоционально- экспрессивных речевых средств, устоявшихся выражений.
б) Точность, логичность, доказательность речи, объективность информации, отказ
от использования личных местоимений, полнота изложения материала,
обобщенность и абстрактность речи.
в) Этот стиль воздействует на воображение, чувства читателя, передаёт
мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, характеризуется
образностью, эмоциональностью речи.
2. Укажите соответствие текста и стиля речи
1 | Через лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине её две берёзы. Под берёзами – пень. Рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка. | а | Научный стиль |
2 | Уважаемые ребята! В нашей школе открыта студия спортивного танца. Приглашаются учащиеся средних и старших классов. Занятия проводятся два раза в неделю. Администрация школы. | б | Художественный стиль |
3 | Солнце является одиночной звездой. Но иногда две или несколько звезд расположены близко друг к другу и обращаются одна вокруг другой. Их называют двойными или кратными звездами. | в | Официально-деловой |
3. Укажите соответствие текста и типа речи
1 | Зачем учить иностранный язык? Может, переводчику без него не обойтись, а вот лётчику или врачу чужой язык ни к чему. Им и своего, родного, достаточно. Так ли это? | а | Повествование |
2 | Мальчик стоял на том же месте, где я его оставил. – Ну вот, я привёл начальника. Мальчик увидел командира, как-то выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше. | б | Описание |
3 | Небо чистое. Восход роскошный в тишине. Мороз минус. Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба. Молодой месяц стоял против красного на голубом фоне. | в | Рассуждение |
4. Укажите правильный вариант ответа:
Основная мысль текста – …
а) это то, о чём или о ком говорится в тексте
б) это то, что хотел донести до нас автор
в) это речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой,
общей мыслью
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) В тот далёкий зимний вечер у нас в семье украшали ёлку. (2) По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался ёлке.
(3) Наступило то время сумерек, когда фонари ещё не горели, но могли вот-вот зажечься. (4) Я знал со слов взрослых, что этот вечер был совершенно особенный…
(5) Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли… (6) Около неё лежала толстая книга с золотым обрезом – подарок от мамы. (7) Это были сказки Ганса Христиана Андерсена. (8) Я сел под ёлкой и раскрыл книгу. (9) Я начал читать и зачитался.
(10) На нарядную ёлку я почти не обратил внимания. (По К. Паустовскому)
5. Укажите предложение, в котором сформулирована основная мысль текста.
Ответ запишите цифрой.
6. Выберите название, которое подходит к этому тексту
а) Прогулка
б) Украшение ёлки
в) Удивительный подарок
7. Найдите утверждение, которое не соответствует содержанию текста.
а) Я пошёл гулять на улицу, чтобы не мешать взрослым украшать ёлку.
б) На вечерней улице зажгли фонари, и от них рассеивался тусклый свет.
в) Я долго читал книгу, подаренную мамой, сидя под ёлкой.
8. Назовите стиль текста. Ответ запишите словом.
9. Назовите тип речи. Ответ запишите словом.
10. Среди предложений 3 – 7 найдите предложение, которое связано с предыдущим
при помощи личного местоимения. Ответ запишите цифрой.
11. Выпишите грамматическую основу из предложения 8. Ответ запишите
словами.
ОТВЕТЫ
Текст и его особенности
6 класс
Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | в | 1 | в |
2 | 1в | 2 | 1б |
2а | 2в |
3б | 3а |
3 | 1б | 3 | 1в |
2в | 2а |
3а | 3б |
4 | б | 4 | б |
5 | 1 | 5 | 4 |
6 | б | 6 | в |
7 | б | 7 | б |
8 | художественный | 8 | художественный |
9 | описание | 9 | повествование |
10 | 5 | 10 | 6 |
11 | рождается гудок | 11 | я сел раскрыл |