СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст и его обоснование

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Текст и его обоснование»

Текст и его особенности 6 класс


Вариант 1

1. Укажите вариант ответа, в котором правильно названы признаки официально-

делового стиля

а) Точность, логичность, доказательность речи, объективность информации, отказ

от использования личных местоимений, полнота изложения материала,

обобщенность и абстрактность речи.

б) Этот стиль воздействует на воображение, чувства читателя, передаёт

мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, характеризуется

образностью, эмоциональностью речи.

в) Для этого стиля характерны сжатость, стандартное расположение материала,

обязательность формы, использование терминологии, отсутствие

эмоционально-экспрессивных речевых средств, устоявшихся выражений.


2. Укажите соответствие текста и стиля речи


1

Внимание! Во вторник, 2 февраля, в 17.00 в актовом зале школы состоится обсуждение спектакля по пьесе С. Я. Маршака «Кошкин дом».

а

Научный стиль

2

Мировая экономика будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы по причине истощения сырьевых ресурсов Земли.

б

Художественный стиль

3

Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба.

в

Официально-деловой


3. Укажите соответствие текста и типа речи


1

Тот зимний вечер уходящего века не был похож на все остальные. Снег падал медленно и очень важно. Его большие хлопья казались лёгкими белыми цветами, которые с неба слетают на город.

а

Повествование

2

Что такое талант? Это, по-моему, есть способность делать больше, чем нужно только себе: это способность славить зарю, но не самому славиться.

б

Описание

3

Прямо в поле присели пообедать старик и трое ребят. Они отложили ненадолго серпы, косы, грабли. Устало черпают из чугунка деревянными ложками.

в

Рассуждение





4. Укажите правильный вариант ответа:

Тема текста – …

а) это речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой,

общей мыслью

б) это то, о чём или о ком говорится в тексте

в) это то, что хотел донести до нас автор


Прочитайте текст и выполните задания.

(1) А всё-таки в русской провинции своя особая прелесть. (2) Тихие сады на околицах, буйное цветение вишен и крыжовника. (3) В запахах самоварных лучин и дёгтя томятся дремучие души обывателей. (4) Одна улица – главная. (5) От неё же бегут, пропадая в оврагах или на козьих выгонах, переулки.

(6) Вечереет. (7) Загораются жёлтые лики окон. (8) Далеко-далеко, в душное степное марево, стелются серебристые рельсы. (9) Вдали рождается гудок паровоза. (10) Из глухой вечерней степи наплывает яркий, слепящий глаз свет и режет, словно прожектор, эту тьму. (В. Пикуль)


5. Укажите предложение, в котором сформулирована основная мысль текста.

Ответ запишите цифрой.


6. Выберите название, которое подходит к этому тексту

а) Паровоз

б) Красота русской провинции

в) Главная улица деревни


7. Найдите утверждение, которое не соответствует содержанию текста

а) В русской провинции много цветущих садов.

б) Несколько больших улиц пересекают переулки.

в) Где-то далеко проходит железная дорога.


8. Назовите стиль текста. Ответ запишите словом.


9. Назовите тип речи. Ответ запишите словом.


10. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение, которое связано с предыдущим

при помощи личного местоимения. Ответ запишите цифрой.


11. Выпишите грамматическую основу из предложения 9. Ответ запишите

словами.





Текст и его особенности 6 класс


Вариант 2

1. Укажите вариант ответа, в котором правильно названы признаки

художественного стиля

а) Для этого стиля характерны сжатость, стандартное расположение материала,

обязательность формы, использование терминологии, отсутствие

эмоционально- экспрессивных речевых средств, устоявшихся выражений.

б) Точность, логичность, доказательность речи, объективность информации, отказ

от использования личных местоимений, полнота изложения материала,

обобщенность и абстрактность речи.

в) Этот стиль воздействует на воображение, чувства читателя, передаёт

мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, характеризуется

образностью, эмоциональностью речи.


2. Укажите соответствие текста и стиля речи


1

Через лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине её две берёзы. Под берёзами – пень. Рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка.

а

Научный стиль

2

Уважаемые ребята! В нашей школе открыта студия спортивного танца. Приглашаются учащиеся средних и старших классов. Занятия проводятся два раза в неделю. Администрация школы.

б

Художественный стиль

3

Солнце является одиночной звездой. Но иногда две или несколько звезд расположены близко друг к другу и обращаются одна вокруг другой. Их называют двойными или кратными звездами.

в

Официально-деловой


3. Укажите соответствие текста и типа речи


1

Зачем учить иностранный язык? Может, переводчику без него не обойтись, а вот лётчику или врачу чужой язык ни к чему. Им и своего, родного, достаточно. Так ли это?

а

Повествование

2

Мальчик стоял на том же месте, где я его оставил.

– Ну вот, я привёл начальника.

Мальчик увидел командира, как-то выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.

б

Описание

3

Небо чистое. Восход роскошный в тишине. Мороз минус. Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба. Молодой месяц стоял против красного на голубом фоне.

в

Рассуждение


4. Укажите правильный вариант ответа:

Основная мысль текста – …

а) это то, о чём или о ком говорится в тексте

б) это то, что хотел донести до нас автор

в) это речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой,

общей мыслью


Прочитайте текст и выполните задания.

(1) В тот далёкий зимний вечер у нас в семье украшали ёлку. (2) По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался ёлке.

(3) Наступило то время сумерек, когда фонари ещё не горели, но могли вот-вот зажечься. (4) Я знал со слов взрослых, что этот вечер был совершенно особенный…

(5) Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли… (6) Около неё лежала толстая книга с золотым обрезом – подарок от мамы. (7) Это были сказки Ганса Христиана Андерсена. (8) Я сел под ёлкой и раскрыл книгу. (9) Я начал читать и зачитался.

(10) На нарядную ёлку я почти не обратил внимания. (По К. Паустовскому)


5. Укажите предложение, в котором сформулирована основная мысль текста.

Ответ запишите цифрой.


6. Выберите название, которое подходит к этому тексту

а) Прогулка

б) Украшение ёлки

в) Удивительный подарок


7. Найдите утверждение, которое не соответствует содержанию текста.

а) Я пошёл гулять на улицу, чтобы не мешать взрослым украшать ёлку.

б) На вечерней улице зажгли фонари, и от них рассеивался тусклый свет.

в) Я долго читал книгу, подаренную мамой, сидя под ёлкой.


8. Назовите стиль текста. Ответ запишите словом.


9. Назовите тип речи. Ответ запишите словом.


10. Среди предложений 3 – 7 найдите предложение, которое связано с предыдущим

при помощи личного местоимения. Ответ запишите цифрой.


11. Выпишите грамматическую основу из предложения 8. Ответ запишите

словами.





ОТВЕТЫ

Текст и его особенности

6 класс



Вариант 1



Вариант 2

1

в

1

в

2

2

3

3

4

б

4

б

5

1

5

4

6

б

6

в

7

б

7

б

8

художественный

8

художественный

9

описание

9

повествование

10

5

10

6

11

рождается гудок

11

я сел раскрыл