СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст и его план. Признаки текста.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать представления о речи и языке, о формулах вежливой речи; развивать умение соотносить содержание выска­зывания с его темой и главной мыслью.

Просмотр содержимого документа
«Текст и его план. Признаки текста.»

Тема: Текст и его план. Признаки текста.

Цели: формировать представления о речи и языке, о формулах вежливой речи; развивать умение соотносить содержание выска­зывания с его темой и главной мыслью.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделен­ным признакам; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уров­ня усвоения материала; л.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (Чтение и анализ сочинений.)

III. Актуализация знаний

— Прочитайте. Выпишите слова вежливости. Подчеркните непроверяемые орфограммы.

Встречу, новый разговор

Мы со «здравствуйте» начнём.

Чтобы что-то попросить,

Нужно вежливыми быть.

Мы «пожалуйста» добавим —

Будут все довольны нами.

Если наступил на ножку,

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори «простите»

Или лучше «извините».

Если бабушка с утра

Пирожок тебе дала,

Ты возьми, скажи «спасибо» —

Станет бабушка счастливой!

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «до свиданья». (Проверка.)

— Как можно проверить написанные вами слова? (Написание этих слов проверить нельзя, их надо запомнить.)

— Запишите ещё три «вежливых» слова с непроверяемым на­писанием.

IV. Самоопределение к деятельности

— Почему важно употреблять в речи «вежливые» слова?

— Как называют человека, который постоянно использует такие слова в своей речи? (Вежливым, воспитанным.)

- Какие чувства вызывает у вас общение с таким человеком? (С воспитанным человеком приятно общаться, он располага­ет к себе.)

— Как помогают эти слова в жизни? Приведите примеры си­туаций из собственной жизни.

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Повторить виды «вежливых» слов, узнать, какую роль они играют, научиться употреблять их в речи и правильно пи­сать)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 7).

— Прочитайте группы слов.

— В каких случаях вы употребите слово спасибо, а в каких слу­чаях — благодарю вас!

— Какие ещё слова приветствия вы знаете? Какие слова вы скажете, здороваясь с друзьями, со взрослым человеком?

— Назовите слова извинения. Когда мы употребляем эти слова?

— Чем отличаются разные речевые формы приветствия, про­щания, извинения, благодарности?

— Для чего нам так много «вежливых» слов с одинаковым смыслом?

— Запишите слова группами по заданию учебника. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

— Запишите в словарик слово пожалуйста, поставьте ударе­ние, подчеркните орфограммы. (На доске записаны предложения.)

• Перезвоните, пожалуйста, через несколько минут.

• Передай мне соль, пожалуйста.

• Пожалуйста, оплатите проезд!

— Как выделяется это слово в предложениях?

— Составьте свои предложения с этим словом.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Конкурс-аукцион «Кто больше знает "вежливых" слов?»

2. Беседа

— Что вы знаете о том, как появились «вежливые» слова?

Спасибо. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» Спаси Бог превра­тилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»

Пожалуйста. Издавна слово жаловать означало «оказывать внимание, уважать, проявлять почтение». Отсюда и другое, род­ственное, слово — пожаловать, т. е. откликнуться на просьбу, жа­ловать вниманием. В слове пожалуйста выражены и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение.

Извините. Если кто-нибудь причинял кому-то огорчение или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!», т. е. «сни­мите с меня вину».

Здравствуйте. Слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза. Однако фактическое значение слова — по­желание здоровья. Так же как и «здравия желаю», повелось с древ­них времён и считалось жестом уважения при приветствии. (На данном этапе урока можно использовать школьный тол­ково-этимологический словарик.)

3. Работа по учебнику

Упр. 4 (с. 7). (Работа в парах. Учащиеся устно составляют тексты. Несколь­ко пар выступают у доски. Учитель напоминает о правилах пунк­туации при употреблении этих слов в письменной речи, затем учащиеся записывают свои тексты.)

VIII. Рефлексия

Игра «Доскажи словечко»

- Запишите «вежливые» слова, которыми нужно закончить стихотворные строки.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого... («спасибо»).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит... («добрый день»).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече... («здравствуйте»).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят... («до свидания»).

(Проверка. Один ученик читает слова вслух, остальные про­веряют.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— С какой целью мы употребляем в речи «вежливые» слова?

— Какие формулы вежливости мы изобрели сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 3 (с. 7) - подготовить сообщение.