Текст и его основная мысль
ЦЕЛИ
- расширить знания о тексте, его основной мысли и теме
- дать представление о формах текстов и видах речи, о языковых средствах связи предложений в текстах
- научиться соотносить содержание текста с его заглавием, находить средства связи предложений в тексте
Текст – речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью (имеет начало и конец).
Текст может иметь заглавие.
Текст состоит из двух или нескольких предложений. Предложения в нем связаны по смыслу и грамматически.
По форме тексты бывают:
По виду речи тексты бывают:
- монологические
- диалогические
По типу речи тексты бывают:
- описание
- рассуждение
- повествование
У текста есть структура: он имеет начало, развитие мысли и конец.
Начало текста подготавливает к тому, о чем будет говориться дальше. В нем формируется тема.
В средней части текста тема развивается, а в концовке – завершается, то есть в конце мы подводим итог тому, что было сказано и написано.
Предложения в тексте связываются заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимов и другими средствами.
Тема текста – о ком или о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста – что хотел сказать автор. Иногда автор подсказывает её в одном из предложений текста, но чаще она раскрывается во всем тексте.
Тема (а также основная мысль) могут быть отражены в названии текста.
Рассмотрим текст. Можно ли его назвать текстом?
Девять Картин Нарисовано Тут.
Мы разглядели их В девять Минут. Но если б Их было Не девять, А больше, То мы И глазели На них бы Подольше.
Основная мысль: сколько времени мы бы потратили на разглядывание картин, если бы их было больше. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.
Тема: разглядывание картин.
Какие слова повторяются во 2 предложении из 1?
Бим уснул, притеплившись в духовитом сене. В таком сене, дух которого вызывает невольную улыбку, даже человек засыпает немедленно…
Повторяется слово «сено». Этим словом 2 предложение как бы сцеплено с 1. Такая связь называется цепной или последовательной, при которой содержание каждого последующего предложения включает в свой состав повторяющиеся слова и словосочетания предыдущих предложений.
Есть ли в тексте повторяющиеся слова, скрепляющие предложения?
Вышла с ведром Петровна. Бим ее приветствовал. Она — во двор, и Бим — во двор, следом. Она села под корову, Бим — неподалеку.
Нет. Все предложения связаны с первым по смыслу и грамматически. Такая связь называется параллельной.
Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух: «Я люблю собак. Вот у этой собаки, мне кажется, хорошее настроение. Почему? Потому что у нее хозяин добрый. И никто не ставит ей никаких отметок…»
Текст-рассуждение (Маша рассуждает, почему она любит собак)
Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух: «Какая красивая собака! Она рыжая. И глаза блестят, как фонарики, а уши большие и мягкие, словно лепестки подсолнуха».
Текст-описание (Маша описывает собаку)
Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух:
— Лукьян…
Катя думала, ей подсказали, и повторяет:
— Лукьян…
— При чём тут Лукьян?! — удивился учитель.
Учитель сердито смотрит на Катю. Катя сердито смотрит на Машу. А Маша спокойно смотрит в окно.
Текст-повествование
Упр. 77
Упр. 78
Упр. 80
Упр. 83
Упр. 85
Упр. 87
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Что такое текст?
- Какие бывают тексты по форме, виду речи и типу речи?
- Тема текста – это…
- Основная мысль текста – это…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упр. 88