Тема: «Текст как единица высказывания»
Тип урока: закрепление темы (практическая работа)
Понимать, что текст является единицей общения: подчинено единой теме, высказывание кому-либо адресовано, создано с определенной установкой, характеризуется законченностью, завершенностью в передаче информации.
Уметь комментировать и оценивать информацию исходного текста, использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи.
Оборудование:
Ход урока.
Сообщение темы
Обобщающая беседа по теме:
Что такое текст?
По каким признакам мы определяем текст? (тема, адресат, цель текста, идея, связность, завершенность, стилевое единство).
Дать характеристику признакам текста.
Работа с текстами.
Текст 1.
Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.
Так что же такое воспитанность?
Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.
Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.
Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях.
А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.
(По С. Гиацинтовой)
Докажите, что это текст.
Определите тему и основную мысль.
Кому адресовано высказывание? С какой целью?
Какой вид и прием чтения применили?
Составить план текста, выделив микротемы.
Напишите развернутый ответ по данному тексту, отвечая на вопрос: « Почему знание норм поведения помогает проявлению внутренней доброты и человечности?»
Текст 2. Отрывок из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Отношения таким образом были восстановлены, и все трое вновь сели на скамью.
Вы в качестве консультанта приглашены к нам, профессор? — спросил Берлиоз.
Да, консультантом.
Вы — немец? — осведомился Бездомный.
Я-то?.. — переспросил профессор и вдруг задумался. — Да, пожалуй, немец... — сказал он.
Вы по-русски здорово говорите, — заметил Бездомный.
О, я вообще полиглот и знаю очень большое количество языков, — ответил профессор.
— А у вас какая специальность? — осведомился Берлиоз.
—- Я — специалист по черной магии.
«На тебе!-.» — стукнуло в голове у Михаила Александровича,
И... и вас по этой специальности пригласили к нам? — заикнувшись, спросил он.
Да, по этой пригласили, — подтвердил профессор и пояснил: — Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века. Так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист.
А-а! Вы историк? — с большим облегчением и уважением! спросил Берлиоз.
Я — историк, — подтвердил ученый и добавил ни к селу ни к городу: — Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история!
И опять крайне удивились и редактор, и поэт, а профессор поманил обоих к себе и, когда они наклонились к нему, прошептал:
— Имейте в виду, что Иисус существовал.
— Видите ли, профессор, — принужденно улыбнувшись, отозвался Берлиоз, — мы уважаем ваши большие знания, но сами по этому вопросу придерживаемся другой точки зрения.
А не надо никаких точек зрения! — ответил странный профессор, — просто он существовал, и больше ничего.
Но требуется же какое-нибудь доказательство... — начал Берлиоз.
И доказательств никаких не требуется, — ответил профессор и заговорил негромко, причем его акцент почему-то пропал:
— Все просто: в белом плаще...
Какова речевая ситуация?
Цели данного коммуникативного намерения?
Цель речевого поведения персонажей?
Меняется ли речевое поведение персонажей? Какие средства воздействия используют?
Проследить, как выстраивается общение?
Обобщение учителя.
Сегодня на уроке мы работали с текстом, являющимся единицей общения. Комментировали и оценивали информацию исходного текста. Определили, как меняется речевое поведение персонажей, какими средствами воздействия они пользовались.
Домашнее задание. Подготовить устное развернутое сообщение на основе высказывания Д.С. Лихачева: «Общаясь, люди создают друг друга». Доказать, насколько интересна тема и коммуникативное на