СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст как произведение речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Текст как произведение речи»

ТЕКСТ   как произведение речи

ТЕКСТ как произведение речи

 В нашей речи — устной или письменной — мы чаще всего используем не отдельные слова, а предложения , которые явля­ются главным средством выражения и сообщения мысли . Пред­ложения, соединяясь друг с другом, образуют текст, который может состоять из нескольких предложений. Текст может представлять собой це­лую книгу. Предельное количество предложений в тек­сте не ограничено. Общее их количество определя­ется задачами сообщения и достаточностью инфор­мации. Объем текста определяет пишущий, гово­рящий. Текст существует в двух речевых формах: в форме диалога и в форме монолога.

В нашей речи — устной или письменной — мы чаще всего используем не отдельные слова, а предложения , которые явля­ются главным средством выражения и сообщения мысли . Пред­ложения, соединяясь друг с другом, образуют текст, который может состоять из нескольких предложений. Текст может представлять собой це­лую книгу. Предельное количество предложений в тек­сте не ограничено. Общее их количество определя­ется задачами сообщения и достаточностью инфор­мации. Объем текста определяет пишущий, гово­рящий. Текст существует в двух речевых формах: в форме диалога и в форме монолога.

ТЕКСТ  — это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в  определенной последовательности и объединенных общим смыс­лом и структурой.

ТЕКСТ

это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в

определенной последовательности

и объединенных

общим смыс­лом и структурой.

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА: Содержательная целостность  (наличие темы) 2. Смысловая целостность (наличие основной мысли) 3. Структурная целостность (наличие вступления, основной части, заключения) 4. Связность (определённая последовательность предложений) 5. Стилевое единство

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА:

  • Содержательная целостность

(наличие темы)

2. Смысловая целостность

(наличие основной мысли)

3. Структурная целостность

(наличие вступления, основной части, заключения)

4. Связность

(определённая последовательность предложений)

5. Стилевое единство

Предмет речи, то, о чем говорится, — это тема.  ( слово или словосочетание) То, ради чего создается текст, — это идея, основная мысль, смысл.   (предложение)

Предмет речи, то, о чем говорится, —

это тема. ( слово или словосочетание)

То, ради чего создается текст, —

это идея, основная мысль, смысл.

(предложение)

Основные языковые средства связи между предложениями в тексте повторяющиеся слова порядок слов в предложении местоимения и наречия близкие по смыслу слова  союзы

Основные языковые средства связи между предложениями в тексте

повторяющиеся слова

порядок слов в предложении

местоимения и наречия

близкие по смыслу слова

союзы

Сравним две группы предложений: 1 . Поезд прибывает сегодня днем. Птицы улетели на юг. Дома теперь строят быстро. 2 . Поезд прибывает сегодня днем. Мне необходимо встретить этот поезд, так как на нем приезжает мой брат.

Сравним две группы предложений:

1 . Поезд прибывает сегодня днем. Птицы улетели на юг. Дома теперь строят быстро.

2 . Поезд прибывает сегодня днем. Мне необходимо встретить этот поезд, так как на нем приезжает мой брат.

Виды связи между предложениями в тексте параллельная последовательная Каждое следующее предложе­ние заключает в себе нечто новое по сравнению с предыдущим предложением, но при этом остается с ним тесно связанным. Средства связи: повторы, местоимения, синонимы.  Первое предложение сообщает не­что общее, а каждое последующее раскрывает и дополняет его смысл. Средства связи: сход­ство в построении предложений, сопоставление или противо­поставление слов и предложений.

Виды связи между предложениями в тексте

параллельная

последовательная

Каждое следующее предложе­ние заключает в себе нечто новое по сравнению с предыдущим предложением, но при этом остается с ним тесно связанным. Средства связи: повторы, местоимения, синонимы.

Первое предложение сообщает не­что общее, а каждое последующее раскрывает и дополняет его смысл. Средства связи: сход­ство в построении предложений, сопоставление или противо­поставление слов и предложений.

 Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.

Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.

 Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.

Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.

 За ночь наступила оттепель. С крыш свесились толстые острые сосульки. Подул влажный мягкий ветер. Весна была недалеко.

За ночь наступила оттепель. С крыш свесились толстые острые сосульки. Подул влажный мягкий ветер. Весна была недалеко.

 За ночь наступила оттепель . С крыш свесились толстые острые сосульки. Подул влажный мягкий ветер. Весна была недалеко.

За ночь наступила оттепель .

С крыш свесились толстые острые сосульки.

Подул влажный мягкий ветер. Весна была недалеко.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя