СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого занятия на тему "Текст как произведение речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Методической  разработке  раскрыта проблема  духовно-нравственного воспитания, которая невозможна без обращения к его духовным основам и  приобретает всё большую значимость. Сегодня воспитание молодого поколения выступает в качестве действенного средства совершения всех общественных отношений.

Данная  методическая  разработка  посвящена  теме  «Текст как произведение речи», она  направлена  на  актуализацию  и  систематизацию  ранее полученных  знаний,  на  реализацию  умений  обучающихся  работать  в группе;  включает  в  себя  развёрнутый   конспект  открытого  занятия,  технологическую   карту,  презентацию.  Она  направлена  на  реализацию  умений  обучающихся  работать  в  группе,  на  углубление  и  систематизацию  ранее  полученных  знаний,  что поможет  им  создать личную  мотивацию  и  развить  интерес  к  изучению  русского  языка.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия на тему "Текст как произведение речи"»

УПРАВЛЕНИЕ образования И НАУК ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение


«ЗАДОНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»





открытого занятия на тему

Текст

как произведение речи

Дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык»

Специальность: 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

Курс : первый

Задонск 2017г.

     

УТВЕРЖДЕНО:

Методическим советом

Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум »

Протокол №

Дата

Председатель МС:…………. Е.А. Позднякова

РАССМОТРЕНО:

ЦМК общеобразовательных, общих гуманитарных и социальных дисциплин Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум »

Протокол №

Дата

Председатель ЦМК……………..

Т.Н. Аксёнова









Составитель: Т.Г. Галицына, преподаватель русского языка и литературы высшей категории











Рецензент: Н.И. Калуженова, старший методист техникума















СОДЕРЖАНИЕ

1.Аннотация 4

2.Введение 5

3.Основная часть ( развёрнутый план занятия ) 10

4.Заключительная часть 21

Приложение №1 Использованная литература 22

Приложение №2 Технологическая карта занятия 23

Приложение №3 Рецензия на Методическую разработку 27

Приложение №4 Фото 28










АННОТАЦИЯ

В Методической разработке поднимается проблема духовно-нравственного воспитания, которая невозможна без обращения к его духовным основам и приобретает всё большую значимость. Сегодня воспитание молодого поколения выступает в качестве действенного средства совершения всех общественных отношений.

Данная методическая разработка посвящена теме «Текст как произведение речи», она направлена на актуализацию и систематизацию ранее полученных знаний, на реализацию умений обучающихся работать в группе; включает в себя развёрнутый конспект открытого занятия, технологическую карту, презентацию. Она направлена на реализацию умений обучающихся работать в группе, на углубление и систематизацию ранее полученных знаний, что поможет им создать личную мотивацию и развить интерес к изучению русского языка.

Методическую разработку можно рекомендовать преподавателям для проведения занятий по развитию речи обучающихся.
























ВВЕДЕНИЕ



Современная постановка проблемы нравственного воспитания невозможна без обращения к его духовным основам. Если обратить свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то понятно, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности формирует важные  ценности: индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребенка, честь, достоинство); семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, ее традиции); национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации); общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и т.д.) Принимая во внимание целостность воспитательного процесса, определяя духовно-нравственную культуру как базовую, я считаю, что необходимо  использовать оптимальные формы работы на основе личностно-ориентированных гуманистических воспитательных технологий. Активно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности на русском языке даёт возможность именно такое занятие, где как высшая единица обучения выступает текст, в котором «интегрируются, объединяются, синтезируются все элементы языковой системы».

Это открытое занятие на тему «Текст как произведение речи» было проведено согласно календарно-тематическому плану в группе ТЭ-1, где обучаются студенты с разной степенью мотивации.

Цель данного занятия: закрепление, систематизация знаний и умений студентов по теме; совершенствование орфографических и речевых умений студентов.

Задачи: анализировать текст с точки зрения лингвистики; совершенствовать работу со словарями разной направленности;

способствовать формированию познавательного интереса к предмету; воспитывать культуру речи учащихся; обучать умению слушать, рецензировать ответы;

развивать умения связно излагать свои мысли, выступать перед аудиторией, обогащать и активизировать историко-культурный словарь знаниями о Храме Христа Спасителя; формировать умение пользоваться алгоритмом рассуждения, которые позволили расширить знания по теме урока, повторить сведения о стилях и типах речи, формировать умения проводить анализ текста.

воспитывать уважительное отношение к святыням русской земли, интерес к произведениям архитектурного искусства.

Тип занятия: закрепление знаний и способов действий с опорой на ранее приобретённые умения и навыки.

Методы обучения: на занятии был использован комплекс средств обучения (метод проектов, презентация, алгоритмы, составление синквейна), приёмы активизации мыслительной деятельности (анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей русского языка, литературы, музыки и духовной культуры, а также имели место следующие формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся как беседа, словарно-орфографическая работа, групповая и индивидуальная работа, сообщения студентов, фронтальные беседы о стилях и типах речи, о композиции текста-рассуждения.

Использование следующих технологий: технология социализации личности, технология самовоспитания, технология сотрудничества, технология групповой работы, информационно-коммуникативные технологии. Все материалы, технологии, формы и методы работы способствуют духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов. Для повышения качества образования обучающихся на уроке для совместной работы их с преподавателем использовались компьютерные технологии (через проектор выводились на экран различные виды работ, что позволяло ускорить их темп работы на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить ряд заданий).

Обеспечение учебного занятия:

*мультимедийное оборудование; персональный компьютер;

* презентация к учебному занятию;

* раздаточный материал;

*методические рекомендации (алгоритм написания сочинения-рассуждения),

*тексты

Критерии при определении эффективности занятия : активная работа студентов , их заинтересованность, достижение цели и задач.

В организационной части занятия я приветствую студентов и проверяю отсутствующих, а дежурный рапортует о готовности к занятию.

Этап мотивации начинаю с поэтической ноты, провожу интеллектуальную разминку; а обучающиеся, решая орфографическую задачу, сами формулируют тему и цель занятия.

На этапе актуализации опорных знаний и способов деятельности озвучиваю проблему для самостоятельного решения и даю индивидуальное задание по тесту «Проверь себя», а с остальными студентами составляем кластер «Признаки текста». Дальнейшая работа проводится по опережающему заданию «Типы речи». Мини-проекты подготовленных заранее студентов дают возможность вспомнить этот материал.

При совершенствовании знаний и умений проводится лингвистическая разминка, при которой студенты объясняют слово «святыня», орфограммы и пунктограммы в тексте о Храме Христа Спасителя, пытаются озаглавить его. Чтобы лучше понять текст и разобраться в лингвистических задачах, проводится небольшая экскурсия в историю на тему « История Храма Христа Спасителя-это история России». Заранее подготовленные студенты продемонстрировали мини-проекты.

Вовремя проведённая физкультминутка имеет тоже поучительное содержание –эта динамическая пауза занятия проводится под руководством физзорга, который показывает комплекс упражнений

На этапе систематизации и закрепления материала проводится самостоятельная работа по группам : первая группа определяет тему и основную мысль текста, вторая группа находит языковые средства и определяет стиль текста, третья группа доказывает тип текста, четвёртая группа в своей исследовательской работе доказывают роль глаголов и роль описания Храма в тексте. Затем обсуждаются и защищаются результаты поисковой работы. Интересным заданием для студентов является составление синквейна о тексте по вариантам (даётся справка о понятии слова «синквейн»), тем самым побуждаю их к размышлению. Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Ведь речь – одна из составляющих нашей национальной культуры, студентам её надо развивать, учиться владеть словом. Поэтому я создаю условия для реализации творческих возможностей личности, довожу до их сознания, что процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека. Анализ текста «работает» на речевую практику студентов, способствует выработке у них осознанных речевых умений, то есть они понимают свою коммуникативную задачу высказывания. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст обучающиеся усваивают знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняют нравственные и эстетические позиции. Именно через текст стараюсь реализовать все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная.

При подведении итогов занятия оцениваю уровень усвоения знаний, учитывая активность группы, правильные интересные ответы, качественное выполнение заданий; студенты участвуют в рецензировании ответов своих однокурсников, обобщаются результаты занятия. Задание на дом сопровождается моим пояснением по его выполнению. Студенты записывают домашнее задание: подготовить высказывание-рассуждение на тему: «История Храма Христа Спасителя-это история России», при этом вспоминают требования к составлению текста – рассуждения с помощью алгоритма ( на слайде презентации ).Отдельным студентам даётся творческая работа по этой теме. Предлагается консультация после занятия для тех, у которых возникли затруднения при написании сочинения – рассуждения.

На занятия присутствует рефлексия : обучающиеся самостоятельно делают общий вывод о проведенной работе на оценочных листах (заполнение таблицы), которые собирают студенты – консультанты. Преподаватель сообщает о результатах деятельности студентов на занятии: большинство ответов имеют положительный результат.

В заключительной части слово предоставляется гостю – священнику церкви (по возможности), преподаватель завершает занятие словами «Торжество красоты, характерное для былой России и порожденное особой духовностью русского народа, быть может, и есть то, в чем мы более всего нуждаемся, чтобы найти силы противостоять холоду, безликости и растущей жестокости нашего современного мира». Звучит песня О. Газманова « Возроди в себе Храм», ведь, действительно, возрождённый Храм – символ веры, покаяния, вечной памяти, любви и надежды.

На данном занятии применяю межпредметную связь с музыкой, изобразительным искусством, литературой. Это занятие создаёт условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся. Урок обладает большим воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации взаимодействия преподавателя и обучающихся. Отбирая нужную информацию, студенты делали шаги к самостоятельной работе. Темп работы на занятии выбран несколько ускоренный , но обучающиеся привыкли к нему. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с обучающимися доброжелательный. На протяжении всего занятия под моим руководством студенты самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, анализируют, обобщают, делают выводы, тем самым формируют осознанные прочные знания. При целенаправленном речевом развитии студентов мои усилия направлены на дальнейшее развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления. А использование компьютерного сопровождения, дополнительной информации о Храме Христа Спасителя способствует повышению уровня мотивации обучающихся.

Успех занятия, я считаю, объясняется подбором форм, методов и средств обучения, оптимальным темпом занятия, атмосферой сотрудничества, взаимопонимания между преподавателем и обучающимися, организованностью и активностью обучающихся на разных этапах урока, а также учётом возрастных и психофизических особенностей отдельных студентов, что даёт возможность обучающимся повысить уровень языковых знаний, умений и навыков по изучаемым темам в процессе решения непростых, но увлекательных и эффективных лингвистических задач. Формирование практических умений и навыков, связанных с правильным коммуникативным использованием языковых средств в тексте, определяет результативность в усвоении других дисциплин, создаёт предпосылки активного и осмысленного участия в общественной и будущей производственной жизни.











ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (развёрнутый план занятия)

Ход занятия

1.Организационный момент ( проверка готовности к занятию, группа приветствует преподавателя, староста рапортует об отсутствующих.)

2.Мотивация занятия ( эмоциональный настрой на работу: строки о природе)

Что ж, мы не ждали снега в ноябре.

Но он идет …

Бывает в жизни ж чудо!

С такой поэтической ноты и начнём с вами занятие.

*интеллектуальная разминка (слайд №1). Чтобы узнать тему занятия, нужно правильно вставить пропущенные буквы в словах и из этих букв сложить ключевое слово.

Гла (-) кий, Спл(-)тать, А(-) уратный, Бе(-)крайний, Сла(-)кий --- (текст)

*эвристическая беседа

-Что общего между такими словами: «Текст» – «текстиль», «текстура», «ткань», «сплетение»?

- К каким словарям нужно обратиться, чтобы понять связь этих слов ?     

Студент: К Этимологическому словарю и к словарю иностранных  слов. Я хочу доказать, что эти слова имеют много общего. У меня в руках кусочек ткани и лист с напечатанным текстом. Если из куска ткани вынуть одну нитку ( вынимает), то мы испортим ткань. Так и любой текст, который потеряет 1 предложение, может тоже потерять смысл. (читает текст в целом, а потом…)Кстати, ткань производят на таких предприятиях, которые называются текстильными .Эти слова связаны с латинским корнем “ткань”. Они “сплетены” – то есть связаны друг с другом –этимологически.

слайд №2

Этимологически слова «текст»  и  «текстиль» связаны с латинским корнем  «ткань».  Заим. в ХVIIIв. из немец. языка,  где ТЕХТ/ лат. Textus /   -  “словесное  единство”, “ткань”, производное от texo “тку”(Этимологический словарь Н.М. Шанского)                  

                                                  

Учитель: Еще поэт 20в., Осип Мандельштам, писал: “Люблю появление ткани”.

Поэтому текст – словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. Он служит для общения, обмена мыслями и выполняет коммуникативную функцию.

Найдите в учебнике еще определения слова «текст»

(стр.295-296):

-единица синтаксиса;

-высказывание, которое состоит из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности; связанных между собой по смыслу и грамматически.                                                    

 Мы с вами знаем, что язык – это важнейшее средство человеческого общения. Общаясь, мы пользуемся этими средствами. Назовите их ( звуки-фонемы, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Они существуют сами по себе? (Нет). Они реализуются только в речи. Поэтому текст – это произведение речи.

3. Актуализация знаний и целеполагание. (слайд №3 - Запись в тетрадь числа, темы занятия)

Цель сегодняшнего занятия: исследовать, анализировать текст с точки зрения лингвистики, тем самым развивать умение связно излагать свои мысли, обогащать свой словарный запас.

*тестирование “Проверь себя”(слайд №4 - выполняют 2 студента, помогает консультант собрать результат теста . ОТВЕТ: 1б, 2а, 3а, 4б, 5б, 6б)

1. Текст — это:
А   высказывание, состоящее из предложений, объединённых по смыслу; 
Б   высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую и структурную завершённость.

2. Завершённость — это свойство текста, которое состоит в:
А   полном раскрытии авторского замысла и проявляется в строении текста: зачине, основной части, концовке; 
Б   наличии в тексте от двух до пяти абзацев.

3. Членимость — это свойство текста:
А   делиться на предложения, абзацы, части, главы; 
Б   делиться на три части.

4. Связность — это свойство текста, которое передаётся в:
А   раскрытии авторского замысла;
Б    последовательности и логичности предложений, составляющих текст.


5. Целостность — это свойство текста, которое проявляется в:
А   наличии темы, основной мысли, идеи и выборе языковых средств; 
Б   ключевых словах текста.

6. Микротема — это:
А   идея, заключённая в первом абзаце;
Б   «малая тема», одно из слагаемых темы текста.


*составление кластера «Признаки текста» (слайд №5 логические схемы)

1)единство темы, идеи (главной мысли) и заглавия.

2)зачин, главная часть, концовка

3)связность(логическая связь частей ), целостность, грамматическая связь предложения.

4)законченность, завершенность.

5) по типу текста : описание, рассуждение, повествование.

6)по стилю: художественного, официально-делового публицистического, разговорного, научного.

7) изобразительно- выразительные средства языка (эпитеты, сравнения…)

* сообщения студентов (типы речи)

Текст №1 «Зимняя деревня» ( слайд №6) Между тем наступила зима. А зимняя деревня была совсем не похожа на летнюю. Летняя деревня, шумная, нарядная, пестрая,  кишащая модными, разноцветными дамскими зонтиками, мороженщиками, экипажами, цветами, детьми, вся исчезала с наступлением первых же заморозков и сразу превращалась в безлюдную, хмурую, всеми покинутую. Зимою можно было пройти ее всю, от станции до самого моря, и не встретить ни одного человека. На зиму все дачи заколачивались, и при них оставались одни только дворники, сонные, угрюмые люди, редко выбиравшиеся из своих тесных и душных берлог.

ОТВЕТ: по типу речи этот текст –описание, которое заключается в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов или событий, которые необходимо представить себе все одновременно. Мир изображается в неподвижности. Основная цель текста: дать характеристику предмету описания-зимней деревне. Ставится основной вопрос- каков предмет? Для этого используется большое количество прилагательных. Этот текст можно озаглавить «Зимняя деревня»

Текст №2 «Письмо» ( слайд №7 ) Прошло несколько недель… Вдруг батюшка получает из Петербурга письмо от нашего родственника князя Б. Князь писал ему обо мне. После обыкновенного приступа он объявил ему, что подозрения насчет участия моего в замыслах бунтовщиков, к несчастью, оказались слишком основательными, что примерная казнь должна была бы меня постигнуть, но что государыня, из уважения к заслугам и преклонным летам отца, решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела только сослать в отдаленный край Сибири на вечное поселение. Сей неожиданный удар едва не убил отца моего. Он лишился обыкновенной своей твердости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах .

ОТВЕТ: по типу речи этот текст –повествование, так как изображаются события или явления, совершающиеся не одновременно, а следующие друг за другом. Основная цель его-рассказать о последовательности событий. Можно поставить вопрос: что произошло? Здесь ведётся рассказ о событиях, которые происходят в течение определённого периода.

Текст №3 «Главные законы окружающего мира» ( слайд №8) Стремление к равновесию – один из главных законов развития окружающего нас мира. Нарушение хотя бы одного звена в цепи вызывает ответную реакцию всех связанных воедино компонентов. Рост народонаселения в бассейнах рек, увеличение посевных площадей приводят к росту водопотребления, сокращению речного стока,  что ведет к понижению уровня моря,  что в свою очередь вызывает соленость морской воды, осолонение нерестилищ, следовательно, сокращению уловов рыбы. Связи эти многозначны, имеют множество побочных сцеплений.

ОТВЕТ: по типу речи этот текст -рассуждение ,так как имеет цель: выяснить, развить, доказать или опровергнуть какую -нибудь мысль. Ставится основной вопрос: почему? зачем? В тексте содержится тезис, доказательства и вывод.

5.Физкультминутка -динамическая пауза (слайд №9 )

Вверх рука(лев.) и вниз рука(прав.). Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки. Нам сегодня не до скуки.

Текст сегодня изучаем и немного мы устали.

Теперь – руки разведем. Ножкой тоже потрясем.

Корпус дружно повернем. Сядем и писать начнем.

6. Совершенствование знаний и умений.

*лингвистическая разминка- объяснительный диктант( слайд №10) (под музыку - колокольный звон).

Мы живём в таком месте, где много монастырей и церквей. В них всегда много народа . Люди идут туда в дни радости и скорби. И всегда обретают духовную поддержку и начинают чувствовать себя частицей соборной мощи своего народа. Вспомним, как в художественной литературе отражается эта тема. В драме «Гроза» А. Н. Островский представляет нам свою героиню Катерину, которая «до смерти любила в церковь ходить». Она там молилась и плакала, а о чём – сама не понимала. Только душа её расцветала, и это помогало ей обретать смысл жизни. Сегодня мы будем с вами работать над текстом о храме Христа Спасителя. Обратите внимание на экран. Перед вами текст П. Проскурина (с изображением храма Христа Спасителя, чтение текста под музыку - колокольный звон):

.Ст..ял храм в центре земли, шли к нему из года в год стар и млад со своим горем и со своей надеждой, из года в год писалась (не)зримая, вечная книга времён, переворачивались её страниц, жил народ, заг..рались и гасли свечи в храме, начинались и кончались войны, пр..ходили и, отбыв свой срок, уходили поколения, сыновья см…няли отцов, внуки дедов, рождались люди с г…рдыней и алчностью в крови. А храм ст..ял, потому что каждый из пр..ходящих на землю жаждал в душе вечности, и не было человека, (не)подвластного чу..ству красоты.
   Гремели революции, замордованные, озверевшие, обманутые толпы, упиваясь силой ненависти, в слепом ожесточении поражали друг друга, сын убивал отца, брат брата, писатели с упоением описывали это как очищение; Россия из края в край покрывалась гноем, распадались связи столетий, воды рек текли, отравленные трупным ядом революций.
   А храм стоял, овеваемый всеми ветрами, бушевали зимние метели, почти скрывая его, опять приходили весны, солнце играло в его золотых куполах, и, хотя внешняя жизнь в нем совсем прекратилась, большинство его служителей уже были убиты или сосланы на медленное умирание в Соловецкие лагеря, его внутренняя, нематериальная жизнь не замирала ни на минуту; невидимые связи прорастали все гуще и глубже в толщу народа, лучшие силы которого были разметаны жестокими ветрами по лику земли и тоже были обречены.
 А храм стоял, впитывал в себя необозримых пространств боль, страх, безмерную кровь и еще более безмерное горе, его мраморы и купола темнели, у колоколов его вырвали голос, они онемели, но не умерли – храм был памятью, верой народа, но даже эта его безмолвная жизнь раздражала и вызывала яростную ненависть. ..(П.Проскурин)

-Можно ли озаглавить этот текст «Великая миссия церкви»?

-Какова основная миссия церкви? (церковь направляет молодежь на путь истины, добра, правды ,справедливости – в этом и состоит миссия в нашем мире. Только добрый человек обладает нравственными качествами. А архитектура храма, спустя многие столетия, вызывает восхищение и удивление до сих пор.)

-Объяснить орфограммы и пунктограммы. (выписать слова с пропущенной буквой)

-Сделать синтаксический разбор второго предложения. (выписать в тетрадь)

-Объяснить слово “святыня”.

В этом тексте говорится о храме Христа. Спасителя, который является святыней Земли русской. А что означает это слово ? Какова его словарная статья? В этом поможет нам Толковый словарь Ожегова С.И.

Студент: Это слово ж. р., ударение падает на второй слог; оно многозначное: 1) то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым (высок.)  Например, народные святыни. 2) предмет или место религиозного поклонения. Поклониться святыням. В этом слове безударную гласную в корне слова можно проверить: свято, святость.

*экскурсия в историю на тему: «История храма Христа Спасителя –

это история России» .( слайд №11 ) Чтобы лучше понять текст и разобраться самостоятельно в лингвистических заданиях, проведем с вами небольшую экскурсию в историю. Итак, слово историкам: мини-проекты (опережающие задания)

1)Вступительное слово о Храме Христа Спасителя. (слайд №12 ) Прекрасен во все времена образ столицы России – Москвы. Каждому подъезжающему к Москве гостю город представлялся как бы покрытым узорным золотым убором, составленным из сияющих на солнце куполов и колоколен с резными крестами. “Они то покрыты чешуей, то усеяны блестками, то позолочены, то раскрашены яркими полосами… Игра света, отраженного этим воздушным городом, —настоящая фантасмагория среди бела дня, которая делает Москву единственным городом, не имеющим
себе подобного в Европе!” — Маркиз Астольф де Кюстин (1837 г.)

Семь холмов — как семь колоколов
На семи колоколах — колокольни
-Колокольное семихолмие! (М.И. Цветаева)

В Москве в 1917 г. насчитывалось 846 действующих
храмов, из них за годы Советской власти 426 храмов
были разрушены, 340 закрыты и обезображены.

2) Строительство дворца Храма (слайд №13)

Впервые идея строительства в Москве Дворца Советов была высказана С. М. Кировым в 1922 году на I съезде Советов. В 1931 году был объявлен Всесоюзный открытый конкурс на проект Дворца Советов. Одну из трёх премий получил Б. М. Иофан. В 1933 году его проект был принят за основу. О масштабности и грандиозности будущего строения говорят размеры: ярусная композиция Дворца Советов высотой 415 м должна была завершиться гигантской скульптурой Ленина 50-75 м. Место определили на набережной у площади Кропоткинских ворот, где прежде стоял Храм Христа Спасителя. (Не символично ли?) Строительство Дворца должно было полностью изменить планировку московского центра: практически весь старый центр был уничтожен – памятникам архитектуры был нанесён невосполнимый ущерб. В 1941 году работы на стройке прекратились. После войны строительство не возобновлялось.

3) Строительство плавательного бассейна и Нового Храма (слайд №14-15)

В 1960 году на месте взорванного Храма Христа Спасителя и недостроенного Дворца Советов был построен плавательный бассейн «Москва». В 1995 – 2000 году на этом месте вновь возведён Храм Христа Спасителя.

5 декабря 1990 закладкой храма Державной Божьей Матери около будущего нового храма было отмечено начало работ по воссозданию Храма Христа Спасителя. Однако строительство фактически началось 29 сентября 1994 года. Именно в этот день была огорожена забором территория бассейна «Москва», после чего была построена стилобатная часть, верхняя отметка которой соответствует отметке существовавшего раньше холма (137 м над уровнем Балтийского моря). В течение года к празднику Рождества 1996 были возведены основные несущие конструкции храма. Проектные работы выполнены проектной мастерской № 12 управления «Моспроект – 2» (руководитель проекта М. М. Посохин). Учитывая сжатые сроки, авторский коллектив и Наблюдательный совет приняли систему параллельного проектирования и строительства, полностью себя оправдавшую. В качестве несущей конструкции впервые в церковном строительстве России был использован монолитный железобетонный каркас, что позволило вести кирпичную кладку стен одновременно в разных зонах и на разных уровнях. Как известно, подлинных проектных материалов почти не сохранилось. Остатки материалов тоновского проекта были скрупулёзно собраны в музеях Петербурга, а также в Государственном музее архитектуры в Москве. Проектные работы велись на конкурсной основе, у истоков концепции проектирования стояли И. А. Покровский и Б. М. Могильников. Главным отличием вновь построенного храма от оригинального является наличие стилобатной части, в которой разместились: храм Преображения Господня с воссозданием трёх приделов снесённого Алексеевского монастыря, зал заседаний Синода на 1500 мест, палаты Патриарха и галерея для крёстных ходов. Новшеством, давшим большую экономию средств, стала замена традиционного золочения сусальным золотом на нитрат – титановое покрытие с последующим нанесением защитной прозрачной графитовой плёнки, подвергнутой ионно – плазменному обжигу при температуре 1000 градусов. Этот новый технологический процесс осуществлён на заводе в г. Златоусте – 36 (Челябинская область). Известняковая облицовка старого храма была заменена на мраморную. Кроме того, горельефы на фасадах в отличие от авторских выполнены не в камне, а из металла.

Учитель: Но, какие бы новшества современной технологии не были введены, главным остаётся то, что храм возрождён, а, следовательно, остаётся надежда на возрождение наших душ, ибо, как мы читали у Проскурина, «храм стоял, потому что каждый из приходящих на



землю жаждал в душе вечности и не было человека, не подвластного чувству красоты». Эта информация будет нужна при написании сочинения

*самостоятельная работа ( по группам , текст раздать).

1-группа : определить тему, основную мысль текста:

ОТВЕТ: тема этого текста - храм Христа Спасителя. Храм, который представляет собой целый пласт русской национальной культуры, «навечно впечатленный в камень, мозаику, золото, иконопись, фрески, отразивший мощный поток всей русской истории». Это пласт культуры — что-то великое, величественное, являющееся дорогим, любовно хранимым и чтимым, т.е. это святыня. А всё великое должно помниться всеми поколениями через века, поэтому и «плыли купола над Москвой, связывая дни и ночи, недели и десятилетия в одну неразнимаемую цепь». Храм был памятью, верой народа,  потому что «каждый из приходящих на землю жаждал в душе вечности и не было человека, не подвластного чувству красоты».

2- группа : определить стиль текста, найти языковые средства:

ОТВЕТ: стиль речи - художественный. Текст отличается образностью, эмоционально-эстетическим воздействием на читателей, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка.

Писатель П. Проскурин использует в тексте множество эпитетов: густые улицы, неумолимое время, зеркальное пространство, неразнимаемая  цепь, страждущая душа и т.д.

 Автор использует олицетворения: огонёк перебегал, храм парил, купола плыли, солнце играло, храм зарывался.

Сравнение: огонёк перебегал от свечи к свече, словно от одного поколения к другому.

Гиперболы: бесчисленные тени ратников, в беспредельном пространстве храма.

Стилистические фигуры речи:

Анафора: Храм стоял … Это подчёркивает незыблемость, вечность.

Употребление однородных членов предложения и словосочетаний, которые повышают конкретность и изобразительность речи.)

3-группа : определить тип речи, найти языковые средства:

ОТВЕТ: в тексте сочетаются 2 типа речи: повествование с элементами описания. Повествование, потому что здесь сообщается, рассказывается о строительстве храма Христа Спасителя в его временной последовательности. На первый план выдвигается порядок протекания действия. Начинается текст с развязки действия: событие – строительство храма - передаётся как бы в обратной хронологической последовательности. Мы сначала узнаём о развязке - построенном храме, а уже потом - о самом действии. Мы узнаем о том, где храм возносился, как его строили, когда и как он был открыт, освящён, а также о том, что произошло в начале осени 1932г.  Повествование включает в себя несколько описаний: описание предмета, описание места, описание действий и трудовых процессов.)

4-группа : исследовательская работа (определить роль глаголов, найти описание Храма):

ОТВЕТ: в этом тексте «Стоял храм в центре земли…» наблюдается насыщенность глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий).

Тип речи - повествование, так как здесь перечисляются действия в их временной последовательности: храм стоял, шли люди, писалась книга времён, жил народ, загорались и гасли свечи в храме, начинались и кончались войны и т.д.)

Все эти глаголы - несовершенного вида, прошедшего времени, указывают на длительность действия: это необходимо, чтобы перечислить именно действия, события, что характерно для повествования.

Студент 4 группы:Я рассмотрел другой абзац: «Облицованный… »

Этот фрагмент - описание предмета. Вот слова, отвечающие на вопросы КАКОВ ПРЕДМЕТ? КАКОЙ ПРЕДМЕТ?

Храм облицованный, мрамором бело-розовым, густыми улицами, громадным куполом, храм освещенный, неумолимое время и т.д.

Значение признака выражено разными способами: именами прилагательными, причастиями, а также деепричастиями со значением признака: блистая куполом (ср. блестящий купол.),то есть значение этого фрагмента текста определяется как «предмет и его признак», общий вопрос ко всему тексту - каков предмет?

Вывод: Храм возрожден. Остается только надежда наших душ, ведь в современном мире материальные интересы преобладают над духовностью (нравственность, интеллект )

*Составление синквейна ( по вариантам) –(слайд 16)

(Справка: синквейн –это пятистрочная стихотворная форма, написанная по определённым правилам)

1вариант : работа с текстом

1)интересная, нужная


2) понимать, составлять,

читать, анализировать

исследовать ….


3)работа с текстом нужна на всех уроках

4) идеальный читатель

2 вариант : текст

1)правильный, лаконичный

научный, художественный

2)читать, листать, вдумываться, разбирать, продумывать, прочитал- подумал


3) из текста состоит книга

4) книга



6.Подведение итогов занятия

*Рецензирование оценок : хочу отметить активность всей группы ; правильные интересные ответы , качественное выполнение опережающих заданий.

*Д/З : Вооружившись знаниями о строении текста – рассуждения, вы дома составите высказывание-рассуждение и подготовитесь к выступлению на тему: “История Храма Христа Спасителя” – история России.

- Какие чувства вызывает у вас посещение Храма?

-Почему История Храма – это история России?

АЛГОРИТМ ( слайд №17)- основные требования к тексту-рассуждению:

1)тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным;

2)аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса;

3)важно, чтобы между тезисами и аргументами, а также между аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь;

4)все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно тезис;

5)для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом:

6)в тексте - рассуждение широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.

7.Рефлексия (выскажите свое отношение к занятию.)

(+)

*понравилось

*понятно

*полезно

*просто

*(привлекательно креативно)

*интересно работать в группу

*новые факты о Храме Христа Спасителя

(-)

*не понравилось

*непонятно

*сложно

*обычно

*неинтересно

Консультант собирает ответы на листах :большинство (+) ответов.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Заключительное слово преподавателя

*слово предоставляется гостю – священнику церкви ( если будет возможность пригласить)

*Звучит песня О. Газманова “Возроди в себе храм”.

* Заключительное слово преподавателя :

«Торжество красоты, характерное для былой России и порожденное особой духовностью русского народа, быть может, и есть то, в чем мы более всего нуждаемся, чтобы найти силы противостоять холоду, безликости и растущей жестокости нашего современного мира» .









Список использованной литературы

1.Власенков А.И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы»: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2010г.

2.Ожегов С.И. Словарь русского языка: 18-е изд., стереотипн.- М.: Рус.яз., 1986.

3.Тропкина Л.А. Русский язык. 10класс:  поурочные планы по учебнику А.И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы» – Волгоград: Учитель, 2010.

4.Н.Г.Гольцова,И.В.Шамшин,М.А.Мищерина Русский язык Учебник для 10-11 классов,ч.2,Функциональные стили.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

-http://www.xxc.ru/ - «Храм Христа Спасителя. Архитектура Храма».

-http://predanie.ru/muz/kolokola/ - «Колокольные звоны Собора  во имя Владимирской иконы Божьей Матери».

-Фотографии  храма Христа Спасителя из  личного  архива.



























РЕЦЕНЗИЯ


на Методическую разработку открытого занятия по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» по теме «Текст как произведение речи» Галицыной Т.Г., преподавателя русского языка и литературы

 Открытое занятие по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» на тему «Текст как произведение речи» тематическое, включает материалы о храме Христа Спасителя: историческую справку, художественное описание храма перед открытием, художественное описание в ночь после разрушения. Все материалы, технологии, формы и методы работы способствуют духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов. На уроке используются следующие технологии: технология социализации личности, технология самовоспитания, сотрудничества, групповой работы, информационно-коммуникативные технологии.

В  данной методической разработке преподаватель попыталась доказать студентам, что пользоваться русским языком как средством общения, средством познания мира и себя в нем, приобщения к культуре, развивать в них умение грамотно, активно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности на русском языке даёт возможность именно такое занятия, где как высшая единица обучения выступает текст, в котором « интегрируются, объединяются, синтезируются все элементы языковой системы». Методическая разработка имеет логически стройное содержание, в ней использованы современные методы и методические приёмы работы, она выполнена на высоком научно-методическом уровне.

Во время занятия преподавателем применялись разнообразные формы и методы работы, использовалась мультимедийная презентаци. Основной материал занятия представлен самостоятельной работой студентов в разноуровневых группах. Преподаватель использовала индивидуальный подход, то есть корректировала их деятельность, поощряла их, создавая благоприятную обстановку в аудитории. Занятие было продумано таким образом, чтобы обучающие смогли проявить своё творчество при выполнении опережающих заданий. Анализ текста «работает» на речевую практику студентов, способствует выработке у них осознанных речевых умений, то есть они понимают свою коммуникативную задачу высказывания. В заключение занятий были подведены итоги, обучающиеся самостоятельно проанализировали свою деятельность, заполнили диагностическую таблицу. Занятие достигло поставленной цели. Оно прошло в атмосфере сотрудничества, взаимопонимания между преподавателем и обучающимися.

Старший методист техникума Н.И. Калуженова







Технологическая карта занятия

Разработал ФИО: Галицына Татьяна Георгиевна Должность: преподаватель русского языка и литературы


Наименование организации: Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум»


Специальность


13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Учебная дисциплина

ОДБ 02. Литература

Тема занятия

Текст как произведение речи

Регламент занятия

90 минут

Вид занятия

Интегрированное занятие(С ПРИГЛАШЕНИЕМ РАБОТНИКОВ ЦЕРКВИ)

Тип занятия

Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий

Технологии обучения

поисковая, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная

Цель и задачи занятия:


образовательные (обучающие)


закрепить и систематизировать знания и умения студентов по теме;совершенствовать орфографические и речевые умения студентов;учить наблюдать, исследовать, анализировать текст с точки зрения лингвистики;

совершенствовать работу со словарями разной направленности;




воспитательные

способствовать формированию познавательного интереса к предмету;


воспитывать культуру речи учащихся;


обучать умению слушать, рецензировать ответы;


воспитывать уважительное отношение к святыням русской земли, интерес к произведениям архитектурного искусства.




развивающие

развивать умения связно излагать свои мысли, выступать перед аудиторией, обогащать и активизировать историко-культурный словарь знаниями о Храме Христа Спасителя;


проявлять личную инициативу в работе;


формировать умение пользоваться алгоритмом рассуждения




В результате изучения темы студент должен:

знать

-признаки ,структуру,основную мысль текста;

уметь:

- анализировать текст различных функциональных разновидностей языка


Обеспечение учебного занятия

Оборудование:

мультимедийное оборудование; персональный компьютер.

Учебно-методическое обеспечение:

- презентация к учебному занятию;

- раздаточный материал;

- методические рекомендации(алгоритм написания сочинения-рассуждения)

- тексты





Этапы урока

Структурные элементы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время

1. Организационная часть


Приветствует, проверяет отсутствующих,

Дежурный рапортует о готовности к занятию.


1-2 мин

2. Мотивация деятельности


* Вступительное слово преподавателя


*Интеллектуальная разминка



Сообщает тему,цель и задачи занятия.

Сообщает об основных этапах занятия.

Слушают преподавателя, выполняют задания,

отвечают на вопросы, записывают число и тему урока



5 мин

3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности

*Тестирование «Проверь себя»


*Составление кластера «Признаки текста»


*Сообщения студентов о типах речи(опережающие задания)

Озвучивает проблему для самостоятельного решения,

организует работу студентов по самостоятельному освоению материала.

Слушают сообщения,

ответы теста и находят возможные ошибки.

Вспоминают признаки текста и составляют кластер.

20 мин

4.Совершенствование знаний и умений


*Лингвистическая работа (объяснительный диктант)


*Демонстрация мини-проектов («Экскурсия в историю»)

Настраивает обучающихся на работу по достижению цели


Выполняют задания преподавателя,

демонстрируют мини-проекты

25 мин

5. Физкультминутка и музыкальная пауза

*Показ комплекса упражнений.

Контролирует проведение физкультминутки

Выполняют упражнения под руководством физорга

5 мин.

6. Систематизация

и закрепление

изученного материала.


*Самоанализ работы с текстом(по вариантам)


*Составление синквейна


Организует и оказывает поддержку в обсуждении. Побуждает к размышлению обучающихся

Обсуждают и защищают результаты поисковой работы.

20 мин

7. Подведение итогов,

домашнее задание

*Рецензирование ответов

*Алгоритм написания высказывания в форме рассуждения.

*Заключительное слово преподавателя

*Прослушивание песни О.Газманова «Возроди в себе Храм»

Оценивает уровень усвоения знаний.

Обобщает результаты занятия.

Выдает домашнее задание к следующему занятию

Отвечают на вопросы.Участвуют в подведении итогов занятия.

Записывают домашнее задание.

10 мин

8.Рефлексия занятия.









9. Заключительное слово преподавателя


*Заполнение таблицы

Организация и оказание поддержки в обсуждении учащимися деятельности на уроке


Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы.Участвуют в обсуждении,

 формулируют выводы по занятию

Прослушивание г/записи

3 мин






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!