Тема: Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте.
Цели:
образовательная: систематизировать знания о тексте как о произведении речи; познакомиться с основными видами информации в тексте; уметь различать стили и типы речи;
развивающая: развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом;
воспитательная: воспитывать повышение интереса к родному языку.
Планируемые результаты:
- знать, что такое текст;
- уметь находить тему, основную мысль текста;
- знать композиционные элементы текста;
- научиться выделять ключевые слова в тексте.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Орфографический практикум на с. 23 пар.4
3. Мотивация. Тема, целеполагание
На доске записаны понятия: тема, рассуждение, композиция, завершенность, подтема, официально-деловой, связность, последовательность, повествование, средства связи, основная мысль, ключевые предложения, публицистический, описание.
– Каким ключевым понятием можно объединить данные слова? (Понятием «текст».)
- Попробуйте распределить слова на группы.
- Что это будут за группы?
- Что вы помните о тексте?
- Какие понятия будут ключевыми на уроках изучения темы «Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте»? (признаки текста, стили речи, типы речи — эти понятия будут ключевыми)
Признаки текста | Стили речи | Типы речи |
Композиция, завершённость, подтема, связность, последовательность, средства связи, основная мысль, ключевые предложения | Официально-деловой, публицистический | Рассуждение, повествование, описание |
4. Работа по теме урока
Актуализация опорных знаний
– Что такое текст?
– По каким признакам мы отличаем текст от набора предложений?
-
– Назвать основные признаки текста. (Тематическое единство, связность, последовательность, завершенность.)
-
Составление схемы (коллективно, письменно)
Запись в тетради. Признаки текста:
Текст |
Информативность; | Смысловая и грамматическая связь(связность); | Завершенность; | Наличие главной мысли; | Смысловая цельность. |
1. Информативность. Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).
2. Связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.
3. Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.
4. Завершенность. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи. Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.
5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения … Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.
6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.
– Какие типы речи вы знаете? (Повествование = что произошло? Описание = каков предмет высказывания? Рассуждение = почему мы утверждаем это?)
-
– С какими стилями речи вы уже знакомы? (Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.)
Изучение нового материала
Создавая текст, мы участвуем в коммуникативной ситуации. Она предполагает обязательное участие хотя бы двух коммуникантов. Мы общаемся для того, чтобы сообщить что-либо друг другу (даже когда мы говорим человеку: «Сегодня хорошая погода», мы сообщаем собеседнику не о том, что он и сам знает, а фактически заявляем, что мы хотим с ним говорить, т.е. создаем ситуацию общения).
Итак, каждый текст передает адресату определенную информацию.
Информативность – это одна из основных особенностей текста, которая представляет собой определённую смысловую и содержательную новизну для читателя.
Рассмотрим, какими могут быть типы информации в тексте.
5. Закрепление
Работа с текстом. Упр. 45 (по Л.М. Рыбченковой) Выполнить задания, ответить на вопросы.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия
Текст – речевое _______________, где мысль выражена _____________.
Текст состоит из ____________, связанных между собой ____________, основной мыслью и ________________.
Текст является результатом ____________ деятельности.
Текст – речевое произведение, где мысль выражена словами. Текст состоит из предложений, связанных между собой темой, основной мыслью и грамматически. Текст является результатом речевой деятельности. |
6. Домашнее задание: пар.4(с.23-25), приведите примеры текстов описания, повествования и рассуждения.