ТЕКСТ , ТИПЫ ТЕКСТА.
Авторская разработка учителя русского языка и литературы ШГУВК №68
Замирбековой Г. З.
ТЕКСТ и ТИПЫ ТЕКСТА
Текст
Тип текста
- Это два и более предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложения в тексте могут быть связаны между собой последовательно( цепная связь) и параллельно.
- Типы текста – это различные по цели способы изложения.
- Типы текста различаются между собой по цели и языковым средствам.
описание
рассуждение
ТИП ТЕКСТА
повествование
Рассмотрим подробнее типы текста
описание
повествование
Цель описания – создать картину посредством слов.
рассуждение
Описание предполагает одномоментное изображение на картине или фотографии
Повествование рассказывает о последовательно сменяющих друг друга действиях или явлениях.
Если описание – это застывшая картинка, то повествование подобно кинофильму, где следующий кадр повествует о новом событии.
Рассуждение служит для того, чтобы объяснять, доказывать что-то или о чем-то размышлять и всегда строится по единой схеме:
- тезис ( утверждение );
- аргументы, подтверждающие тезис;
- вывод.
Описание
- Описывая словами любые явления, людей или животных, автор создаёт зримый образ, картинку.
- Прочитав описание, человек может представить себе описанное во всех деталях, как на картине или фотографии.
- ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА . При описании часто используются прилагательные, причастия, наречия, то есть такие части речи, которые помогают изобразить признаки предметов, действий и других признаков.
Повествование
- Рассказ о событии, внутри которого последовательно происходили другие более мелкие события, составившие одно большое.
- Эти мелкие последовательно происходившие события в повествовании сменяют друг друга, как на кинопленке, постепенно разворачивая перед нами событие в целом.
- Языковые средства – обилие глаголов и деепричастий.
Рассуждение
- Этот тип текста отличается от других строжайшей трёхчастной структурой:
- 1. Выдвигается тезис , то есть некое утверждение, справедливость которого в процессе рассуждения будет доказываться.
- 2. В доказательство заданного тезиса приводятся аргументы ( примеры, доказывающие справедливость тезиса).
- 3.Достаточно аргументировав свой тезис , автор делает вывод в соответствии с тезисом.
Повествование с элементами описания
- 1)Когда я смотрю на свои школьные фотографии, то смущённо улыбаюсь. Неужели робкое, остроносое существо со смешными веснушками на щеках, которое испуганно смотрит на меня близорукими глазами, – это я?!
- 2)Я пришла на первый урок. (14)Ни на кого не глядя, достала из сумки учебник и тетрадь, положила их на стол. (15)И только тут увидела, что из-под крышки стола выглядывает зелёный стебель. (16)Это была роза! (17)От неё пахло озером, и бархатные лепестки таили в себе чьё-то нежное тепло. (18)Рядом лежала открытка с надписью: «Ты самая красивая!» (19)Я, задыхаясь от радостного удивления, оглянулась вокруг. (20)
Рассмотрим пример текста ( тип текста – рассуждение)
- В детстве жить очень интересно и очень нелегко. – тезис
- Колоссальный поток сведений,
- ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. Всё время
- ошибки, накладки, просчёты, недоумения. - аргументы
- Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками. - вывод
Рассмотрим пример текста. (тип текста – повествование.)
- Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. Ездить по земле – вот удел человека. А тут летать на самолёте!
- На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как- нибудь сама собой улетучится из головы сына.
- Но Колька не сдавался. После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище.
А теперь проверьте себя
1)Определите тип текста.
- Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег.
- Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. Восемь километров Серёжка нёс меня на
- себе.
- – Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.
- – Нет! – хрипел друг.
2) Примеры заданий ЕГЭ
- Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21 - 23?
- 2) описание и рассуждение;
- 3) повествование и описание;
- 21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны.
3.Примеры заданий ЕГЭ
Фрагмент текста
Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 22 – 28?
- (22)…В мире всегда существует трагедия. (23)Её предчувствие существует и среди нас: кто знает, по какому пути пойдут страна, мир,каждая отдельно взятая личность. (24)Вероятно, трудности будут. (25)Как можно противостоять им? (26)Видеть вокруг только врагов? (27)Сделать шаг к агрессии и мести? (28)Мы можем выбрать другой путь – путь радости.
- 1) повествование и описание
- 2) повествование
- 3) описание
- 4) рассуждение
4) Определите тип текста
- (15)Рядом сидели беспечно смеющиеся люди, о чём-то загадочно шепталась молодая парочка, бабушка кормила внука пирожными, на улице ласково шелестели листвой деревья... (16)Жизнь шла своим чередом. (17)От стриженых газонов пахло свежей травой, и этот удивительный запах уносил измученного пытками человека в даль минувшего, в ту сказочную долину детства, где, словно хрустальные замки в клубах синеватого тумана, слабо дрожат очертания полузабытых детских снов.