СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст, типы текста.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Текст, типы текста.»

   ТЕКСТ , ТИПЫ ТЕКСТА. Авторская разработка учителя русского языка и литературы ШГУВК №68 Замирбековой Г. З.

ТЕКСТ , ТИПЫ ТЕКСТА.

Авторская разработка учителя русского языка и литературы ШГУВК №68

Замирбековой Г. З.

ТЕКСТ и ТИПЫ ТЕКСТА Текст Тип текста Это два и более предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложения в тексте могут быть связаны между собой последовательно( цепная связь) и параллельно. Типы текста – это различные по цели способы изложения. Типы текста различаются между собой по цели и языковым средствам.

ТЕКСТ и ТИПЫ ТЕКСТА

Текст

Тип текста

  • Это два и более предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложения в тексте могут быть связаны между собой последовательно( цепная связь) и параллельно.
  • Типы текста – это различные по цели способы изложения.
  • Типы текста различаются между собой по цели и языковым средствам.
описание рассуждение ТИП ТЕКСТА повествование

описание

рассуждение

ТИП ТЕКСТА

повествование

Рассмотрим подробнее  типы текста описание повествование Цель описания – создать картину посредством слов. рассуждение Описание предполагает одномоментное изображение на картине или фотографии Повествование рассказывает о последовательно сменяющих друг друга действиях или явлениях. Если описание – это застывшая картинка, то повествование подобно кинофильму, где следующий кадр повествует о новом событии. Рассуждение служит для того, чтобы объяснять, доказывать что-то или о чем-то размышлять и всегда строится по единой схеме: - тезис ( утверждение ); аргументы, подтверждающие тезис; вывод.

Рассмотрим подробнее типы текста

описание

повествование

Цель описания – создать картину посредством слов.

рассуждение

Описание предполагает одномоментное изображение на картине или фотографии

Повествование рассказывает о последовательно сменяющих друг друга действиях или явлениях.

Если описание – это застывшая картинка, то повествование подобно кинофильму, где следующий кадр повествует о новом событии.

Рассуждение служит для того, чтобы объяснять, доказывать что-то или о чем-то размышлять и всегда строится по единой схеме:

- тезис ( утверждение );

  • аргументы, подтверждающие тезис;
  • вывод.
Описание Описывая словами любые явления, людей или животных, автор создаёт зримый образ, картинку. Прочитав описание, человек может представить себе описанное во всех деталях, как на картине или фотографии. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА . При описании часто используются прилагательные, причастия, наречия, то есть такие части речи, которые помогают изобразить признаки предметов, действий и других признаков.

Описание

  • Описывая словами любые явления, людей или животных, автор создаёт зримый образ, картинку.
  • Прочитав описание, человек может представить себе описанное во всех деталях, как на картине или фотографии.
  • ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА . При описании часто используются прилагательные, причастия, наречия, то есть такие части речи, которые помогают изобразить признаки предметов, действий и других признаков.
Повествование Рассказ о событии, внутри которого последовательно происходили другие более мелкие события, составившие одно большое. Эти мелкие последовательно происходившие события в повествовании сменяют друг друга, как на кинопленке, постепенно разворачивая перед нами событие в целом. Языковые средства – обилие глаголов и деепричастий.

Повествование

  • Рассказ о событии, внутри которого последовательно происходили другие более мелкие события, составившие одно большое.
  • Эти мелкие последовательно происходившие события в повествовании сменяют друг друга, как на кинопленке, постепенно разворачивая перед нами событие в целом.
  • Языковые средства – обилие глаголов и деепричастий.
Рассуждение Этот тип текста отличается от других строжайшей трёхчастной структурой: 1. Выдвигается тезис , то есть некое утверждение, справедливость которого в процессе рассуждения будет доказываться. 2. В доказательство заданного тезиса приводятся аргументы ( примеры, доказывающие справедливость тезиса). 3.Достаточно аргументировав свой тезис , автор делает вывод в соответствии с тезисом.

Рассуждение

  • Этот тип текста отличается от других строжайшей трёхчастной структурой:
  • 1. Выдвигается тезис , то есть некое утверждение, справедливость которого в процессе рассуждения будет доказываться.
  • 2. В доказательство заданного тезиса приводятся аргументы ( примеры, доказывающие справедливость тезиса).
  • 3.Достаточно аргументировав свой тезис , автор делает вывод в соответствии с тезисом.
Повествование с элементами описания 1)Когда я смотрю на свои школьные фотографии, то смущённо улыбаюсь. Неужели робкое, остроносое существо со смешными веснушками на щеках, которое испуганно смотрит на меня близорукими глазами, – это я?! 2)Я пришла на первый урок. (14)Ни на кого не глядя, достала из сумки учебник и тетрадь, положила их на стол. (15)И только тут увидела, что из-под крышки стола выглядывает зелёный стебель. (16)Это была роза! (17)От неё пахло озером, и бархатные лепестки таили в себе чьё-то нежное тепло. (18)Рядом лежала открытка с надписью: «Ты самая красивая!» (19)Я, задыхаясь от радостного удивления, оглянулась вокруг. (20)

Повествование с элементами описания

  • 1)Когда я смотрю на свои школьные фотографии, то смущённо улыбаюсь. Неужели робкое, остроносое существо со смешными веснушками на щеках, которое испуганно смотрит на меня близорукими глазами, – это я?!
  • 2)Я пришла на первый урок. (14)Ни на кого не глядя, достала из сумки учебник и тетрадь, положила их на стол. (15)И только тут увидела, что из-под крышки стола выглядывает зелёный стебель. (16)Это была роза! (17)От неё пахло озером, и бархатные лепестки таили в себе чьё-то нежное тепло. (18)Рядом лежала открытка с надписью: «Ты самая красивая!» (19)Я, задыхаясь от радостного удивления, оглянулась вокруг. (20)
Рассмотрим пример текста  ( тип текста – рассуждение)  В детстве жить очень интересно и очень нелегко. – тезис  Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. - аргументы   Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками. - вывод

Рассмотрим пример текста ( тип текста – рассуждение)

  • В детстве жить очень интересно и очень нелегко. – тезис
  • Колоссальный поток сведений,
  • ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. Всё время
  • ошибки, накладки, просчёты, недоумения. - аргументы
  • Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками. - вывод
Рассмотрим пример текста.  (тип текста – повествование.)  Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. Ездить по земле – вот удел человека. А тут летать на самолёте!  На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как- нибудь сама собой улетучится из головы сына.  Но Колька не сдавался. После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище.

Рассмотрим пример текста. (тип текста – повествование.)

  • Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. Ездить по земле – вот удел человека. А тут летать на самолёте!
  • На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как- нибудь сама собой улетучится из головы сына.
  • Но Колька не сдавался. После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище.
А теперь проверьте себя

А теперь проверьте себя

1)Определите тип текста. Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. Восемь километров Серёжка нёс меня на себе. – Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами. – Нет! – хрипел друг.

1)Определите тип текста.

  • Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег.
  • Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. Восемь километров Серёжка нёс меня на
  • себе.
  • – Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.
  • – Нет! – хрипел друг.
2) Примеры заданий ЕГЭ Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21 - 23? 1) рассуждение; 2) описание и рассуждение; 3) повествование и описание; 4) повествование. 21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны.

2) Примеры заданий ЕГЭ

  • Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21 - 23?
  • 1) рассуждение;
  • 2) описание и рассуждение;
  • 3) повествование и описание;
  • 4) повествование.
  • 21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны.
3.Примеры заданий ЕГЭ Фрагмент текста    Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 22 – 28? (22)…В мире всегда существует трагедия. (23)Её предчувствие существует и среди нас: кто знает, по какому пути пойдут страна, мир,каждая отдельно взятая личность. (24)Вероятно, трудности будут. (25)Как можно противостоять им? (26)Видеть вокруг только врагов? (27)Сделать шаг к агрессии и мести? (28)Мы можем выбрать другой путь – путь радости. 1) повествование и описание 2) повествование 3) описание 4) рассуждение

3.Примеры заданий ЕГЭ

Фрагмент текста

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 22 – 28?

  • (22)…В мире всегда существует трагедия. (23)Её предчувствие существует и среди нас: кто знает, по какому пути пойдут страна, мир,каждая отдельно взятая личность. (24)Вероятно, трудности будут. (25)Как можно противостоять им? (26)Видеть вокруг только врагов? (27)Сделать шаг к агрессии и мести? (28)Мы можем выбрать другой путь – путь радости.
  • 1) повествование и описание
  • 2) повествование
  • 3) описание
  • 4) рассуждение
4) Определите тип текста (15)Рядом сидели беспечно смеющиеся люди, о чём-то загадочно шепталась молодая парочка, бабушка кормила внука пирожными, на улице ласково шелестели листвой деревья... (16)Жизнь шла своим чередом. (17)От стриженых газонов пахло свежей травой, и этот удивительный запах уносил измученного пытками человека в даль минувшего, в ту сказочную долину детства, где, словно хрустальные замки в клубах синеватого тумана, слабо дрожат очертания полузабытых детских снов.

4) Определите тип текста

  • (15)Рядом сидели беспечно смеющиеся люди, о чём-то загадочно шепталась молодая парочка, бабушка кормила внука пирожными, на улице ласково шелестели листвой деревья... (16)Жизнь шла своим чередом. (17)От стриженых газонов пахло свежей травой, и этот удивительный запах уносил измученного пытками человека в даль минувшего, в ту сказочную долину детства, где, словно хрустальные замки в клубах синеватого тумана, слабо дрожат очертания полузабытых детских снов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!