СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты для изложения с микротемами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тексты для изложения с микротемами»

НОВЫЕ тексты на ОГЭ (ОБЗ ФИПИ)



  1. ВОСПИТАННОСТЬ

Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведёт дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и самоуважение.

Как же ведёт спор умный и вежливый спорщик? Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника - человека, который не согласен с его мнением. Если что-либо неясно в позиции противника, он задаёт ему дополнительные вопросы, переспрашивает. Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством. Нет ничего красивее в споре, чем в случае необходимости признать полную или частичную правоту оппонента. Этим вы завоёвываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции. Но человек не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться или из трусости, из карьерных соображений. Нужно уступать с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих убеждений или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побеждённым в споре, не оскорбляя его самолюбие.

Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий - следить за спором, который ведётся умелыми и умными противниками. (185 слов)

Микротемы:

1. В споре лучше всего проявляется воспитанность человека: обнаруживаются его интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и себя.

2. Умный и вежливый спорщик внимательно и спокойно выслушивает своего противника, задаёт ему дополнительные вопросы, переспрашивает. Таким поведением он обеспечивает себе достойное отступление.

3. Умение признать правоту оппонента помогает завоевать уважение окружающих. Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором умелых и умных противников.



  1. Дружба.

         Что же действительно заключается в этом, казалось бы, привычном для всех понятии «дружба»? Если говорить по-научному, то дружба - это бескорыстные взаимоотношения между людьми, которые основываются на общих симпатиях, интересах и увлечениях. Настоящий друг всегда рядом, плохо ли нам, хорошо ли. Он никогда не попытается воспользоваться вашей слабостью в своих целях и всегда придёт на помощь, когда он так нужен. Он не только поможет в беде, но и искренне порадуется в минуты счастья вместе с вами.

          Но, к сожалению, подобные отношения постепенно сходят на нет. Бескорыстная дружба понемногу становится пережитком прошлого. Друзья сейчас для нас - это люди, способные помочь в том или ином вопросе, или те, с кем можно неплохо провести время. На деле же, если у кого-то из якобы близких друзей случается кризис, друзья куда-то испаряются до тех пор, пока этот кризис не пройдёт. Эта ситуация знакома практически каждому. Одним словом, выгодная дружба стремительно вытесняет дружбу бескорыстную. 

          Мы должны помнить, что многие проблемы, кажущиеся грандиозными и пугающими, без особого труда можно решить, если рядом есть надёжные друзья. Дружба даёт уверенность в завтрашнем дне. Она делает человека смелее, свободнее и оптимистичнее, а жизнь его теплее, интереснее и многограннее. Верная дружба духовно объединяет людей, способствуя развитию в них стремления к созиданию, а не разрушению. (204 слова)

Микротемы:

1. Настоящая дружба бескорыстна.

2. Бескорыстная дружба вытесняется взаимовыгодной.

3. Настоящая дружба делает жизнь лучше.



  1. Пушкин

Необычной была дружба этих двух людей - Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Ивановича Пущина. Шесть лет они учились вместе в Царскосельском лицее. Затем были довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых. И вот единственный день, проведённый вместе, 11 января 1825 года, когда Пущин первым из друзей посетил Пущина, который находился в ссылке в Михайловском. И всё. Больше они никогда не виделись. 11 лет Пущин-декабрист провёл в тюрьме и на каторге. Но дружба не слабела. Многие стихотворения Пушкин посвятил другу.

После смерти Пушкина настал черёд Пущина одного за двоих хранить верность старой дружбе. Он словно и не считал Пушкина погибшим, непрестанно обращался к лицейским годам, к Михайловскому свиданию, добывал неизвестные ему прежде стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал лицейского товарища.

Влияние личности и образа мысли Пущина на Пушкина, начавшееся ещё в лицее, очень значительно. Большой Жанно (так называли лицеисты Пущина) не раз охлаждал горячую голову темпераментного друга, никогда с отроческих лет не боялся сказать другу правду. Столько же, несомненно, велико и влияние Пушкина на Пущина. Огромный талант, глубокий ум, острота чувств, доброе сердце - всё это могло оставить равнодушной

Микротемы:

1. Дружба А.С. Пушкина и И.И. Пущина была необычна: несмотря на редкие встречи, она не слабела. А.С. Пушкин посвятил другу многие стихотворения.

2. После смерти Пушкина Пущин продолжал хранить верность старой дружбе.

3. Взаимное влияние друзей было значительным. С одной стороны, Пущин смирял темперамент друга, всегда говорил ему правду. С другой стороны, талант, ум, доброе сердце Пушкина навсегда покорили Пущина.



  1. Соприкосновение с искусством

Человек соприкасается с искусством каждый день не только в музеях. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в волшебный и таинственный мир искусства. Здания, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения — всё это может быть произведениями искусства. Но может и не быть. Далеко не каждую картину, статую, песню и каждый фарфоровый сервиз считают шедеврами. Как отличить произведение искусства от ремесленных поделок? Не существует рецепта, где было бы точно изложено, что и в каких пропорциях можно соединить, чтобы получилось подлинное произведение искусства. Однако можно развить в себе способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы называем вкусом.

Искусство - это форма познания мира, но методы искусства совершенно не похожи на научные. Кинофильмы сжимают целую человеческую жизнь до двухчасового действия. Некоторые художники сознательно сжимают пропорции тела человека. Именно такие художественные эксперименты позволяют зрителю сосредоточиться на главном, рассмотреть то, что в повседневной жизни он просто не замечает.

Иногда происходит чудо - искусство меняет людей. Человек, попадая в притягательный мир искусства, задумывается о тайне красоты, начинает чувствовать в себе стремление к творчеству. Весь смысл жизни может стать совершенно другим. Может быть, это и есть главное предназначение искусства - позволить человеку познать самого себя. (190 слов)

Микротемы:

1. Человек соприкасается с искусством каждый день. Не существует рецепта, как отличить произведение искусства от ремесленных поделок, но можно развить в себе вкус – способность чувствовать и ценить прекрасное.

2. Искусство – особая форма познания мира. Методы искусства позволяют человеку сосредоточиться на главном, рассмотреть то, что в повседневной жизни он не замечает.

3. Искусство меняет людей. Одно из его главных предназначений – позволить человеку познать самого себя.



  1. Литература

          Нам лишь кажется, что, когда с нами что-то случается, - это уникальное явление, единственное в своем роде. На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе. Любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни - всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано, найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай и всё найдёшь в книге.

          Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо, удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.

          Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. С помощью литературы человек становится Человеком. Не случайно книгу называют учителем и учебником жизни.(176 слов)

Микротемы:

1. Нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе.

2. Роль литературы в нашей жизни многогранна: книга помогает формировать внутренний опыт, разобраться в себе.

3. Книга — учебник жизни.


  1. Чтение

Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать, поймут ли, почувствуют ли то, что любило его сердце. От этого зависит так много, и прежде всего - состоится ли у него желанная духовная встреча с теми далёкими, но близкими, для которых он писал свою книгу.

И вот мы, читатели, берёмся за эту книгу. Перед нами чувства, идеи, образы, целое здание духа, которое даётся нам как бы при помощи шифра. Оно скрыто за буквами, общеизвестными словами и образами. Жизнь, яркость, силу, смысл должен из них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором, и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто - книга пройдёт мимо него.

Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. Но, к сожалению, это совсем не так. Ведь настоящий читатель отдаёт книге всё своё внимание, все свои душевные способности, которые необходимы для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к механическому соединению слов - оно требует твёрдого желания услышать голос автора. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, время и расстояние, оно помогает чувствовать связь с другими людьми и вместе с автором постигать сущность мира. Читать - значит искать и находить, потому что читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад. Это творческий процесс, потому что воспроизводить -- значит творить. (212 слов)

Микротемы:

1. От того, насколько точно читатели способны понять и почувствовать мысли писателя, зависит их духовная встреча.

2. Книга – это зашифрованные писателем чувства, идеи, образы. Задача читателя – самостоятельно добыть смысл из прочитанного. Настоящее чтение не может быть механическим, оно требует усилий, чтобы услышать голос автора.

3. Чтение – это творческий процесс: читатель отыскивает скрытый писателем духовный клад. Это помогает нам постичь сущность мира.





  1. Книга

Книга - великий хранитель и двигатель человеческой культуры. Книгу ничем нельзя заменить. Издавна её называют источником мудрости. И действительно: сложный философский текст можно передать только через книгу. Читатель сам владеет текстом. Он может читать быстрее или медленнее, поверхностно проглядывать его или внимательно перечитывать, возвращаясь к уже прочитанному месту, или заглянуть в конец книги. Читатель, в отличие от слушателя или зрителя, абсолютно свободен.

А теперь обратимся к телевидению. Оно оборачивается бедой, только когда становится пожирателем человеческого времени, когда оно лишает человека свободы, предоставляемой ему книгой, когда сидящий у телевизора слепо подчиняется зрительным и слуховым впечатлениям. И телевидение - величайшее благо тогда, когда оно показывает то, что мы иным способом не могли бы увидеть, когда оно позволяет совершить небольшое путешествие в те области бытия, к которым у нас нет иного доступа.

Человек должен быть внутренне свободен, а для этого он должен уметь сам оценивать окружающее и быть образован. Образование и самостоятельность же даёт именно книга. Видеть и слышать - это ещё не всё. Надо ещё и думать, воспринимать мир разумом, а для этого недостаточно сидеть у телевизора, необходимо уметь задумываться о важном в тишине, той тишине, что рождает самостоятельную мысль. (189 слов)

Микротемы:

1. Книга – хранитель и двигатель человеческой культуры, источник мудрости. Читатель в отличие от слушателя или зрителя свободен в восприятии информации.

2. Телевидение – беда, если оно лишает человека свободы, навязывая слуховые и зрительные впечатления. Оно благо, если показывает то, что мы иным способом не могли бы увидеть.

3. Человек должен быть внутренне свободен, для этого он должен иметь самостоятельное мышление, образование, которые даёт книга.



  1. КРАСОТА

В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты. Если человека привести на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увести от моря подальше, то это одно. Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживёт несколько дней, то это совсем другое.

Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или на водопад. Море с его синевой, запахом, грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с чайками и облаками наполнит вас, очистит, облагородит, останется в душе навсегда. Но этого не произойдёт, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда.

Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе - цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо, россыпь брусники вокруг старого пня - у меня появлялось чувство, похожее на досаду. Я не знал, что мне делать, как себя вести. Потом я понял: нужно остановиться и смотреть, любоваться, созерцать, исцеляя душу. Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты. Только тогда красота, которой конца и края нет, пригласит тебя в собеседники. Только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт. Только тогда она и принесёт радость. (204 слова)

Микротемы:

1. В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты.

2. На море можно смотреть часами. Его красота наполнит вашу душу, но этого не произойдёт, если взгляд будет быстрым и поверхностным.

3. Нужно остановиться и любоваться красотой, не думая о времени. Только так возможен глубокий духовный контакт с прекрасным, который принесёт радость.



  1. Книги о школе

Хороших книг о школе написано немало. Но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остаётся от учителя, от класса в характере человека, кроме знаний? В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе - плохие или хорошие. Одни учителя помнятся, другие нет. Одни классные товарищи врезались в память, другие забылись. И не всегда это можно объяснить степенью дружбы. Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, сложные причины.

Кроме талантливых учителей, есть и другие, любимые учителя. Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. Наверное, можно заслужить любовь, даже не имея отпущенных природой педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно.

Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Как и все, я вспоминаю бывших своих учителей. Кто из них получал нашу любовь? Физику преподавал нам известный профессор. Он блестяще ставил опыты, умел рассказать материал доходчиво, образно, но... но физику мы полюбили раньше. Полюбили благодаря молоденькой учительнице - Ксении Евгеньевне. Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но всё равно мы её любили. Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что ей было весело с нами, интересно, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их. (203 слова)

Микротемы:

1. У каждого взрослого есть свои воспоминания о школе. Объяснить, почему те или иные люди остаются в памяти, сложно.

2. Есть учителя талантливые, есть любимые. Талантливым стать нельзя, а любимым – можно.

3. Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Физику мы полюбили благодаря молоденькой учительнице, потому что она любила нас, не скрывала своих промахов и открыто переживала их.



  1. ЦЕННОСТИ

          Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.

          Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно: лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу" - слов нет. Себялюбцы вызывают чувств осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. И, конечно, сделать это не всегда просто.

         Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.(166 слов)

Микротемы:
1.Все мы пытаемся найти своё место в жизни, определяя собственные ориентиры.
2.Процесс самоутверждения всегда не прост, поэтому естественно, что мы совершаем ошибки.
3.Каждый из нас должен осознавать личную ответственность за окружающий мир — этим определяется настоящая цена человека.



  1. Андерсен

Андерсен считал свою жизнь прекрасной и почти безоблачной, но, конечно, лишь в силу детской своей жизнерадостности. Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. Таким людям, как Андерсен, нет нужды растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропустить то мгновение, когда весна прикоснётся губами к деревьям. Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах. Что они стоят по сравнению с этой благодатной, душистой весной?

Андерсену хотелось так думать и так жить, но действительность совсем не была милостива к нему. Было много огорчений и обид, особенно в первые годы, когда он был неизвестен и беден. Андерсен говорил о себе, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. За что? За то, что он был сыном сапожника, что он не был похож на благополучных обывателей, что ставил творчество выше богатства.

Да, жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам свечение шиповника, похожее на мерцание белой ночи, и умевшего услышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан цветами. (190 слов)

Микротемы:

1. Незлобивость Андерсена по отношению к жизни, которая не была добра к нему, – признак внутреннего богатства личности. Для таких людей, как Андерсен, борьба с житейскими невзгодами ничто по сравнению с красотой окружающего мира.

2. Много огорчений и обид перенёс Андерсен из-за своего происхождения и из-за того, что не был похож на благополучных обывателей и ставил творчество выше богатства.

3. Жизнь чуткого к миру человека не была лёгкой.



  1. ЯЗЫК

Самая большая ценность народа - его язык. Язык, на котором он читает, пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но все наши мысли формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер -- прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке (иногда, впрочем, ошибочно), то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Каждый человек пользуется языком народа. В языке отразились внутренние силы нации, её склонность к эмоциональности, разнообразии характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер, то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И всё это отразилось в языке. Именно поэтому нужно понимать историю слов и выражений, знать фразеологизмы, поговорки и пословицы, родную литературу. Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту. (175 слов)

Микротемы:

1.Самая большая ценность народа — родной язык, на котором он пишет, говорит, думает, ведь все мысли формулируются языком, через который проходит вся сознательная жизнь человека.

2.Чтобы составить представление об умственном развитии, моральном облике и характере человека, нужно послушать, как он говорит, поскольку язык человека является более точным показателем его нравственности и культуры, чем внешность.

3.Язык человека отражает его мировоззрение и поведение, и, чтобы быть интеллигентным, образованным и культурным человеком, надо говорить правильно, точно, экономно.