Тексты для проверки техники чтения.
Начальная школа.
1.Резиновая лодка
Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. Купили мы её ещё зимой в Москве и с тех пор не знали покоя. Больше всех волновался Рувим. Ему казалось, что за всю его жизнь ещё не было такой затяжной и скучной весны, что снег нарочно тает очень медленно и что лето будет холодным и ненастным.
Страхи прошли только летом, когда мы привезли лодку в деревню и испытали её на мелком месте, около Чёртова моста.
Десятки мальчишек плавали около лодки, свистели, хохотали и ныряли, чтобы увидеть лодку снизу.
Лодка спокойно покачивалась, серая и толстая, похожая на черепаху.
Белый мохнатый щенок с чёрными ушами – Мурзик – лаял на неё с берега и рыл задними лапами песок. Это значило, что Мурзик разлаялся не меньше чем на час. Коровы на лугу подняли головы и все, как по команде, перестали жевать. (134 слова)
( К. Паустовский)
Вопросы к тексту:
Когда и где купили резиновую лодку?
Где испытали лодку?
На кого была похожа лодка?
2. Дюймовочка
На следующую ночь Дюймовочка опять потихоньку пробралась к птице. Ласточка уже совсем ожила, только была ещё очень слаба и еле-еле открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку. Дюймовочка стояла перед нею с куском гнилушки в руках – другого фонаря у неё не было.
- Спасибо тебе, милая крошка! – сказала больная ласточка. – Я так хорошо согрелась! Скоро я совсем поправлюсь и опять полечу на солнышко.
- Ах, - сказала Дюймовочка, - теперь так холодно, идёт снег! Останься лучше в своей тёплой постельке, а я буду ухаживать за тобой.
Дюймовочка принесла ласточке воды в цветочном лепестке и несколько ячменных зёрнышек. Ласточка попила и поела, а потом рассказала девочке, как она поранила себе крыло о терновый куст и не могла улететь вместе с другими ласточками в тёплые края. Пришла зима, стало очень холодно, и она упала на землю… Больше ласточка уже ничего не помнила, и как попала сюда, в подземелье, она не знала.
Всю зиму прожила ласточка в подземелье, а Дюймовочка ухаживала за ней. Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом – они ведь совсем не любили птичек.
Когда настала весна, и пригрело солнышко, Дюймовочка открыла дыру, которую проделал в потолке крот, чтобы ласточка могла улететь. (190 слов)
3. Некрасивая ёлка
В жаркие солнечные дни, изнемогая от зноя, деревья перешёптывались друг с другом так тихо, что даже чуткие птицы не могли разобрать, о чём они шепчутся. Зато, как только поднимался ветер, в лесу начинался такой шумный разговор, что его без труда мог услышать всякий.
Самой болтливой в лесу была осина. Ёе голос, звенящий одиннадцатью тысячами листочков, не умолкал и в полдень. Осина любила позлословить, как, впрочем, и берёза. А ёлка наоборот. Ёлка была на редкость молчалива и задумчива. Она, в отличие от своих стройных и красивых сестёр, росла не очень красивой. Даже, скажем прямо, совсем некрасивой: однобокой и кривой.
Ёлку не любили её лесные собратья, хотя ни одному из них она не сделала ничего дурного. Она не затеняла им солнце, не лишала их влаги, не шелестела, как дуб или ясень. Вообще она вела себя очень скромно. Но деревья устроили отвратительную манеру отношения друг к другу – по внешности. По одёжке. По красоте ветвей и строению кроны. А ёлка была дурнушкой. (158 слов) ( Е. Пермяк)
4. Мать-и-мачеха
На пригорках давно уже появились кучки стебельков мать-и-мачехи.
Каждая кучка – семейка. Стебельки постарше – стройные, держат головку высоко, а к ним прижимаются маленькие, толстенькие, неуклюжие.
Есть совсем смешные, стоят, сгорбившись, опустив головку, – точно стесняются, оробев ли, выглянув на белый свет. Каждая семейка выросла из подземного корневища. В нём был с осени отложен запас пищи.
Теперь он постепенно тратится, но его должно хватить на всё время цветения. Скоро каждая головка превратится в жёлтый лучистый цветок, точнее, не в цветок, а соцветие – целое собрание маленьких, тесно прижатых друг к другу цветочков.
А когда они начнут отцветать, из корневища вырастут листья и примут на себя заботу – наполнить корневища новым запасом пищи.
Н.М. Павлова
(108 слов)
5. ВЕТЕР
В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.
Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.
Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра.
112 слов. Африканская сказка
6. Что легче
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Попадёт дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.
– Нет, – говорит, – в этих местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
(157 слов)
(В. Осеева)
Вопросы и задания
1. Почему мальчики не заметили, как прошёл день?
2. За что рассердились родители на первого и второго мальчиков?
3. Почему всегда лучше сказать правду?
7. Карлуха
Карлуха – воронёнок. Живёт он во дворе и делает тут всё, что захочет. А больше всего он хочет прятать. Высмотрит местечко укромное, положит и сверху травой прикроет. И опять пошагает ещё что-нибудь прятать.
Раз он пуговицу прятал. Сунул её в прегустую траву, где ромашки росли, колокольчики, колоски разные. Стал пуговицу травой прикрывать. Пригнул колосок, а колосок распрямился. Раззадорился воронёнок, стал ромашки, колокольчики сгибать, а они поднимаются.
Растерялся Карлуха. Так пуговицу любая сорока может украсть. А сороки уже близко: расхрабрились, расшумелись, тарахтят, прямо как спички в коробке.
Скорей запихнул Карлуха пуговицу под кирпич, щепочку принёс, заткнул дырочку, камешек привалил, лапкой прижал и для верности ещё сам сверху на кирпич сел.
8.Скворцы
Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца,
а для этого надо и вставать пораньше. Впрочем, старинная умная пословица
гласит: "Кто рано встал, тот не потерял". Если вы по утрам, каждый день,
будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде,
то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко.
Попробуйте бросить птице червяков или крошки хлеба сначала издалека,
потом всё уменьшая расстояние. Вы добъётесь того, что через некоторое
время скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо.
А прилетев на будущий год, он очень скоро возобновит и заключит с вами
прежнюю дружбу.
(А.И. Куприн.)
9. На дне снежного моря
Хуже нет для полевых и лесных зверьков, чем малоснежное начало зимы! Голая земля промерзает все глубже и глубже, становится твердой, как камень. Холодно стало в норках.
Но вот повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Сухое снежное море покрывает землю. Рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мышки-полевки выходят из своих подземных жилищ, бегают по дну снежного моря. Без устали ныряет в нем хищная ласка, невидимкой подкрадывается к мышкам и птицам под снегом.
На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не попадает леденящий ветер. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мыши строят себе зимние гнезда прямо на земле под снегом - вроде как выезжают зимой на дачу. (120 слов.)
(По В. Бианки.)
Чем плохо для зверьков малоснежное начало зимы?
Как ведут себя разные зверьки под снежным покровом?
Как защищает зверей и птиц от холода снежный покров?
Почему снежный покров назван «снежным морем»? Что общего между морем и заснеженным полем?
Как вы понимаете выражение «ныряют с головой»?
Почему гнезда мышей под снегом сравнивают с дачами?
12. Трусишка
Прошлую ночь Беляк провел на заснеженной лесной поляне. Светила луна, снег искрился. Беляк разгребал снежок, искал под ним траву. И вдруг рядом увидел молоденького Русака. Тут они начали носиться друг за другом. Набегавшись вдоволь, они принялись щипать траву, А потом опять играли. На рассвете разошлись по своим местам - Русак в поле, а Беляк - в перелесок.
И только улеглись, как пошел дождь. Он лил и лил, согнал весь снег, и опять показалась черная земля... Беляк плотнее припал к кучке опавших листьев. Но только он поднял свои длинные уши, как услышал неподалеку треск. И в это же время увидел своего приятеля Русака. За ним гналась лиса. Она уже догоняла его. Тут надо бы Беляку выскочить, отвлечь ее внимание на себя. Тогда лиса погналась за ними обоими и, наверное, ни одного не поймала бы. Но Беляк не побежал, только плотнее прижал уши. Он даже готов был влезть в землю, лишь бы лиса его не заметила.
Прошло немало времени, пока Беляк осмелился приподняться. Все было тихо. Дождь перестал. Успокоился ветер. Пошел снег. И к ночи земля снова побелела.
Беляк выскочил из-под елки и побежал к лесной поляне, где вчера так весело играл с Русаком- Беляк оглядывался по сторонам, не покажется ли где приятель? Но Русака не было видно. До самого рассвета он его ждал, но так и не дождался.
Не пришел Русак на поляну и на другую ночь. Не было его и на третью.
Больше его Беляк никогда не видел. (236 слов.)
(По С. Воронину.)
Кого встретил Беляк на лесной поляне?
Как изменилась погода?
Как вел себя Беляк, когда его приятель оказался в опасности?
Почему Беляк больше никогда не видел Русака?
Чему учит этот рассказ?
Какие пословицы и поговорки подходят по содержанию к этому рассказу? (Сам погибай, а товарища выручай. Друзья потаются в беде. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.) В какие эпизоды рассказа их можно включить?
7. Почему зайцев зовут Беляк и Русак?
8. Как вы понимаете выражения: «набегавшись вдоволь», «дождь согнал весь снег»?