СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты для смыслового чтения

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

тексты для смыслового чтения, могут быть использованы на уроках географии

Просмотр содержимого документа
«Тексты для смыслового чтения»

Текст    


(научно-популярный текст)


Это случилось в Индии. Однажды западный ветер принес черную грозовую тучу, и бешеный ливень обрушился на землю. Но не только струи дождя лились на людей, а какие-то блестящие продолговатые предметы сыпались сверху. Вместе с дождем с неба падали рыбы, и люди, которые видели это чудо, опускались на колени. Они поднимали руки к небу и благодарили богов.

Американские ученые заинтересовались этим сказочным происшествием и выяснили, что это не единичный случай. Какие силы поднимают рыб в воздух? Почему потом водяные жители падают на землю?

Сильные ураганы, которые проносятся над океаном, поднимают рыб вместе с водой. Когда ураган преодолевает огромные пространства, его сила ослабевает, и поднятые им предметы падают на землю. Именно тогда из грозовых туч низвергается на землю рыбный дождь.

В разных местах земного шара выпадали дожди из водорослей, лягушек, мелких камешков, а в Горьковской области однажды выпал дождь из старинных монет.

 

  1. Вопросы после первичного прочтения:

  • Где происходят события?

  • Чем необычны дожди?

  • Какова причина таких осадков?

  • Кто объясняет причину происходящего?

  1. Вопросы после вторичного чтения:

  • Какова дополнительная информация к слову дождь? (Бешеный ливень, чудо, сказочное происшествие, не единичный случай, из старинных монет, рыб, лягушек, водорослей)

  • Если факт появления таких ливней объясним, почему они воспринимаются как чудо? На какие мысли наводит нас дополнительная информация о дожде?

(В природе много еще необъяснимого)

 














Приложение

                                       Примерный вопросник (модели вопросов)

  1. Первичное прочтение текста (ознакомительное) - получение фактуальной информации. !!! Задаются вопросы, которые помогают только воспроизвести информацию - репродуктивные вопросы.

  • Что вы узнаете из этого текста?

  • О чем сообщает данный текст?

  • На какие вопросы, читая текст, вы нашли ответы?

  • Кто или что описывается?

  • Кто действует? Что делает?

  • С кем нас знакомит автор?

  • Где и когда происходят действия, события?

  • Каким образом происходит действие или событие?

  • Что происходит в тексте?

  • О чем думает герой?

  • Почему, по какой причине это происходит?

  • Кто объясняет причину происходящего?

 

  1. Вторичное прочтение текста (поисковое, работа с деталями)- выход на идею текста!!! Задаются вопросы, которые помогают выйти на идею текста, побуждают мыслить – продуктивные и проблемные вопросы.

  • Какая дополнительная информация о героях, событиях, явлениях содержится в тексте?

  • Выделите детали в тексте. Подумайте, как они связаны с фактами, которые отметили при первом прочтении?

  • Какие слова или предложения дают представления о характере героя?

  • Какие выводы можно сделать о герое по дополнительной информации, по его прозвищу и т. д.?

  • Можно ли поверить в то, что…?

  • Можно ли считать верным…?

  • Известно, что … Разве можно…? (Известно, что красноречие услаждает слух. Разве можно от красивой речи умереть?)

  • Если…, то…? (Если купец чувствовал, что лишается жизни, почему он все-таки не уходил ?