Прочитайте текст, изучите рисунок и заполните сравнительную таблицу. Сделайте вывод.
К одноклеточным, или простейшим, относятся животные, тело которых состоит из одной клетки, но это клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование.
На дне пресных водоемов со стоячей водой, особенно в гниющих прудах и болотах обитает амеба. В отличие от многих простейших, она не имеет постоянной формы тела. Передвигается с помощью ложноножек, служащих для захвата пищи – бактерий, одноклеточных водорослей, некоторых простейших. Окружив добычу ложноножками, пища оказывается в цитоплазме, где вокруг нее образуется пищеварительная вакуоль. В ней под влиянием пищеварительного сока, поступающего из цитоплазмы, происходит пищеварение, в результате которого, образуются пищеварительные вещества. Они проникают в цитоплазму, а непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу через сократительную вакуоль. Амеба дышит всей поверхностью тела: растворенный в воде кислород путем диффузии прямо проникает в ее организм, а образующийся в клетке при дыхании углекислый газ выделяется наружу.
На дне пресных водоемов со стоячей водой и наличием в воде разлагающихся органических веществ встречается еще один вид простейших – инфузория – туфелька. Органоидами передвижения ей служат реснички. Тело имеет постоянную форму, так как покрыто плотной оболочкой. С помощью колебания ресничек пища попадает в ротовое отверстие, затем – в глотку, на дне которой образуются пищеварительные вакуоли, где происходит переваривание пищи и всасывание питательных веществ. Непереваренные остатки удаляются через особый орган – порошицу. Функцию выделения осуществляют две сократительные вакуоли. В них собирается вода с растворенными веществами, образующимися при окислении сложных органических веществ. Достигнув предельной величины, сократительные вакуоли подходят к поверхности тела, и их содержимое изливается наружу. Дыхание происходит всей поверхностью тела.
Амеба | Инфузория - туфелька |
Сравнительная таблица
Признаки сравнения/ название объектов | Амеба | ? |
Среда обитания | | |
Форма тела | | |
Движение | | |
Питание | | |
Дыхание | | |
Выделение | | |
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполни схему о последовательности развития бабочки с использованием ключевых понятий.
Весной, как только пригреет солнышко, начинают появляться первые весенние цветы и насекомые выходят из своих зимних домиков. Бабочки – одни из самых красивых насекомых, появление которых напоминает нам о наступившей весне и предстоящем долгожданном лете.
Перед тем как начать размножаться, бабочки должны найти партнера своего вида. После спаривания самка бабочки должна выполнить свою основную жизненную функцию и отложить яйца. Из яиц появляются личинки – гусеницы. Они активно питаются, растут и накапливают вещества на следующие превращения. Гусеницы имеют грызущий ротовой аппарат и, в большинстве, питаются листьями различных растений. Гусеницы быстро растут. Постепенно наружные покровы личинки становятся для нее слишком тесны, и их необходимо сменить. Происходит линька, которой предшествует период роста. У большинства личинок их бывает 5 или даже больше. При последней линьке гусеница превращается в куколку.
Стадия куколки длится несколько дней, у некоторых видов - до трех лет. Продолжительность стадии куколки во многом зависит от внешних условий – температуры и влажности. Когда куколка лопается, из нее выходит бабочка. Появившись на свет, она первым делом ищет место, где можно свободно расправить крылья. Затем бабочка сушит их в течении нескольких часов. Постепенно крылья теряют эластичность и крепнут. Теперь можно совершать первый полет. Большинство бабочек появляются из куколок ранним утром, когда еще не жарко и воздух влажен от росы. Распрямлять и сушить крылья в это время гораздо лучше, чем в полдень, когда палит солнце. Когда бабочка готова к полету, она устремляется на поиски партнера. После спаривания самка откладывает яйца, и жизненный цикл повторяется с самого начала.
Прочитайте текст: «Роль бактерий в природе и жизни человека» и заполните схему:
Роль бактерий
Бактерии – важнейшее звено общего круговорота веществ в природе, так как они разрушают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных, выделения живых организмов и т.п. Некоторые бактерии способны к фотосинтезу, хотя большинство использует готовые органические вещества. Питаясь этими веществами, бактерии гниения превращают их в перегной. Они своеобразные санитары планеты.
Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которые поглощаются из почвы корнями растений. Человек использует бактерии в хозяйственной деятельности: при производстве кисломолочных продуктов, сыров, уксуса, вина, закваске овощей. Они применяются при производстве антибиотиков, витаминов и других, важных для человека веществ.
Некоторые почвенные бактерии способны поглощать азот из воздуха, используя его в процессах жизнедеятельности. Эти азотфиксирующие бактерии живут самостоятельно или поселяются в корнях бобовых растений. Проникнув в корни бобовых растений, эти бактерии вызывают разрастание клеток корней и образование на них клубеньков. Поэтому их называют клубеньковыми. Они обогащают почву азотом, улучшая ее плодородием.
Болезнетворные бактерии, попадая в организм человека, отравляют его продуктами своей жизнедеятельности. Это становится причиной развития таких заболеваний, как тиф, холера, чума, дифтерия, столбняк, сифилис, туберкулез, ангина, менингит, кариес зубов и др.
Для уничтожения бактерий в помещении, где находился больной, проводят дезинфекцию, т.е. опрыскивание или окуривание химическими веществами, вызывающими гибель бактерий. Для предупреждения некоторых заразных заболеваний применяют предохранительные прививки.
В настоящее время для предупреждения болезней, вызываемых бактериями, проводят специальные мероприятия. Установлен строгий врачебный контроль над источниками воды и пищевыми продуктами. На водопроводных станциях воду очищают в специальных отстойниках, пропускают ее через фильтры, хлорируют, озонируют.
Роль бактерий
Прочитайте текст и заполните таблицу.
Бурые водоросли – в основном морские растения. Общий внешний признак этих водорослей – желтовато-бурая окраска многоклеточных слоевищ. Слоевища бурых водорослей бывают нитевидной, шаровидной, пластинчатой, кустообразной формы, а их размеры колеблются от микроскопических до гигантских (несколько десятков метров). Бурые водоросли обычно прикреплены к твердому субстрату: камням, скалам, слоевищам других водорослей. Размножаются бурые водоросли бесполым и половым путем.
Типичными представителями бурых водорослей являются ламинария и фукус. Ламинария имеет слоевище, расчлененное на ствол, достигающий 1 метр в длину, и слизистую листовую пластинку достигающую 1-13 метров. Все слоевище живет несколько лет, а листовая пластинка сменяется ежегодно. Ламинарию еще называют морской капустой. Она накапливает йод, благодаря чему в некоторых странах культивируется. Фукус добывают в белом море. Слоевище может достигать в длинуот2 см до 2 метров. Внешне фукус напоминает куст, у которого ветви уплощены, ребристые похожи внешне на ремни. Таллом крепится к твердому субстрату под водой посредством подошвы. У большинства видов на слоевищах есть подводные пузыри.
Представители бурых водорослей играют важную роль в экосистемах как один из основных источников органической материи.
Параметры | Бурые водоросли |
1.Особенности строения | |
2.Форма слоевища | |
3.Размножение | |
4.Среда обитания | |
5.Представители | |
6.Значение | |