СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты и диалоги по развитию слухового восприятия, 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тексты и диалоги по развитию слухового восприятия, 6 класс»

6 класс

В комнате отдыха

Вечер в интернате. Подготовка уроков закончена. Все ребята собрались. Здесь же находятся и воспитатели. На улице темно и холодно, а здесь тепло и светло. Все с интересом смотрят детскую передачу по телевизору. Группа ребят играет в шашки и шахматы. Володя Демидов пишет заметку в стенную газету, а Нина Шустова рисует. Вот в комнату входит Алик Петров.

- Ребята, у меня есть интересная книга, - говорит он.

- Какая? – спрашивают товарищи.

- Рассказы Носова. Очень смешные истории.

- Я читала эту книгу. Она очень интересная, - говорит Аня Волкова.

- А я не читал, - говорит Ваня Черняев.

- Обязательно прочитай, - советует Аня.


1. Восприятие текста слухозрительно (2 раза)

2. Восприятие текста по фразам

- О чем этот рассказ?

- Где происходит действие?

- Когда происходит действие?

- Книгу, какого автора принес Алик?


3. Работа над труднопроизносимыми словами:

с__мО т рят да до да

смОт рят нахО дя ца

смОтрят нахОдятся

смотрят находятся

смотрят с интересом находятся здесь же

ха хо хи с___пра ши

ф___хО спрА шива ют

фхО дит спрашивают

входит спрашивают товарищи

входит в комнату

4. Работа над содержанием текста

- Найди и прочитай, что смотрят ребята?

- Кто пишет заметку в стенную газету?

- Кто вошёл в комнату?

- Прочитай, что есть у Алика Петрова?

- Какую книгу принёс Алик?

- Прочитай, что советует Аня?

- Группа ребят играет…. дополни предложение

Дополни: ….. …. интересная книга.


5. Фразы, сл/с, слова, в/с-е на слух

Вечер в интернате.

Все ребята собрались.

Группа ребят играет в шашки и шахматы.

У меня есть интересная книга.

Смотрят с интересом, детская передача, входит в комнату, входит в класс, интересная книга, смешные истории, рассказы Носова, обязательно прочитай.

Интернат, собрались, находятся, холодно, тепло, тем-но, светло, пишет, рисует, читает, говорит, Носов, чи-тал, не читал, прочитай, прочитал, шашки, шахматы.


6. Восприятие слов в разном контексте:

Подготовка уроков закончена.

В школе идет подготовка к празднику.

Здесь же находятся и воспитатели.

Ребята находятся в интернате всю учебную четверть.


7. Чтение текста учителем и учеником (работа над выразительностью)

8. Ответы на вопросы

9. Пересказ текста учеником.


Грачи прилетели

Наступила тёплая погода. Потемнела белая пелена снега, и почернели дороги. Вода показалась на улицах. Уж март на исходе и апрель на дворе. Появились перелётные птицы. Прежде всего, прилетели грачи. Они заняли свои летние квартиры – самые лучшие берёзовые и сосновые рощи. Они начали заботливо поправлять свои старые гнёзда, ломать для этого крепкими клювами тонкие прутики. Далеко слышны их громкие крики.


  1. Восприятие текста слухозрительно (2 раза)

- О каком времени года говорится в тексте?

- Какие птицы прилетают с юга первыми?

- Где селятся грачи?


  1. Восприятие текста по фразам

- Как понимаешь выражение: март на исходе и апрель на дворе?

летние квартиры.


  1. Работа над труднопроизносимыми словами:


  1. Работа над содержанием

- Какое время года описывается в тексте? Прочитай.

- Какие птицы прилетают первыми?

- Где селятся грачи?

- Нарисуй сосновый лес / березовую рощу.

- Прочитай, как птицы поправляют свои гнезда.

- Дополни предложение: Потемнела белая пелена…..

…….прилетели грачи.

…….поправлять свои старые гнезда….


  1. Восприятие на слух фраз, словосочетаний и слов

Наступила теплая погода.

Уж март на исходе и апрель на дворе.

Появились перелетные птицы.

Грачи заботливо поправляют свои старые гнезда.

Березовая роща, сосновая роща, перелетные птицы – зимующие птицы, прилетели грачи – улетели грачи, старые гнезда – новые гнезда, крепкий клюв – крепкими клювами, тонкие прутики, летние квартиры, потемнел снег, появилась вода.

Потемнели, почернел, показалась, март, апрель, май, птицы, звери, грачи, ласточки, стрижи, журавли, скворцы, перелетные, зимующие, береза – березовый, сосна – сосновый, роща, лес, тайга, гнезда, клюв, крыло.


  1. Восприятие слов в разном контексте.

Вода показалась на улицах.

Солнце показалось из-за туч.

Грачи начали заботливо поправлять свои старые гнезда.

Ребята заботливо ухаживают за цветами в классе.


  1. Чтение текста учителем и учеником (работа над выразительностью)

  2. Ответы на вопросы

  3. Пересказ текста учеником.


















Дежурные

Дежурные до уроков приготовили класс к занятиям. Лена вытерла пыль на партах и на столе. Нина проветрила класс и полила цветы.

Во время перемены дежурные собрали тетради, Лена открыла форточку. Нина вытерла классную доску. Потом девочки подмели пол мокрой щёткой.

После уроков дежурные сделали уборку в классе, и вымыли пол. В классе было чисто и уютно. Все вещи были на своих местах. Доска блестела, воздух был чистый.


1. Восприятие текста учеником и ответы на вопросы.

- О ком говорится в тексте?

- О чем говорится в тексте?

- Какой можно сделать вывод?

2. Восприятие текста учеником по фразам.

3. Чтение текста учеником.

4. Работа над трудными словами: проветрила, полила, открыла форточку, классная доска, подмели щёткой, сделали уборку, перемена.

5. Работа над содержанием текста

- Как дежурные приготовили класс к занятиям? Прочитай.

- Что делали дежурные во время перемены?

- Когда дежурные сделали уборку в классе и вымыли пол?

- Дополни предложение: ….вытерла пыль на партах….

……подмели пол мокрой щёткой.

Нина проветрила….

- Расскажи, что ты делаешь, когда дежуришь в классе?

6. Слухозрительное восприятие слов, словосочетаний и фраз из текста.

Дежурные до уроков приготовили класс к занятиям.

Нина проветрила класс и полила цветы.

Все вещи были на своих местах.

Приготовили класс, полила цветы, собрали тетради, во время перемены, классная доска, вытерла классную доску, подмели пол, мокрая щетка, вымыли пол, вытерла пыль, пыль на парте, пыль на подоконнике, пыль на шкафу.

Дежурные, приготовили, к занятиям, после занятий, во время, перемена, проветрила, блестела, чисто, чистый, уютно, уютный.

7. Восприятие слов в другом контексте.

Лена открыла форточку.

Саша открыл учебник на странице номер 25.

Во время перемены дежурные собрали тетради.

Во время летних каникул я много купался и загорал.

Дежурные до уроков приготовили класс к занятиям.

Повара приготовили вкусный обед.

8. Чтение текста учителем и учеником (работа над выразительностью)

9. Ответы на вопросы и вывод.

10. Пересказ.

11. Самостоятельное составление диалога учеником.


Диалог по тексту “Дежурные”


- Кто вчера был дежурным по классу?

- Лена и Нина.

- Как девочки дежурили?

- До уроков они приготовили класс к занятиям. Лена вытерла пыль на партах и на столе. Нина проветрила класс и полила цветы.

- А во время перемены девочки дежурили?

- Да. Во время перемены они собрали тетради, Лена открыла форточку. Нина вытерла классную доску.

- И всё?

- Нет. Потом девочки подмели пол мокрой щёткой.

- А после уроков, что делали Лена и Нина?

- После уроков девочки сделали уборку в классе и вымыли пол. В классе было чисто и уютно. Все вещи были на своих местах. Доска блестела, воздух был чистый.






Как зимуют рыбы

Толстой ледяной крышкой покрыл мороз пруды, озёра. В тишине речного дна неподвижно стоят рыбы. Они стоят большими стадами. Головами все в одну сторону.

Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают местечко для зимовки. Летом сом ходит в глубоких местах, высматривает яму поглубже. Любит он лежать в таких ямках. Днём выспится, а ночью выходит на охоту. Но зимой он лежит в ямке неподвижно. (по Л. Карпову)


  1. Восприятие текста (2 раза)

  2. Ответы на вопросы:

- О чем говорится в рассказе? (о том, как зимуют рыбы)

- О ком говорится в рассказе? (о рыбах)

- Какой вывод можно сделать?

  1. Восприятие текста по фразам.

- Скажи по-другому: неподвижно, высматривает, поглубже.

  1. Работа над труднопроизносимыми словами:

≈ неподвижно, зимовка, глубокие, высматривает, речное дно.

  1. Работа над содержанием текста.

- Что за толстая ледяная крышка покрывает пруды и озера?

- Что происходит в тишине речного дна?

- Как ведут себя рыбы зимой?

- Прочитай, как рыбы готовятся к зиме?

- Когда рыбы собираются в стада?

- Расскажи, как проводит лето сом? А как он зимует?

- Дополни предложение: Толстой ледяной…..

..рыбы собираются…..

Но зимой он лежит……

  1. Восприятие на слух фраз, словосочетаний и слов.

В тишине речного дна неподвижно стоят рыбы.

Осенью рыбы собираются в стада.

Зимой сом лежит в ямке неподвижно.

Толстая крышка, ледяная крышка, речное дно, в тишине речного дна, большие стада – большими стадами, в одну сторону, в разные стороны, местечко для зимовки, глубокие места - мелкие места, лежит неподвижно.

Покрыл, пруды, озера, реки, моря, река – речной, дно, стоят, лежат, плавают, собираются, выбирают, высматривает, выспится, неподвижно, сом, рыба, рыбы.

  1. Восприятие слов в другом контексте

Толстой ледяной крышкой покрыл мороз пруды.

Мама закрыла кастрюлю крышкой.

Ещё осенью рыбы собираются в стада.

Ребята собираются в театр.

Зимой сом лежит в ямке неподвижно.

Деревья стоят на улице неподвижно, потому что нет ветра.

  1. Чтение текста учителем и учеником (работа над выразительностью)

  2. Ответы на вопросы и пересказ.

  3. Самостоятельное составление диалога.


Диалог

- Ты знаешь, как зимуют рыбы?

- Нет. А ты знаешь?

- Да. Я прочитал об этом в журнале “Юный натуралист”

- Расскажи, пожалуйста.

- Зимой, когда мороз покрывает пруды и озера толстой ледяной крышкой, в тишине речного дна неподвижно стоят рыбы.

- Неподвижно?

- Да! И стоят они большими стадами. Головами все в одну сторону.

- Когда же они собираются в такие стада?

- Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают местечко для зимовки.

- А все рыбы собираются для зимовки в стада?

- Нет. Например, сом летом ходит в глубоких местах и высматривает ямку поглубже. Любит он лежать в таких ямках. Днём выспится, а ночью выходит на охоту. Но зимой сом лежит в ямке неподвижно.

- Теперь и я знаю, как зимуют рыбы.

Как хлеб растёт

Весь хлеб, и белый и чёрный, из зёрен ржи и пшеницы. Они в поле выросли. Не сами росли – их люди посеяли. Полил землю дождик. Зёрнышки в земле набухли и проросли. Из ростков выросла зелёная травка, потом стебельки, а на них колосья. В каждом колосе – зёрна. Соберут зёрна, сделают из них муку, из муки – тесто. Из теста испекут вкусный хлеб. Часть зёрен оставят. Из них опять хлеб вырастет. Очень много нужно хлеба, чтобы всех людей накормить.


  1. Восприятие текста 2 раза.

  2. Ответы на вопросы.

- О чем рассказ?

- Где растет хлеб?

- Какой вывод можно сделать?

  1. Восприятие текста по фразам

  2. Работа над труднопроизносимыми словами:

≈ из ржи, пшеницы, стебельки.

  1. Работа над содержанием текста

- Из чего делают весь хлеб?

- Где растет рожь и пшеница?

- Почитай, кто сеет рожь и пшеницу.

- Прочитай, что происходит с зернышками в земле?

- Нарисуй колос.

- Что находится в каждом колосе?

- Что сделают с зернами, когда их соберут?

- Для чего нужно оставлять часть зерен?

- Подумай и скажи, почему нужно беречь хлеб?

- Дополни предложения: Весь хлеб…….

…… потом стебельки…….

Соберут зерна…….

……, чтобы всех людей накормить.

  1. Восприятие фраз, словосочетаний и слов

Весь хлеб из зерен ржи и пшеницы.

Не сами выросли – их люди посеяли.

Соберут зерна, сделают из них муку.

Из теста испекут вкусный хлеб.

Много нужно хлеба, чтобы всех людей накормить.

Белый хлеб, черный хлеб, зерна ржи – ржаные зерна, зерна пшеницы – пшеничные зерна, ржаной хлеб, пшеничный хлеб, люди посеяли, полил дождик – полил человек, зернышки набухли, зернышки проросли, зеленая травка, каждый колос – в каждом колосе, в колосе зёрна, соберут зёрна, сделают муку, вкусный хлеб, испекут хлеб, часть зёрен, хлеб вырастет, хлеб растет, людей накормить, всех людей.

Рожь – из ржи, пшеница – из пшеницы, ржаной, пшеничный, хлеб, посеяли, полил, набухли, проросли, выросла, колос, зерно, стебель, соберут, сделают, испекут, зерно, мука, тесто, накормить.

  1. Восприятие слов в разном контексте

Полил землю дождик.

Саша полил грядку из лейки.

Из ростков выросла зеленая травка.

На поляне выросла вкусная клубника.


Диалог

- Ты знаешь, что весь хлеб, и белый и чёрный, из зёрен ржи и пшеницы.

- Да и эти зёрна в поле выросли.

- Сами?

- Нет. Они не сами росли – их люди посеяли.

- И что потом?

- А потом землю дождик полил. Зёрнышки в земле набухли и проросли. Из ростков выросла зелёная травка, потом стебельки, а на них колосья. В каждом колосе – зёрна.

- А как же хлеб получается?

- Соберут зёрна, сделают из них муку, из муки – тесто. Из теста испекут вкусный хлеб. Часть зёрен оставят.

-Для чего нужно оставлять часть зёрен?

- Чтобы из них опять хлеб вырос. Очень много нужно хлеба, чтобы всех людей накормить.

- Хлеб нужно беречь!

Кто сыт, тому холод не страшен.

Холодный ветер гуляет в открытом поле, в лесу, в парке и около твоего дома. Всё кругом покрыто снегом. Хорошо тому, у кого тёплый дом, норка, гнездо. У белки, бурундука, крота запасов полна кладовая. Медведь, ёж, барсук всю зиму спят.

Птицы не делают запасов на зиму. Многие из них улетают в тёплые края. Те, кто остаётся с нами, голодают. Птицам не страшен холод, если они сыты. От хорошего обеда по всему телу тепло разливается. Не страшна была бы зима, если бы пищи было побольше.

Покормите, птиц зимой!

Восприятие текста 2 раза

Ответы на вопросы:

- О ком рассказ?

- О каком времени года рассказ?

- Какой вывод можно сделать?

Восприятие текста по фразам

- Скажи иначе: ветер гуляет, побольше.

- Как понимаешь “тепло разливается”

Работа над трудными словами

Работа над содержанием текста

- Прочитай, какая погода зимой?

- Найди, какие животные готовят к зиме запасы?

- Какие звери всю зиму спят?

- Скажи, птицы делают запасы на зиму?

- Подумай, как называются птицы, которые улетают в тёплые края?

- Назови перелётных птиц.

- Как называются птицы, которые остаются зимовать с нами?

- Назови зимующих птиц.

- Птиц зимой надо кормить? Почему?

- Ты кормишь птиц зимой?

- Нарисуй норку, гнездо.

- Скажи, кто живёт в норке, в гнезде?

- Продолжи предложения: Холодный ветер гуляет ….. .

Хорошо тому …… . Медведь, ёж, барсук ….. .

Птицам не страшен холод …… . Покормите …. .

Восприятие на слух фраз, словосочетаний и слов из текста

Ветер гуляет в открытом поле, в лесу и в парке.

Все кругом покрыто снегом.

Птицы не делают запасов на зиму.

Птицам не страшен холод, если они сыты.

Ветер гуляет, дует ветер, холодный ветер, теплая норка – теплое гнездо, не делают запасов, запасы на зиму – зимние запасы, птицы голодают, тепло разливается по телу, хороший обед – от хорошего обеда.

Холод – холодно, тепло, голод – голодают – голодные, сыт – сыты – сытный, разливается, пища, еда, побольше, много, достаточно.

Восприятие слов в другом контексте.

Сл/зр.: Холодный ветер гуляет в открытом поле, в лесу.

Сл/ :Саша гуляет на улице.

Сл/зр.: От хорошего обеда по всему телу тепло разливается.

Сл/ :Весной наша река всегда разливается.

Чтение текста учителем и учеником (работа над выразительностью)

Ответы на вопросы Составление диалога по тексту у

Диалог по тексту

- Ты знаешь, как звери готовятся к зиме?

- У белки, бурундука, крота запасов полна кладовая. Медведь, ёж, барсук всю зиму спят.

- Хорошо тому, у кого тёплый дом, норка, гнездо. А как птицы готовятся к зиме?

- Птицы не делают запасов на зиму. Многие из них улетают в тёплые края.

- А как зимуют те птицы, которые остаются с нами?

- Те, кто остаётся с нами, голодают.

- Как же можно помочь птицам?

- Птицам не страшен холод, если они сыты. От хорошего обеда по всему телу тепло разливается. Не страшна была бы зима, если бы пищи было побольше.

- Зимой надо обязательно кормить птиц!

Мой летний отдых

Летом я много гулял и много играл с товарищами. Мы часто ходили на речку. Там купались и ловили рыбу.

Дома я помогал маме выращивать клубнику. Я занимался прополкой клубники, её поливкой. Хорошая была клубника! Ягоды крупные и сочные.

Я часто играл со своим младшим братом. Мы вместе читали книги, смотрели передачи по телевизору. По заданию учительницы я помог своему брату составить коллекцию сорняков огорода.


- Какие каникулы закончились?

- Назови первый (последний, второй) летний месяц.

- Как ты провел летние каникулы?

1. Восприятие текста слухозрительно (2 раза)

2. Ответы на вопросы

- О ком говорится в тексте?

- О чем говорится в тексте?

- Какой вывод можно сделать? (мальчик хорошо провел летние каникулы)

3. Восприятие текста по фразам

- Что значит: выращивать, прополка клубники, сорняки

- Как можно сказать по-другому: коллекция (гербарий)

4. Чтение текста учеником.

5. Работа над труднопроизносимыми словами:

Летний отдых, часто ходили, купались, выращивать, клубника, прополка, поливка, передача, коллекция, сорняки.

6. Выполнение заданий к тексту.

- Как помогал мальчик маме? Прочитай.

- Какая была клубника?

- Что делал мальчик с младшим братом?

- Что помог мальчик сделать брату?

- Дополни предложение: Мы часто ходили….

……её поливкой. По заданию учительницы…..

7. Восприятие на слух фраз, словосочетаний, слов

Летом я много гулял и много играл с товарищами.

На речке мы купались и ловили рыбу.

Я занимался прополкой и поливкой клубники.

Составили коллекцию сорняков огорода.

Купались в речке, купались в озере, ловили рыбу, выращивал клубнику, крупные и сочные ягоды, читали книги, смотрели передачи, коллекция сорняков, собрали коллекцию, составили коллекцию, гербарий сорняков огорода.

Отдых, гулял, играл, купался, загорал, ловил, помогал, клубника, выращивать, поливать, полоть, сорняки, коллекция, гербарий, телепередача.

8. Восприятие фраз в разном контексте.

Я занимался прополкой клубники. В 5 классе я занимался хорошо.

Вместе с братом смотрели передачи по телевизору.

9. Чтение текста учителем и учеником (работа над выразительностью)

10. Ответы на вопросы и вывод.

11. Пересказ.

12. Самостоятельное составление диалога


Диалог к тексту “Мой летний отдых”

- Здравствуй, Петя.

- Здравствуй, Саша.

- Как ты провел летние каникулы?

- Летом я много гулял и много играл с товарищами. Мы часто ходили на речку. Там купались и ловили рыбу.

- А дома ты помогал маме?

- Да. Я помогал маме выращивать клубнику.

- И что ты делал?

- Я занимался прополкой клубники и её поливкой.

- Хорошая была клубника?

- Да! Ягоды крупные и сочные.

- А с братом ты играл?

- Мы вместе читали книги, смотрели передачи по телевизору. По заданию учительницы я помог своему брату составить коллекцию сорняков огорода.

Родина (52 слова)

- Наша страна очень большая.

- Можно я покажу нашу страну на карте?

- Покажи. Наша Родина очень велика. Когда утром московские ребята идут в школу, школьники Владивостока возвращаются домой.

- Ого!

- Вот это да!

- Когда в Москве полдень, на Чукотке и на Камчатке поздний вечер.

- Ой, какая наша страна огромная!

- А столица нашей Родины – Москва!


1. Восприятие текста слухозрительно 2 раза.

2. Ответы на вопросы:

- О чем говорится в тексте?

- Какой вывод можно сделать? (Наша страна огромная)

3. Восприятие текста по фразам

- Скажи по другому: очень велика, столица.

4. Работа над труднопроизносимыми словами: страна, московские, Владивосток, возвращаются, полдень.


5. Работа над содержанием

- Какая наша страна?

- Покажи на карте нашу страну (Москву, Чукотку, Камчатку, Владивосток, столицу)

- Как называется наша страна?

- Назови столицу нашей родины. Покажи на карте.

- Наша страна большая или небольшая? Прочитай.

- Напиши: Наша Родина очень велика.

- Продолжи: Когда в Москве полдень, на Чукотке и на Камчатке….

- Ты был в Москве (во Владивостоке, на Чукотке,..)

- Что интересного ты видел в ….?

- В каких городах нашей страны ты был?

- Какой город является столицей России?


6. Восприятие фраз, словосочетаний и слов на слух:

Наша страна большая.

Столица нашей Родины – Москва.

Когда в Москве полдень, на Камчатке поздний вечер.

Наша страна, наша Родина, московские школьники, школьники Владивостока, возвращаются домой, идут в школу, огромная страна.

Родина, страна, полдень, полночь, утро, день, вечер, ночь, поздний вечер, раннее утро, школа, школьник, столица, крупный – небольшой, город – городок, памятник, памятник культуры, экскурсия, экскурсионное бюро, заказать экскурсию.


7. Восприятие слов в другом контексте:

Наша Родина очень велика.

Велика река Ангара.

Школьник Владивостока возвращаются домой.

Ребята возвращают в библиотеку прочитанные книги.


8. Чтение текста учителем и учеником (работа над выразительностью)

9. Ответы на вопросы и вывод по тексту.

10. Пересказ текста учеником.














Смена времён года

Земля движется вокруг Солнца. Солнце освещает Землю в течение года неодинаково. Когда больше освещено северное полушарие земного шара, там лето, а в южном в это время зима. А когда больше освещено южное полушарие, там лето, а в северном – зима. Земной шар постоянно вращается. На той стороне, которая обращена к Солнцу – день, а на другой – ночь. Если бы земной шар не вращался, то на одной его стороне всегда был бы день, а на другой – всегда была бы ночь. (76 слов)


  1. Восприятие текста слухозрительно (2 раза)

  2. Ответы на вопросы:

- О чем текст?

- Почему на Земле меняются времена года?

- Почему на Земле сменяется день ночью?

  1. Восприятие текста по фразам.

- Скажи иначе: неодинаково, освещает.

  1. Работа над труднопроизносимыми словами

≈ Солнце, движется, освещает, неодинаково, полушарие, вращается, обращена.

  1. Работа над содержанием текста

- Вокруг чего движется Земля?

- Что движется вокруг Солнца?

- Что освещает Землю?

- Как Солнце освещает Землю?

- Когда наступает лето в северном полушарии?

- Когда в северном полушарии зима, какое время года в южном полушарии?

- Почему земной шар постоянно вращается?

- Что было, если бы земной шар не вращался?

- Дополни предложения: Земля движется……

…….освещает Землю. Земной шар постоянно……

  1. Восприятие фраз, словосочетаний, слов на слух

Земля движется вокруг Солнца.

Солнце освещает Землю в течение года неодинаково.


Земной шар постоянно вращается.

Вокруг Солнца, освещает Землю, в течение года, освещает неодинаково, северное полушарие, южное полушарие, на одном полушарии, постоянно вращается, освещено полушарие, земной шар, на одной стороне.

Земля, земной, Солнце, планета, освещает, движется, полушарие, сторона, север, юг, запад, восток, день, ночь, вечер, утро.

  1. Восприятие слов в разном контексте

Земля движется вокруг Солнца.

Машина движется по дороге.

Солнце освещает Землю в течение года неодинаково.

В темноте машина фарами освещает себе дорогу.

  1. Чтение текста учителем и учеников (работа над выразительностью)

  2. Ответы на вопросы.

  3. Самостоятельное составление учеником диалога


Диалог

- Ты знаешь, почему на Земле меняются времена года?

- Нет. А ты знаешь?

- Да. Времена года меняются, потому что Земля движется вокруг Солнца. Солнце освещает Землю в течение года неодинаково

- И что?

- Когда больше освещено северное полушарие земного шара, там лето, а в южном в это время зима.

- А когда больше освещено южное полушарие, там лето, а в северном – зима?

- Верно.

- Как интересно!

- А ещё земной шар постоянно вращается. На той стороне, которая обращена к Солнцу – день, а на другой – ночь.

- Если бы земной шар не вращался, то на одной его стороне всегда был бы день, а на другой – всегда была бы ночь.

Спорт

- Здравствуй, мальчик. Как тебя зовут?

- Вова.

- А как фамилия?

- Петров.

- А я тренер. Ты в какой секции хочешь заниматься?

- В секции по футболу.

- Хорошо, я запишу тебя. Мы тренируемся по вторникам и четвергам с трёх до пяти. Сегодня среда. Приходи на тренировку завтра.

- Спасибо. Я обязательно приду.

- Не опаздывай.

- Я приду вовремя.


  1. Слухозрительное восприятие текста (2 раза)

  2. Ответы на вопросы

- О чем говорится в тексте?

- О ком говорится в тексте?

- Какой вывод можно сделать? (Вова записался в секцию по футболу)

  1. Восприятие текста по фразам.

- Скажи по-другому: вовремя.

  1. Работа над труднопроизносимыми словами:

≈ тренер, тренировка, тренируемся, секция, вовремя.

  1. Работа над содержанием текста.

- С кем разговаривает Вова?

- О чем тренер спросил Вову.

- В какую секцию хочет записаться Вова? Как ты думаешь почему?

- В какое время проходят тренировки в секции по футболу?

- Сколько раз в неделю у Вовы тренировки?

- О чем тренер предупредил Вову?

- Что ответил Вова?

- Дополни предложение: Мы тренируемся…..

..хочешь заниматься?

  1. Восприятие фраз, словосочетаний, слов на слух:

Я хочу заниматься в секции по футболу.

Мы тренируемся по вторникам и четвергам.

На тренировки приходи вовремя.

Я обязательно приду.

Секция по футболу, тренируемся по вторникам, по вторникам и четвергам, приду вовремя, не опаздывай, приходи на тренировку, тренер секции.

Секция, тренер, тренируемся, тренировка, футбол, волейбол, баскетбол, теннис, вторник, по вторникам, четверг, по четвергам, обязательно, вовремя.

  1. Восприятие слов в другом контексте

Вова занимается в секции по футболу.

Саша по всем предметам занимается хорошо.

Приходи на тренировку вовремя.

После каникул ребята приехали в школу вовремя.

Тренер записал Вову в секцию по футболу.

Ребята записали в тетрадях число и классная работа.

  1. Чтение текста учителем и учеником (работа над выразительностью)

  2. Ответы на вопросы и пересказ.

















Александр Сергеевич Пушкин

- Кто изображён на портрете?

- Пушкин.

- Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, национальная гордость нашего народа.

- А когда он родился?

- В 1799 году в Москве. Какие произведения Пушкина вы знаете?

- Пушкин писал стихи, поэмы, сказки, романы, повести, рассказы. Пушкин был сослан в село Михайловское.

- А я была в Михайловском. Я видела там домик няни.

- Няня была верной подругой Пушкина в суровые дни.

- У Пушкина есть стихотворение “Няне”.

- Стихотворение “Няне” посвящено Арине Родионовне.


  1. Восприятие текста слухозрительно (2 раза)

  2. Ответы на вопросы

- О ком говорится в тексте?

- Где родился Пушкин?

- Какой вывод можно сделать?

- Какие произведения Пушкина ты читал?

  1. Восприятие текста по фразам.

- Как понимаешь слово “портрет”?

- Скажи иначе: суровые дни. (трудные дни)

  1. Работа над труднопроизносимыми словами.

  2. Работа над содержанием текста

- Кто изображен на портрете?

- Когда родился Пушкин? Прочитай.

- Прочитай, кем является Пушкин для нашего народа?

- Найди в тексте, куда был сослан Пушкин?

- Кто был верным другом Пушкину в суровые дни?

- Кому посвящено стихотворение “Няне”?

- Дополни предложения: Пушкин писал……

…….верной подругой…

…….посвящено Арине Родионовне.

  1. Восприятие на слух фраз, словосочетаний, слов.

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт.

Родился в Москве в 1799 году.

Пушкин был сослан в село Михайловское.

Изображен на портрете, национальная гордость, великий поэт, суровые дни, Арина Родионовна.

Стихотворение, няня, посвящено, сказка, рассказы, родился, Михайловское, в Москве.

  1. Слова в разном контексте.

Няня была верной подругой Пушкина в суровые дни.

В этом году зима была суровой.

Мои верные друзья никогда меня не подведут.

  1. Чтение учителем и учеником (выразительное чтение)

  2. Ответы на вопросы. Пересказ

  3. Чтение стихотворения Няне

- Какое стихотворение Пушкин посвятил няне?

- Прочитай выразительно стихотворение “Няне”


НЯНЕ

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.


Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.


Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!