СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты лабораторных работ учебного предмета «Физика. Базовый уровень» для обучающихся 7 классов

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

инструкции к лабораторным работам по физике для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Тексты лабораторных работ учебного предмета «Физика. Базовый уровень» для обучающихся 7 классов»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство науки и образования Алтайского края

Комитет образования города Барнаула

МБОУ "СОШ №118"





РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом


______________________ от «22» августа 2024 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_________Абросимова А.К.

______________________ от «22» августа 2024 г.






Тексты

лабораторных работ

учебного предмета «Физика. Базовый уровень»

для обучающихся 7 классов





















Барнаул 2024




1. Используемые источники при составлении материалов

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
-Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК4вн).
- Рабочая программа учебного предмета «Физика. Базовый уровень» для обучающихся 7-9 классов-2024г;

-ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ

- https://lesson.edu.ru

https://globallab.ru/ru/project/list/9e9773b2-7a92-42d6-add7-a128c7e23cf8/investigation


Содержание учебного предмета «Физика» в том числе включает:

– развитие понимания роли физики в познании окружающего мира, понятий о различных физических явлениях (механических, тепловых, электрических, магнитных, световых, звуковых), физических моделях и физических величинах;

– формирование методологических знаний о естественно-научном методе познания (наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез, объяснение наблюдаемого явления);

– элементы содержания, связанные с современными достижениями науки и технологий, использованием технических устройств и применением технологических процессов, решением экологических проблем;

Наименование лабораторных работ 7 класс


Тема работы

Урок-исследование "Измерение температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры"

Урок-исследование "Проверка гипотезы: дальность полёта шарика, пущенного горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска"

Урок-исследование «Опыты по наблюдению теплового расширения газов»

Лабораторная работа «Определение плотности твёрдого тела»

Лабораторная работа «Изучение зависимости растяжения (деформации) пружины от приложенной силы»

Лабораторная работа «Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления и характера соприкасающихся поверхностей»

Лабораторная работа «Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость»

Лабораторная работа «Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления и характера соприкасающихся поверхностей»

Лабораторная работа "Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение её грузоподъёмности"

Урок-исследование "Расчёт мощности, развиваемой при подъёме по лестнице"

Лабораторная работа «Исследование условий равновесия рычага»

Лабораторная работа «Измерение КПД наклонной плоскости»

Урок-эксперимент по теме "Экспериментальное определение изменения кинетической и потенциальной энергии при скатывании тела по наклонной плоскости"


7 класс. 1.Урок-исследование "Измерение температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры"

Цель: узнать способы и приборы для измерения и контроля температуры

Оборудование(приборы):

  • жидкостный термометр.

  • Электронный термометр

  • Мензурка (сосуд ,стакан)

  • https://lesson.edu.ru/lesson/7cbca0e4-16d4-4155-abcf-49c8040af532

Техника безопасности

  • Будьте осторожны наливая воду в мензурку . Вода не должна быть слишком горячей, т. к. можно случайно обжечься. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

  • Размещайте приборы таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

  • Будьте внимательны при работе со стеклянной посудой и термометром — их можно разбить.

  • Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по работе с датчиком температуры и следуйте ей в работе.


Ход работы:

1.Приготовьте температурный датчик и жидкостной термометр. На первом этапе нужно разобраться, как устроены термометры, как они реагируют на изменение температуры.

Нужно отметить особенности устройства каждого прибора.

2.Какова погрешность измерений температуры этими приборами?

2.Подготовьте таблицу для записи измерений

Показания жидкостного термометра, °С

Показания электронного термометра, °С

Разница измерений, ± Δt, °С

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

3.Выберите сосуд, в котором вы будете проводить измерения температуры воды. Это может быть стеклянный стакан, мензурка, калориметр и т. д. Налейте в сосуд 200 мл горячей воды.

4.Первое измерение. Измерьте температуру горячей воды спиртовым термометром и цифровым датчиком одновременно. Запишите показания приборов. Есть ли отличия в показаниях?

5.Второе измерение. Повторите измерения через несколько минут. Запишите показания.

6.Третье измерение. Подождите ещё несколько минут и повторите измерения. Запишите показания.

7.Запишите цену деления жидкостного термометра, погрешность измерения

8. Любые опыты и исследования завершаются выводами. Поэтому и в этой работе необходимо сделать выводы по итогам наблюдений. Необходимо кратко описать устройство приборов для измерения температуры.

Указать сходство и различие приборов.

Указать причину различий в показании приборов при их нагревании.

Источники:

  1. https://globallab.ru/ru/project/list/9e9773b2-7a92-42d6-add7-a128c7e23cf8/investigation

  2. https://infourok.ru/urok-issledovanie-izmerenie-temperatury-pri-pomoshi-zhidkostnogo-termometra-i-datchika-temperatury-6770019.html

  3. https://lesson.edu.ru/lesson/7cbca0e4-16d4-4155-abcf-49c8040af532

7класс. 2.Урок-исследование "Проверка гипотезы: дальность полёта шарика, пущенного горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска"

Цель

Установить зависимость дальности полёта шарика, пущенного горизонтально, от высоты пуска.

Оборудование и материалы

  • желобок с изогнутым нижним концом

  • шарик

  • линейка(рулетка)

Гипотеза

Дальность полёта шарика, пущенного горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска.

Техника безопасности

Даже маленький шарик может нанести серьёзные повреждения, если попадёт в неудачное место.

Не опускайте голову на линию полёта шарика.

Начинайте запускать шарик с небольшой высоты, чтобы понимать, куда он упадёт.

Берегите глаза!


Ход работы:

  1. Возьмите желобок и закрепите его так, чтобы шарик, падающий с него, вылетал горизонтально с высоты 15 см. Запустите его. Заметьте, с какой высоты вы это сделали, чтобы во всех экспериментах запускать шарик с одной точки. Данные записывайте в таблицу

  2. Заметьте место, где шарик ударился о горизонтальную поверхность. Измерьте расстояние, на которое он улетел. Проведите эксперимент 3 раза и подсчитайте среднее значение.

  3. Трижды повторите эксперимент таким образом, чтобы шарик вылетал с высоты 20 см. Подсчитайте среднее расстояние, на которое улетает шарик. (расчёты вне таблицы)

  4. Еще 3 раза измерьте расстояние, на которое вылетает шарик с высоты 25 см. Подсчитайте среднее значение.


№ эксперимента

Высота над горизонтом

h,см

Дальность полета l,см

Среднее расстояние, на которое улетает шарик-средняя дальность полёта

Lср,см

1

15



2

15


3

15


4

20



5

20


6

20


7

25



8

25


9

25



Lср=(l1+ l2+ l3)|3=

Вывод: (Сделайте вывод о том, зависит ли дальность вылета шарика от той высоты, с которой он вылетает. (по гипотезе))

Источники:

https://yandex.ru/video/preview/825441362102726245



7 класс. 3.Урок-исследование «Опыты по наблюдению теплового расширения газов»

Цель: Пронаблюдать тепловое расширение газа.

Оборудование и материалы

  • пластиковая бутылка

  • воздушный шарик

  • ёмкость с горячей водой

  • холодная вода

Гипотеза: при нагревании объём газа увеличивается, а при охлаждении уменьшается

Техника безопасности

Будьте осторожны поливая пластиковую бутылку из чайника. Вода не должна быть слишком горячей, т. к. можно случайно обжечься. Бутылку следует поместить в раковину, чтобы не облить пол.

Стеклянные предметы можно случайно разбить, поэтому будьте осторожны со стеклом.

Ход работы:

  1. Проведите два опыта.

  2. Опыт №1 (нагревание газов). Наденьте на горлышко пластиковой бутылки воздушный шарик. Полейте её тёплой водой из чайника. Наблюдайте за поведением шарика. (Опишите, что происходит, можно сделать рисунок)

  3. Опыт №2 (охлаждение газов). Пластиковую бутылку с шариком охладите до комнатной температуры. Поместите её в морозильную камеру. Наблюдайте, как будет выглядеть бутылка с шариком через несколько минут (Опишите, что происходит, можно сделать рисунок)

  4. Ознакомьтесь с результатами других участников.

  5. Сформулируйте выводы.

1) По какому признаку можно сделать вывод, что воздух при нагреве расширяется?

2) По какому признаку можно сделать вывод, что воздух при охлаждении сжимается?


3)Почему при нагревании тела расширяются? (При ответе на вопрос используйте свои знания о молекулярном строении вещества)


Источники:

https://globallab.ru/ru/project/list/1282cd01-bab7-44e9-af47-10ca21272e5c/general/ю

















7 класс. 4.Лабораторная работа «Определение плотности твёрдого тела»

Цель :
Научиться определять плотность твёрдого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.
Оборудование:
Весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), твёрдое тело, плотность, которого надо определить, нитка

Указания к работе:
1. Повторите по учебнику § 22 "Плотность вещества".
2. Измерьте массу тела на весах (см. лабораторную работу №3).
3. Измерьте объём тела с помощью мензурки (см. лабораторную работу №4).

4.Рассчитайте плотность вещества по формуле.

Для определения плотности вещества твёрдого тела необходимо знать массу и объём, так как
 ρ = m/V, где ρ − плотность вещества, m − масса, V − объём.

5.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 10.


Название вещества

Масса тела

M,г

Объём тела

V,см3

Плотность вещества

Г/см3

Кг/м3

















6.Сделайте Вывод.























Источник:

Физика, 7 класс/ Перышкин А.В., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 2013 г, стр.213


7 класс. 5.Лабораторная работа «Изучение зависимости растяжения (деформации) пружины от приложенной силы»

Цель: исследовать зависимость деформации пружины от приложенной силы. Проверить справедливость гипотезы: "при небольших деформациях растяжение пружины прямо пропорционально приложенной силе"

Оборудование: лабораторный штатив, линейка, набор из грузов по 100г, динамометр.

Техника безопасности

Все приборы безопасны, если ими правильно пользоваться. Не нужно играть приборами, поднимать их высоко над партой, ронять на себя или соучеников, особенно с большой высоты.

Основные сведения.

Длина нерастянутой пружины равна l0.Если к пружине подвесить груз, то пружина растянется под действием веса груза и её длина станет равной l. 

Растяжение пружины равно:  x=Δl=l-l0

 

Ход работы

1. Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор из грузов, соберите экспериментальную установку.Для этого закрепите в лапке штатива конец пружины и линейку так, чтобы пружина была параллельна линейке.

2. Определите длину l0 пружины в ненагруженном состоянии.

3. Подвешивая к пружине поочередно один, два, три груза измерьте линейкой длину нагруженной пружины.

4. Запишите в таблицу результаты измерений с учётом абсолютной погрешности измерения, равной цене деления линейки.

5. Определите вес грузов для каждого опыта. Для определения веса грузов используйте динамометр.

6. Определите растяжение (деформацию) пружины x=l-l0 для каждого опыта. Результаты вычислений запишите в таблицу.

№ 

опыта

Начальная длина пружины,

l0±Δl0, мм

Длина нагруженной пружины,

l±Δl, мм

Вес грузов, 

Р, Н

Удлинение,     

x , мм

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

  1. Проанализируйте результаты и сделайте вывод (о справедливости гипотезы.)



Источник:

  1. Физика, 7 класс/ Перышкин А.В., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 2013 г, стр.215

  2. https://globallab.ru/ru/project/list/d3ac67e9-b1f5-4860-9c2e-4cbfbc58f297/general


7 класс.6. Лабораторная работа «Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления и характера соприкасающихся поверхностей»

Цель работы: выяснить, от чего зависит величина силы трения скольжения

Оборудование: динамометр, деревянный брусок, деревянная рейка, наждачная бумага, набор грузов

https://lesson.edu.ru/lesson/0b0517b0-9b7f-4e8a-95e4-45359583d372?backUrl=%2F03%2F07

Техника безопасности

  • Не подвешивайте к пружине динамометра слишком тяжелые предметы во избежание    

  • порчи прибора.

  • По окончании работы наведите порядок на рабочем столе.

  • Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

Сведения из теории

При равномерном движении скорость тела останется неизменной, значит, равнодействующая сила равна нулю, потому сила, с которой брусок тянут вперёд, равна силе трения.


Ход работы:

1.Определите цену деления динамометра

Опыт №1. Изучение зависимости силы трения скольжения от веса тела

1. Определите вес бруска с помощью динамометра

2. Положите брусок на поверхность рейки, прикрепите к нему динамометр и равномерно перемещайте его. При таком движении динамометр будет показывать силу, равную силе трения.

3. Запишите результаты измерений в таблицу №1.

4. Повторите измерения, используя брусок с одним грузом, а затем с двумя и тремя грузами. Результаты измерений запишите в таблицу

1

2

3

4


1 Опыт Брусок

Брусок + 1 груз

На другой поверхности

Брусок + 2 груза

Сила трения Fтр, Н





Вес тела Р, Н





Опыт №2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода соприкасающихся поверхностей 1. Повторите последний опыт, перемещая брусок по поверхности более шершавой

  1. Запишите результат измерения в таблицу

  2. Сделайте вывод о зависимости силы трения скольжения от рода соприкасающихся поверхностей, от веса тела

Доп. задание.

Опыт №3. Изучение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения поверхностей известно, что сила трения скольжения не зависит от площади соприкосновения поверхностей двух тел., Опишите способ проверки данного утверждения.


Опыт №3. Изучение зависимости силы трения качения. Опишите способ проверки данного утверждения.



Источник:

  1. Физика, 7 класс/ Перышкин А.В., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 2013 г, стр.216

  2. https://lesson.edu.ru/lesson/0b0517b0-9b7f-4e8a-95e4-45359583d372?backUrl=%2F03%2F07





7 класс.7. Лабораторная работа «Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость».

Лабораторная работа по теме «Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погруженной в жидкость части тела»

Цель работы: определить выталкивающую силу; исследовать зависимость выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело, от плотности жидкости и объема погруженной части тела.

Оборудование: динамометр, штатив с муфтой и лапкой, нить, два тела разного объема, стакан с водой и насыщенным раствором поваренной соли в воде.

https://lesson.edu.ru/lesson/822efe99-a4f0-4f80-a859-bf6ca9f9c7d4?backUrl=%2F03%2F07


Ход работы.

1 урок

1.Укрепить динамометр в лапке штатива и подвесить к нему на нити тело. Снимите показания динамометра, определив вес тела в воздухе P

2. Подставьте стакан с водой и опустите муфту с лапкой и динамометром так, чтобы все тело оказалось под водой. Снимите показания динамометра, определив вес тела в воде P1v1.

3. Сделайте рисунок установки.


3. По полученным данным вычислите выталкивающую силу , действующую на тело.

4. Записать измерения в таблицу с учетом погрешности равной цене деления для веса тела, для выталкивающей силы 2 деления.

5. Определить выталкивающую силу, действующую на то же тело в насыщенном растворе поваренной соли.

2 урок

Лабораторная работа по теме «Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погруженной в жидкость части тела»

6. Повторить опыт, погружая тело на половину объема V2 и определить выталкивающую силу Fv2 действующую на него силу в воде и в насыщенном растворе поваренной соли.

7. Сделать выводы.

Жидкость

Вес тела в воздухе,

Р, Н

Вес тела в жидкости, Р, Н

Выталкивающая сила, F, H

I v1

II v2

I v1

II v2

I v1

II v2

В воде







В растворе соли







Доп.задание. Исследуйте зависит ли выталкивающая сила от плотности тела и массы тела, повторив опыты для тел разной массы одинакового объёма.

Сделайте вывод



Источник.

  1. Физика, 7 класс/ Перышкин А.В., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 2013 г, стр.217
    2.https://lesson.edu.ru/lesson/822efe99-a4f0-4f80-a859-bf6ca9f9c7d4?backUrl=%2F03%2F07







7 класс 8. Лабораторная работа "Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение её грузоподъёмности"

Цель: конструирование ареометра, определение зависимости между плотностью жидкости и глубиной погружения ареометра.

Оборудование: шприц, гайка, грузик.

Ход работы.

1. Теоретическая часть

Прочитайте текст. Расскажите, что такое ареометр и для чего он используется. Кратко запишите это в тетрадь для лабораторных работ.

Ареометр (от греч. araios – рыхлый, жидкий и metrio – измерять) – прибор в виде стеклянного поплавка с измерительной шкалой и грузом (внизу), предназначенный для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел.

Принцип его работы основан на знаменитом законе Архимеда, открытом еще в III до н.э. и согласно которому на тело, плавающее в жидкости, действует выталкивающая сила, величина которой равняется весу вытесненной данным телом жидкости. А как пользоваться ареометром для измерения плотности жидкости, человечеству известно с IV-V века н.э. (считается, что именно тогда он и был изобретен). Ареометр представляет собой стеклянную трубку, нижняя часть которой при калибровке заполняется дробью или ртутью для достижения необходимой массы. В верхней, узкой части находится шкала, которая проградуирована в значениях плотности. Так как плотность жидкостей сильно зависит от температуры, ареометр иногда снабжают термометром.

  1. Практическая часть

1.Для изготовления ареометра берём шприц, гайку и грузик.

2.Всё скручиваем, и вот, что получаем прибор в виде поплавка с измерительной шкалой и грузом (внизу), предназначенный для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел.

3.Опускаем в воду, молоко, масло.

4.Каждый раз отмечаем на шприце на сколько погружается ареометр.

5.Запишем результаты измерений в таблицу.


Жидкость

Плотность жидкости

На "ареометре" плотность

Вода



Молоко



Подсолнечное масло



6.Сделайте вывод: (как связанны между собой плотность жидкости и глубина погружения ареометр)


(Доп.задание. Конструирование лодки и определение ее грузоподъёмности:

У модели должна просматриваться корма и носовая часть. Можно/нельзя использовать другие подручные материалы (картон, проволоку и т.п.). Лодка должна свободно поместиться в имеющийся сосуд для проведения испытания на грузоподъемность. Модель должна быть устойчивой. Модель должна иметь название.

1. Поместить один кораблик в ёмкость с водой так, чтобы он не касался стенок ёмкости.

2. Медленно и аккуратно опускать на палубу корабля грузики, размещаем их одновременно

Размещать надо грузики не в одном месте, а в разных местах: на нос, на корму, возле левого борта и возле правого.

3. После каждого размещения грузика следует делать паузу.

Обязательно стоит считать количество грузиков на палубе корабля.

4. В конце концов корабль начнёт тонуть. Например, кораблик пошёл ко дну, когда на него поместили 30 гаек.

Делаем вывод: о его грузоподъёмность .Определяем объем поместившейся в лодке воды и рассчитайте грузоподъемность лодки в Ньютонах по формуле Р=ρVg.)




Источник.

1.https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-konstruirovanie-areometra-ili-konstruirovanie-lodki-i-opredelenie-eyo-gruzopodyomnosti-7100675.html


2.https://kopilkaurokov.ru/fizika/uroki/laboratornaia_rabota_konstruirovanie_areometra_ili_konstruirovanie_lodki_i_opred









7 класс.9. Урок-исследование "Расчёт мощности, развиваемой при подъёме по лестнице"

Цель:

Научиться рассчитывать мощность человека при подъеме по лестнице и выяснить от каких величин она зависит

Оборудование:

Секундомер. Рулетка

Ход работы:

1.Повторяем:

Мощность, развиваемую человеком, можно рассчитать по формуле: Р = А/t, где А - работа человека (А = Р*h, где Р - вес человека (Р = 600 Н), h - высота, на которую поднялся человек (h = 2 м)), t - время подъема человека по лестнице (t = 3 с).

Вычислим мощность человека при подъеме по лестнице: р = А/t = Р*h/t = 600*2/3 = 400 Вт. Ответ: Мощность человека равна 400 Вт.


2.Рассчитайте свою мощность при подъёме с первого этажа по лестнице на второй в своей школе

  1. Измерения запишите в таблицу, произведите расчёты

Масса человека,

m,кг

Вес человека,

Р,Н

Высота

h, м

Работа человека

А, Дж

Время подъема

t, с

Мощность человека

р, ВТ








  1. Сделайте вывод






















Источник.

https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2024/03/19/urok-praktikum-raschyot-moshchnosti-razvmvaemoy-pri-podyome


7 класс.10. Лабораторная работа «Исследование условий равновесия рычага»

Цель: проверить на опыте, при каком соотношение сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов.

Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, линейка, динамометр.

Ход работы

1.Уравновесьте рычаг, вращая гайки на его концах так, чтобы он расположился горизонтально.

2. Подвесьте два груза на правой части рычага на расстоянии равном примерно 12 см от оси вращения.

3.Опытным путем установите, на каком расстоянии влево от оси вращения надо подвесить один груз, два груза, три груза, чтобы рычаг пришел в равновесие.

3.Считая, что каждый груз весит 1Н, запишите данные и измеренные величины с учётом абсолютной погрешности в таблицу:

опыта


F1, Н


F2, Н


L1, см


L2, см

Отношение сил

Отношение плеч

Момент силы

Момент силы

F1/F2

L2/L1

М1=F1*L1

Н*м

М2=F2*L2 Н*м

1









2









3










  1. Сделайте вывод





















Источник:


  1. Физика, 7 класс/ Перышкин А.В., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 2013 г, стр.220




7 класс.11 Лабораторная работа «Измерение КПД наклонной плоскости»

Цель: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной.

Оборудование: доска, динамометр, измерительная лента или линейка, брусок, штатив с муфтой и лапкой.

Ход работы

  1. Установите доску наклонно

  2. С помощью динамометра определите вес бруска Р, Н.

  3. Измерьте высоту h наклонной плоскости.

  4. Вычислите полезную работу по формуле: Ап=Р h

  5. Перемещайте брусок вверх по наклонной плоскости

  6. Измерьте длину S наклонной плоскости или путь бруска

  7. Динамометром измерьте силу тяги бруска F.

  8. Прицепив к бруску динамометр, равномерно двигайте брусок вверх по наклонной плоскости. Измерьте силу тяги  .

  9. Вычислите затраченную работу(полную) Аз=FS

  10. Вычислите КПД наклонной плоскости.

  11. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.


Высота наклонной плоскости

h, м

Вес бруска

Р, Н

Полезная работа

Ап, Дж

Длина наклонной плоскости

S, м

Сила тяги

F, Н

Полная работа

 , Дж

КПД,%









12.Проанализируйте результаты и сделайте вывод














Источник:

Физика, 7 класс/ Перышкин А.В., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 2013 г, стр.221







7 класс.11. Урок-эксперимент по теме "Экспериментальное определение изменения кинетической и потенциальной энергии при скатывании тела по наклонной плоскости"

Цель: определить потенциальную и кинетическую энергию шарика, при движении по наклонной плоскости

Оборудование: штатив, шарик, мерная лента, наклонная плоскость, секундомер

https://lesson.edu.ru/lesson/bc84ca17-ac3e-45fe-a2b6-871afd8eaeb4

Ход работы

1.Собери экспериментальную установку. Для этого укрепи желоб в наклонном положении при помощи штатива. Желательно, чтобы поверхность, на которую устанавливается экспериментальная установка, была гладкая (имела небольшой коэффициент трения).

2.Шарик, скатившись по наклонной плоскости (по желобу), пройдет путь по горизонтальной поверхности. На некотором расстоянии движение по горизонтали можно считать прямолинейным и равномерным. Для того, чтобы зафиксировать расстояние, вдоль траектории движения шарика расположим линейку.

3.Выполни прямые измерения. Измерь высоту наклонной плоскости h и массу шарика m

4.Внеси данные прямых измерений в таблицу 1. Для этого запиши результаты измерения высоты желоба с учетом абсолютной погрешности измерения, равной цене деления линейки, с помощью которой проводилось измерение.

5.Рассчитай начальную потенциальную энергию, которой обладал шарик, находясь в самой верхней точке желоба: Eп = mgh

6.Если выбрать уровнем отсчета потенциальной энергии уровень, на котором находится нижний край желоба, то конечная потенциальная энергия окажется равной нулю. Определи разность потенциальных энергий. Внеси расчетные данные в таблицу. 

Высота

h, м

Потенциальная энергия

Еп1, Дж

Потенциальная энергия

Еп 2, Дж

Изменение потенциальной энергии





7.Положи шарик в верхнюю точку желоба и отпусти его. В момент, когда шарик скатится с наклонной плоскости и начнет двигаться по горизонтальной поверхности, запусти секундомер и определи время, за которое шарик проделает путь, равный 50 см. Такие измерения повтори три раза. 

9.Заполни таблицу 2, содержащую данные об изменении кинетической энергии. При определении погрешности электронных весов прими её равной единице следующего за изображенным на экране разрядом.

10. Вспомни способ нахождения среднего арифметического и найди среднее время движения шарика по наклонной плоскости. Запиши три прямых измерения времени и среднее значение времени tcp = t1+t2+t3 . 

11.Зная, что при прямолинейном равномерном движении скорость определяется соотношением v=St, рассчитай скорость, которой достиг шарик к моменту скатывания на горизонтальную поверхность.

12.Учитывая, что при проведении опыта в верхней точке шарик не подталкивали рукой, его кинетическая энергия равна 0. Рассчитай кинетическую энергию в нижней точке наклонной плоскости: Eк2 = mv2/2.

13.Рассчитай изменение кинетической энергии и внеси результат в таблицу.

14.Сравни сумму потенциальной и кинетической  энергии шарика в верхней точке желоба с суммой потенциальной и кинетической энергии в нижней точке желоба. 

15. Сравни значение изменения потенциальной и кинетической энергии шарика. 

16.Сделай вывод, исходя из полученных результатов экспериментального определения изменения потенциальной и кинетической энергии при скатывании шарика по наклонной плоскости.




Источник

https://lesson.edu.ru/lesson/bc84ca17-ac3e-45fe-a2b6-871afd8eaeb4


































3