СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты о веществах для развития смыслового чтения

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование текстов о химических веществах на уроках химии является эффективным инструментом для развития смыслового чтения у обучающихся. Смысловое чтение подразумевает не просто механическое восприятие текста, но и глубокое понимание его содержания, анализ информации и умение делать выводы. В контексте изучения химии это особенно важно, так как предмет требует не только знания формул и реакций, но и понимания происходящих процессов. Вопросы, которые учитель может предложить по тексту, зависят от изучаемой темы на уроке. Тексты - материалы ВПР по химии прошлых лет.

Просмотр содержимого документа
«Тексты о веществах для развития смыслового чтения»

Тексты для составления заданий на развитие смыслового чтения по разным темам химии

  1. Железо – один из самых используемых металлов, на него приходится до 95% мирового металлургического производства. В природе существует большое количество руд и минералов, содержащих железо. Наибольшее практическое значение имеют красный железняк (Fe2O3), магнитный железняк (Fe3O4), сидерит (FeCO3), мелантерит (FeSO4), вивианит (Fe3(PO4)2). Оксиды железа можно восстановить до металлического железа при действии восстановителей, например, водородом.

Свойства соединений железа в значительной степени зависят от степени окисления железа. Так, в степени окисления +2 железо образует оксид FeO, который проявляет осно́вные свойства, ему соответствует гидроксид Fe(OH)2. Оба эти соединения способны реагировать с растворами сильных кислот, например, с соляной кислотой (HCl) с образованием хлорида железа(II), который придаёт зеленоватую окраску раствору.


  1. Сера – простое вещество жёлтого цвета, имеет несколько аллотропных модификаций: ромбическую, моноклинную и пластическую). Химически активна, горит в кислороде, взаимодействует с водородом, металлами, галогенами. При взаимодействии серы с водородом образуется газообразное вещество сероводород (H2S), раствор которого в воде проявляет свойства кислоты. А при взаимодействии с железом образуется твёрдое вещество, состав которого соответствует минералу пирротину (магнитному колчедану).

Cоединения серы с кислородом (SO2 и SO3) взаимодействуют c водой и образуют гидроксиды серы (H2SO4 и H2SO3). Эти вещества способны реагировать со щелочами, например, с гидроксидом натрия (NaOH). Некоторые соединения серы, например, сульфаты (MgSO4, Na2SO4, CuSO4), применяются в составе медицинских препаратов.



  1. Литий – мягкий лёгкий металл серебристо-белого цвета, наименее активный среди щелочных металлов. При окислении лития кислородом образуется соединение Li2O, которое активно взаимодействует с водой с образованием гидроксида лития (LiOH). Гидроксид лития проявляет свойства, характерные для щелочей: взаимодействует с кислотами и кислотными оксидами. Примерно половина всего промышленно выпускаемого лития используется для изготовления литий-ионных аккумуляторов. Ячейка такого аккумулятора состоит из двух

электродов, разделённых пористым материалом, пропитанным раствором электролита. Один из электродов изготавливают из лития, а другой – из соединений кобальта или железа.

Для приготовления растворов электролитов обычно используют сульфат лития (Li2SO4) и органические растворители, например, некоторые простые и сложные эфиры. Cульфат лития можно получить в результате взаимодействия гидроксида лития с серной кислотой (H2SO4).



  1. На этикетках пищевых продуктов может быть указана добавка Е221. Это синтетически созданный консервант, применяющийся в пищевой, фармацевтической и лёгкой промышленности. Химическое название этого вещества – сульфит натрия (Na2SO3). Это вещество незаменимо для производства в большом объёме мармелада, зефира, варенья, пастилы, повидла, джема, соков и пюре из фруктов и ягод, ягодных полуфабрикатов, овощного пюре. Получить сульфит натрия можно в результате реакции оксида серы(IV) (SO2) c раствором гидроксида натрия (NaOH). Под действием сильных кислот, например, серной кислоты (H2SO4), на сульфит натрия выделяется оксид серы(IV) – газообразное вещество, повышенная концентрация которого может представлять опасность для человеческого организма.



  1. В сельском хозяйстве медный купорос применяется как антисептик, фунгицид и медно-серное удобрение. Медным купоросом называют кристаллогидрат сульфата меди(II). Эта соль часто служит исходным сырьём для получения других соединений. Так, водный раствор сульфата меди(II) (CuSO4) взаимодействует с гидроксидом натрия (NaOH). В результате этой реакции образуется нерастворимый в воде, но растворимый в кислотах (например, в HCl) гидроксид меди(II) (Cu(OH)2). При нагревании гидроксид меди(II) способен разлагаться с образованием чёрного порошка оксида меди(II) (CuO). Этот же оксид образуется при прокаливании меди на воздухе. При работе с порошками и пудрой сульфата меди(II) следует соблюдать осторожность и не допускать их пыления.



  1. Железо – один из самых широко используемых в производстве металлов, на него приходится до 95% мирового металлургического производства. Железо является основным компонентом сталей и чугунов – важнейших конструкционных материалов. Свойства соединений железа в значительной степени зависят от степени окисления железа. Так, в степени окисления +3 железо образует амфотерный оксид Fe2O3, который реагирует с раствором азотной кислоты (HNO3) с образованием нитрата железа(III) Fe(NO3)3. Для качественного определения солей железа(III) можно использовать раствор гидроксида натрия (NaOH), так как в результате этой реакции выпадает осадок бурого цвета.



  1. Сера – простое вещество жёлтого цвета, имеет несколько аллотропных модификаций (ромбическую, моноклинную и пластическую). Химически активна, горит в кислороде, взаимодействует с водородом, металлами, галогенами. При взаимодействии серы с металлами, например, с магнием, образуется сульфид магния (MgS). В результате обжига этой соли выделяется сернистый газ (SO2). Этот газ можно получить также действием на эту соль сильной кислотой, например, соляной (HCl).

Раствор сернистого газа в воде проявляет свойства кислоты, поэтому взаимодействует с гидроксидом натрия (NaOH) с образованием как средней соли – сульфита натрия (Na2SO3), так и кислой соли – гидросульфита натрия (NaHSO3). Сульфит натрия можно применять в быту для удаления следов иода на тканях. В фотографиях его используют как основное сохраняющее вещество в проявителях.



  1. Карбонат кальция (CaCO3) в природе встречается в виде минералов – кальцита, арагонита и ватерита, является главной составной частью известняка, мрамора, мела, входит в состав скорлупы яиц. Карбонат кальция используется как белый пищевой краситель Е170. Являясь основой мела, используется для письма на досках. Используется в быту для побелки потолков, покраски стволов деревьев, для подщелачивания почвы в садоводстве. Также карбонат кальция является важнейшим составным элементом при производстве продукции бытовой химии: средств для чистки сантехники, кремов для обуви.

Получить карбонат кальция можно при взаимодействии углекислого газа (CO2) с негашёной известью (CaO). Также карбонат кальция образуется при пропускании углекислого газа через известковую воду (Ca(OH)2). Эту реакцию используют для обнаружения углекислого газа и определения его количественного содержания в воздухе. Нерастворимый в воде карбонат кальция может растворяться в растворах сильных кислот, например, в азотной кислоте (HNO3).



  1. Содержание химического элемента азота в земной коре (включая гидросферу и атмосферу) составляет 0,04% по массе. При этом бо́льшая его часть находится в атмосфере в виде простого вещества (N2). Азот является главной составной частью воздуха, его объёмная доля в воздухе составляет 78%. Простое вещество азот химически довольно инертно, поэтому при обычных условиях азот реагирует только с литием, образуя нитрид (Li3N), и только при нагревании образуются нитриды и других активных металлов. С кислородом азот реагирует при очень высокой температуре (выше 2000 0С), причём при этом образуется газ NO. В природных условиях протекание этой реакции возможно при разряде молнии во время грозы. Взаимодействие азота с кислородом является примером одной из немногих реакций соединения, протекающей с поглощением теплоты. Как известно, большинство реакций соединения являются экзотермическими, то есть протекают с выделением теплоты.

Практически очень важна реакция азота с водородом, приводящая к образованию аммиака (NH3). Аммиак в промышленности получают взаимодействием простых веществ азота и водорода при температуре 400–450 0С под давлением в присутствии катализатора. В лаборатории аммиак получают взаимодействием солей аммония (например, NH4Cl) со щелочами (например, Ca(OH)2 или NaOH). Аммиак легко взаимодействует с кислотами, как сильными, так и слабыми, образуя многочисленные соли аммония. Так, аммиак с азотной кислотой (HNO3) образует нитрат аммония. Аммиак является исходным веществом для получения в промышленности азотной кислоты и азотных удобрений. Наиболее часто в качестве удобрений используются соли аммония: нитрат, сульфат или хлорид аммония.