Международный телекоммуникационный проект "How Different the World is!"
Введение
Формирование межкультурной компетенции учащихся в процессе обучения английскому языку с использованием телекоммуникаций
Актуальность и постановка проблемы. Актуальность тематики формирования межкультурной компетенции определяется тенденциями развития современного общества и образования. Современное общество характеризуется интенсификацией взаимодействия различных культур, широким применением компьютерной техники, развитием средств телекоммуникации, глобализацией всех сфер общественной жизни и ростом межкультурного и межличностного общения. Данные направления развития общества требуют от системы образования подготовить учащихся к жизни в новых условиях информационного общества. Перед российским образованием ставится задача формирования у учащихся ключевых компетенций, которые представляют собой целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Формирование образовательных компетенций учащихся школы, среди которых важное место отводится межкультурной компетенции, является актуальным вопросом современной российской педагогической теории и практики. Ему посвящены исследования таких ученых, как В.А.Болотов, В.В.Краевский, Г.В.Селевко, В.В.Сериков, А.В.Хуторской и др. В данных условиях представляется актуальным исследование теоретических и практических основ, а также особенностей формирования межкультурной компетенции личности как системы знаний о культуре, умений практического взаимодействия с представителями иных культур, качеств личности, необходимых для достижения взаимопонимания и эффективного общения с учащимися, представителями изучаемого иностранного языка и иноязычной культуры. При этом возникает проблема взаимопонимания между представителями различных культур, что выражается в обострении глобальных проблем человечества. В системе среднего образования это находит выражение в пренебрежительном отношении к иным культурам, к чувству превосходства родной культуры. Большинство учащихся обладают такими качествами, как толерантность, эмпатия, стремление познавать иностранную культуру, критическое отношение к явлениям родной и изучаемой культуры. Воспитание данных качеств, на наш взгляд, является главной задачей формирования межкультурной компетенции учащихся.
Уровень межкультурной компетенции учащихся в процессе изучения английского языка будет повышаться, если в педагогическом процессе:
- организовывать общение с зарубежными сверстниками посредством телекоммуникаций;
- учащиеся будут активно изучать и сопоставлять изучаемые родную и иноязычную культуры;
- учащиеся будут вовлечены в коммуникацию с иностранными сверстниками на основе принципов диалогизма;
- организовывать совместную творческую деятельность учащихся в рамках телекоммуникационных проектов.
Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленную на достижение совместного результата.
В телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знания собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.
Телекоммуникационные проекты, позволяют действительно создавать серьезные исследовательские лаборатории для школьников, значительно расширить зоны совместных исследований, совместных творческих работ, учитывая особенности культуры различных народов, используя знание иностранного языка в его подлинной функции - средства общения.
Таким образом, проведение международных телекоммуникационных проектов направлено на:
1)развитие у учащихся умений: аналитически и творчески работать с разными источниками информации и знаний; ставить и решать проблемы в процессе работы; проектировать действия согласно склонностям и способностям; показывать результаты своей деятельности с помощью различных средств;
2)создание картины мира у учащихся путем расширения и углубления знаний по конкретным проблемам;
3)овладение учащимися информационно-коммуникативными технологиями на продвинутом уровне;
4)формирование собственного жизненного опыта учащихся по взаимодействию с окружающим миром.
В качестве основного средства реализации телекоммуникационного проекта выступает электронная почта (E-mail), которая вызывает большой интерес учащихся, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, развивает культуру письменного общения. Преимущества такого вида переписки очевидны: у школьников появляется реальная возможность использовать иностранный язык как средство общения, овладеть элементарными навыками работы на компьютере, получить интересующую их информацию из аутентичного источника в кратчайшие сроки. Благодаря возможности общения в режиме отлаженного времени у российских учащихся есть возможность тщательно изучить содержание писем американских партнеров, написать обдуманный ответ, сведя до минимума языковые ошибки, и максимально полно отражая свои мысли. Роль учителя иностранного языка заключается в поощрении учащихся, оказании им языковой помощи, использовании полученной информации на уроке в форме индивидуальных заданий.
Паспорт проекта
по английскому языку 9-х классов гимназии
«How Different The World Is! »
(Какой разный мир!)
Тип проекта:
международный телекоммуникационный, практико-ориентированный и творческий проект по английскому языку 9-х классов.
Цели проекта
Педагогические:
1)формирование поисковых (исследовательских), коммуникативных и кооперативных компет
2)развитие информационно-компьютерных компетенций.
Практическая: разработать и представить собственные проекты.
Задачи проекта
Развивающие:
1)развитие поисковых умений (умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения различных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);
2)развитие менеджерских умений (умение планировать деятельность, время и ресурсы, анализировать ход и результаты собственной деятельности);
3)развитие коммуникативных умений (умение владеть способами взаимодействия с окружающими и отдаленными людьми и событиями; формулировать проблемные вопросы ,представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей, аргументировать и осознанно принимать собственное решение, общаться на английском языке).
Обучающие: знакомство с видами писем различной направленности (личное письмо, письмо-рассуждение, эссе и т.д.), с традиционными формами обращения в английском языке, особенностями и достижениями национальной культуры.
Воспитательные: развитие сотруднических умений (умения работать самостоятельно и в коллективе, оказания взаимопомощи).
Содействие воспитанию чувства ответственности, уважения к чужой культуре, позитивного отношения к изучению английского языка.
Практические: - формирование языковых знаний и совершенствование речевых умений учащихся по темам «Russia, my homeland (the way we see ourselves – the way they see us),
Me and my world, We are different, we are alike, Why is it good to be different? The pleasure of reading. »;
- совершенствование развитие иноязычной речевой компетенции и межкультурной коммуникации в целом;
- создание творческих продуктов в форме компьютерных презентаций, стендов интересных писем, коллажей. плакатов тематических сценок и т.д.
Этапы реализации проекта
I этап (подготовительный)
1.Планирование проекта и разработка рекомендаций по его выполнению.
2.Разработка заданий проекта.
3.Материально-техническое обеспечение учащихся 9-х классов гимназии.
4. Ознакомление учащихся с содержанием материала по теме проекта.
5.Определение конечного продукта.
6.Создание страницы учителя (материалы, инструкции, рекомендации по выполнению заданий проекта).
II этап(основной)
1.Обучение учащихся навыкам письменной речи и чтению аутентичных сообщений (личное письмо, письмо-рассуждение, эссе и др.).
2.Организация и проведение дискуссий по заданным темам (см. приложение№1).
3.Анкетирование американских партнеров по теме «The Pleasure Of Reading» (см. приложение №2).
III этап (завершающий)
1.Обобщение материалов.
2.Презентация продуктов проекта.
3.Диссеминация идей и полученных результатов, подведение итогов.
Ожидаемые результаты
1.Употреблять английский язык (во всех его проявлениях) в аутентичных ситуациях межкультурного общения.
2.Воспринимать культурное разнообразие как норму существования культур в поликультурных сообществах.
3.Выработать у учащихся личностно-эмоциональное отношение к проблемам современного мира.
Критерии оценивания
1.Оценивается объем употребления новых лексических единиц, грамматических структур по тематике с учетом промежуточных и итоговых результатов.
2.Раскрытие идеи и культура представления результатов.
Ожидаемые риски проекта
1.Возможность авторитарного подхода в вовлечении учащихся в проектной деятельности.
2.Возможные перегрузки учащихся.
3.Недостаточный словарный запас слов.
4. Общая несформированность компьютерной грамотности и информационной культуры.
Меры по снятию рисков
1.Психолого-педагогическое сопровождение по формированию мотивации.
2.Оптимизация домашнего задания.
3.Разработка дополнительного лексико-граммматического материала по обсуждаемым темам.
4.Знакомство учащихся с соответствующими возможностями компьютера и функциями инструментальных программных средств посредством межпредметных связей с уроками информатики.
Возможность развития проекта
1.Создание подобных проектов по другим темам с использованием данной методики (Newspapers and Television, Sport in Schools и др.).
2.Проведение учебной телеконференции.