СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема 1.35 Технологии хранение и консервации техники

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема 1.35 Технологии хранение и консервации техники»

Тема 1.34 Технологии хранение и консервации техники.

Занятие № ____

Цель занятия

учебная

 

Изучить технологии хранения и консервации техники

 

 

 

воспитательная

Формирование профессиональных качеств, воспитание

интереса к дисциплине, стремление получить новые знания самостоятельно

 


Литература:

Основная: ОИ1 Тараторкин В.М. , Голубев И.Г. Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов. М.: Издательский центр «Академия», 2017

Дополнительная: ДИ1 Виноградов В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей Издат. центр «Академия», 2011.

Самостоятельная работа (вопросы для изучения): 1. Способы консервации


План занятия:

1. Технология хранения машин.

2. Контроль качества хранения машин.


1. Технология хранения машин.


В зависимости от продолжительности хранения машин различают виды хранения:

  • межсменное (перерыв в использовании машин — до 10 дней);

  • кратковременное (перерыв в использовании машин — от 10 дней до двух месяцев);

  • длительное (перерыв в использовании машин — более двух месяцев).

На межсменное хранение машины ставят непосредственно после окончания работ. Не допускается хранить машины и их составные части в помещениях, содержащих (выделяющих) пыль, примеси агрессивных паров или газов. Машины, имеющие электропривод, отключают от электросети (обесточивают).

Рычаги управления устанавливают в нейтральные положения, отключают аккумуляторные батареи. Плотно закрывают крышками все отверстия, через которые может попасть влага из атмосферы во внутренние полости машины, в том числе наливные горловины баков и редукторов, смотровые устройства, заслонки карбюраторов и вентиляторов, отверстия сапунов, выпускные трубы двигателей и др.

При кратковременном хранении машины ставят на хранение непосредственно после окончания работ с учетом требований к межсменному хранению. Выполняют операции подготовки машин к межсменному хранению, очищают их от пыли, грязи, подтеков масла, растительных и других остатков, а также от удобрений и ядохимикатов.

Очистку машин от удобрений, ядохимикатов и нефтепродуктов необходимо производить на специальных площадках, обеспечивающих нейтрализацию сточных вод.

Составные части, на которые недопустимо попадание воды (генераторы, магнето, реле и т.д.), предохраняют защитными чехлами. После очистки и мойки машины обдувают сжатым воздухом для удаления влаги.

Электрооборудование (фары, генератор, стартер, магнето, аккумуляторные батареи) очищают, обдувают сжатым воздухом, клеммы покрывают защитной смазкой.

Для обеспечения свободного слива воды из систем охлаждения и конденсата сливные устройства оставляют открытыми. Капоты и дверцы кабин должны быть закрыты.

Металлические неокрашенные поверхности рабочих органов машин (режущие аппараты, лемеха, отвалы, ножи, сошники, шнеки и т.д.), детали и механизмы передач, узлов трения, штоки гидроцилиндров, шлицевые соединения карданных передач, звездочки цепных передач, винтовые и резьбовые поверхности деталей и сборочных единиц, а также внешние сопрягаемые обработанные поверхности очищают от механических загрязнений, обезжиривают, высушивают и подвергают консервации (покрывают защитным составом или смазочным материалом).

В случае хранения машин при низких температурах или сроком свыше одного месяца аккумуляторы снимают с машин, заливают электролитом до нормы и хранят заряженными в неотапливаемом вентилируемом помещении. В период хранения необходимо ежемесячно проверять плотность электролита и, при необходимости, производить подзарядку.

При хранении машин с пневматическими колесами сроком до 10 дней следует несколько повысить давление в шинах, а при сроке хранения более 10 дней — установить машину на подставки и снизить давление до 0,7 от нормального. Между шиной и опорной поверхностью должен быть просвет 8... 10 см, а сами шины должны быть покрыты защитным восковым составом ЗВВД-13 или любым другим составом, предохраняющим резину от старения.

При длительном хранении выполняют операции, предусмотренные при межсменном и кратковременном хранении. Кроме того, выполняют консервацию внутренних поверхностей двигателя и сборочных единиц трансмиссии путем добавления 5... 10 % присадки АКОР-1 или КП в рабочее масло и рабочее топливо с последующим прокручиванием агрегатов на рабоче-консервационном топливе и масле.

При длительном хранении на открытой площадке с машины снимают составные части, подлежащие хранению на складе.

Снятые с машин резиновые и резинотекстильные изделия нужно хранить в затемненном, отапливаемом и хорошо вентилируемом помещении, в котором хранение нефтепродуктов и химикатов запрещается.

Аккумуляторные батареи хранят в прохладном помещении с приточно-вытяжной вентиляцией с периодической подзарядкой или с постоянной подзарядкой микротоками. Детали из металла, древесины, текстиля хранят в сухом, вентилируемом помещении.

Техническое обслуживание тракторов при хранении включает в себя три этапа: обслуживание при постановке на хранение, в процессе хранения и при снятии с хранения. Содержание операций ТО зависит от вида и места хранения.

При подготовке трактора к хранению его очищают от пыли, грязи, подтеков масла и топлива; обмывают и обдувают сжатым воздухом до полного удаления влаги. Тщательно очищают и окрашивают места с поврежденным лакокрасочным покрытием. Консервируют неокрашенные поверхности карданных валов, штоки гидроцилиндров, резьбовые поверхности составных частей.

На межсменное и кратковременное хранение тракторы устанавливают комплексно, без снятия составных частей. Переводят рычаги и педали в позиции, исключающие самопроизвольное включение трактора. Плотно закрывают пробками и заглушками заливные горловины баков и корпусов, отверстия сапунов (отдельных агрегатов). Плотно закрывают двери кабины. Снимают наконечники проводов с клемм аккумуляторов, смазывают наконечники и клеммы техническим вазелином. Проверяют уровень электролита в аккумуляторах и при необходимости доливают в них дистиллированную воду. При подготовке к кратковременному хранению заворачивают в парафинированную бумагу или полиэтиленовую пленку генератор, реле-регулятор, стартер, магнето.

При подготовке к длительному хранению трактор устанавливают на специальные подставки. С трактора снимают, консервируют и сдают на склад инструмент, генератор, реле-регулятор, стартер, аккумуляторную батарею, форсунки, топливопроводы высокого давления, приводные ремни, шланги гидросистем, а также карбюратор и магнето пускового двигателя. Сливают масло из емкостей, рабочую жидкость из баков гидросистем, топливо и охлаждающую жидкость. Наполняют емкости консервационными маслами и рабоче-консервационным топливом. Ослабляют натяжение гусеничных цепей. Шины колесных тракторов, ремни и шланги для защиты от светового воздействия покрывают смесью алюминиевой пудры со светлым масляным лаком или алюминиевой пасты с уайтспиритом.

Сливают из аккумуляторной батареи электролит, дважды промывают ее дистиллированной водой (с интервалами 15...20 мин) и заливают 4...5%-й раствор борной кислоты. Чтобы получить такой раствор, добавляют в 1 л дистиллированной воды, нагретой до 80°С, 40...60 г сухой борной кислоты. В аккумуляторы раствор заливают при температуре 18...20°С. Аккумуляторные батареи с раствором борной кислоты хранят при температуре выше 0 °С (во избежание замерзания раствора и разрушения пластин). Такой способ хранения аккумуляторных батарей повышает срок их службы в полтора—три раза.

В период хранения проверяют правильность установки трактора на подставки (устойчивость, отсутствие перекосов, прогибов), давление воздуха в шинах, надежность герметизации (состояние пробок и заглушек и плотность их прилегания), наличие защитной смазки, состояние окрашенных поверхностей, состояние защитных устройств. Обнаруженные дефекты устраняют.

При снятии трактора с хранения удаляют подставки. Очищают его составные части от защитных покрытий, удаляют пробки, заглушки и другие защитные приспособления. Выливают из аккумуляторов в специальную тару раствор борной кислоты и сразу же заливают электролит плотностью 1,4 г/см3. Через 10... 15 мин выливают этот электролит и заливают свежий такой же плотности. Получают со склада инструмент и ранее снятые узлы и агрегаты и устанавливают их на трактор. "Удаляют из емкостей консервационные масла и заливают масла соответствующих сортов согласно таблице смазывания. Масла с присадкой АКОР-1 при снятии трактора с хранения не меняют (если по вязкости они отвечают сезону). Заправляют трактор топливом и охлаждающей жидкостью. Проводят очередное ТО и дополнительное регулирование, связанное с демонтажем отдельных узлов и агрегатов.

Очистка. Очищают машины на специальной площадке с твердым покрытием или на эстакаде. Около мойки или эстакады целесообразно сделать небольшую площадку с твердым покрытием для размещения машин после мойки. На ней выполняют операции по дополнительной очистке, замене отработанного масла и др. Рядом с площадкой устанавливают резервуар для сбора отработанного масла. Перед очисткой машины устройства, на которые не должна попадать вода (агрегаты и сборочные единицы электрооборудования и др.) следует закрывать чехлами из брезента или полимерной пленки.

Окрашенные поверхности деталей следует обмывать струей воды, распыляемой под давлением 0,3...0,5 МПа, а неокрашенные — сосредоточенной струей под давлением до 2 МПа.

Замена масел и смазочных материалов. Для замены масел и смазочных материалов используются различные установки.

Перед заполнением полостей консистентными смазочными материалами поверхность около масленки тщательно очищают от пыли и грязи. При подаче смазочных материалов шприцем вручную принимают меры, предотвращающие возможность засорения смазки при заполнении шприца. Благодаря применению механизированных средств заправки сокращаются затраты труда, времени и подаются чистые нефтепродукты.

Отработанное масло рекомендуется сливать непосредственно после остановки машины, когда оно еще теплое. Если в агрегате для ТО имеется устройство для слива остатков масла, то пользуются им, если его нет — сливают масло в ванну, а затем в резервуар. Полости после слива масла промываются специальной жидкостью. При промывке смазочной системы двигателя внутреннего сгорания пользуются промывочным маслом или смесью, состоящей из 80% дизельного топлива и 20 % моторного масла.

Снятие с машин сборочных единиц и деталей. Части машины, которые нужно хранить в особых условиях, снимают с машины, дополнительно очищают от пыли, покрывают неокрашенные поверхности предохранительной смазкой, прикрепляют к ним бирки с указанием хозяйственного номера и марки машины и сдают на склад.

Обычно при открытом хранении с машины снимают клиновые ремни, генератор, стартер, магнето, втулочно-роликовые цепи, тенты из текстильных материалов, мягкие сиденья и др. Аккумуляторы, резиновые и резинотекстильные изделия, изделия из металла и древесины хранят отдельно. Складские помещения должны быть оборудованы стеллажами, полками и надежно изолированы от проникновения влаги и пыли.

Консервация и нанесение защитных покрытий. Перед консервацией следует подготовить поверхность. Перерыв между подготовкой и консервацией — не более 2 ч. Изделия на консервацию должны поступать без коррозионных повреждений металла. Помещение, в котором проводят консервацию, должно быть изолировано от тех мест, где в процессе работ образуется абразивная или иная пыль, хранятся и используются кислоты, щелочи и т.д.

В целом в номенклатуру средств временной противокоррозионной защиты сельскохозяйственной техники входят бензино-битумные составы, пластичные смазки, жидкие защитные смазки, пленкообразующие составы, защитные водно-восковые дисперсии, маслорастворимые и летучие ингибиторы коррозии.

Технические средства для нанесения защитных материалов на машины сельских товаропроизводителей имеют разнообразное конструктивное исполнение. Они могут быть использованы для нанесения жидких составов и вязких консервационных смазок с подогревом, приводиться в действие от электросети и от двигателей внутреннего сгорания (ДВС) тракторов и автомобилей. Снижение вязкости защитных материалов перед распылением может быть достигнуто как введением в них растворителей, так и нагревом.

Герметизация внутренних полостей машин. После снятия сборочных единиц и деталей все отверстия блоков, корпусов, баков машин закрывают, чтобы внутрь не проникал влажный воздух. В дизеле следует предотвратить проникновение влаги через впускную трубу, сапун, заборник воздухоочистителя, отверстия для форсунок, маслоналивную горловину, крышки топливных баков и радиатора.

Не рекомендуется снимать форсунки и заменять их деревянными пробками, так как они через некоторое время выпадают и внутрь двигателя попадают осадки. Если форсунки все же снимают, то отверстия необходимо надежно закрыть специально изготовленными заглушками, пробками.

Консервация тракторных и комбайновых дизелей. Консервацию дизеля проводят без снятия его с комбайна или трактора.

Рабоче-консервационное топливо и масло готовят в закрытом помещении или под навесом. Перед консервацией наружные поверхности дизелей промывают и очищают от почвенных и других загрязнений.

Для консервации наружных неокрашенных поверхностей применяют восковой состав ЗВВД-13 и смазочные материалы ПВК. Если технику хранят в закрытых помещениях, то для наружной консервации используют жидкие ингибированные смазочные материалы НГ-203 (А, В, В), НГ-204у, К-17.

Для консервации топливной системы (топливопроводов, топливных фильтров, форсунок, топливных насосов) используют рабоче-консервационное топливо (в дизельное топливо добавляют 5 % присадки АКОР-1), а для консервации других внутренних поверхностей и сборочных единиц дизеля (кривошипно-шатунного механизма, цилиндропоршневой группы и др.) — консервационное масло (в моторное масло добавляют 5... 10 % присадки АКОР-1). Применяют и другие ингибированные присадки. Если нет присадки АКОР-1, то в качестве рабоче-консервационного масла можно использовать моторное.

Температура рабоче-консервационного топлива или масла должна быть не ниже 15 °С, а температура подогретой присадки — не выше 60 °С. Компоненты тщательно перемешивают. Для приготовления рабоче-консервационного масла используют рабочее масло, имеющееся в картере дизеля, если оно не отработало установленный срок и не подлежит замене. Запрещается заливать присадку АКОР-1 непосредственно в топливный бак.

При консервации дизеля на длительное хранение полностью сливают дизельное топливо из бака, заливают рабоче-консервационную смесь в количестве, необходимом для работы двигателя в течение 5...8 мин. Доливают рабоче-консервационное масло до эксплуатационных уровней в картер дизеля, корпус регулятора топливного насоса и редуктор пускового двигателя. При этом используют механизированные средства и инвентарь, применяемые для заправки топливом и маслом при ТО машин. Запускают дизель на 5...8 мин, затем выполняют консервацию трансмиссии и гидросистемы. Затем при отключенной подаче топлива в течение 1,5...2,0 мин прокручивают коленчатый вал основного двигателя пусковым двигателем. Заканчивают консервацию герметизацией сапуна, воздухоочистителя, впускной и выпускной труб.

Сливают охлаждающую жидкость из системы охлаждения дизеля, снимают сборочные единицы и детали, которые необходимо хранить на складе. Все неокрашенные поверхности дизеля протирают чистой ветошью, смоченной бензином или уайт-спиритом, до полного удаления грязи и масла, после чего наносят консервационную смазку.

Отверстия и патрубки, через которые может попасть влага во внутренние полости дизеля и пускового двигателя, закрывают крышками, пробками-заглушками или другими специально изготовленными приспособлениями. При хранении на открытых площадках дизели целесообразно накрывать специальными чехлами.

Хранение приводных ремней.

Срок службы ремней зависит не только от их правильной эксплуатации, но и от условий хранения в нерабочий период. Под действием солнечного света и теплоты утрачивается эластичность резины, она становится жесткой и хрупкой, на ней появляются трещины. Топливо, масла и другие агрессивные жидкости также вызывают разрушение резины и кордовой ткани.

Приводные ремни машин перед хранением снимают, протирают сухим и чистым обтирочным материалом и тщательно осматривают. Негодные для дальнейшей эксплуатации ремни выбраковывают, а годные, не имеющие механических повреждений, расслоения тканевых прокладок, торчащих нитей, трещин, вмятин и пузырей, длина которых не превышает выбраковочные размеры, сдают на склад. Места, сильно загрязненные маслом, протирают тряпкой, смоченной бензином. Затем ремни промывают в теплой мыльной воде (в 10 л воды растворяют 80... 100 г мыла и 100 г тринатрийфос- фата). Ремни обдувают сжатым воздухом, высушивают, припудривают тальком. Затем ремни связывают в комплекты, оснащают бирками с указанием хозяйственного номера и марки машины и хранят на складе. Помещения склада должны быть сухими с относительной влажностью воздуха 50... 70 %, отапливаемыми (температура воздуха 5...25°С). Ремни хранят в подвешенном состоянии на расстоянии более 1 м от отопительных приборов. Клиновые ремни хранят в развернутом виде. Вешала должны иметь полукруглые головки радиусом 100...200 мм в соответствии с размерами поперечного сечения и длины ремня.

Хранение втулочно-роликовых и крючковых цепей. После завершения сезонных работ цепи снимают с машин, очищают от пыли и грязи, промывают в ванне с керосином, обдувают сжатым воздухом и осматривают. Цепи с большим износом и большим числом разрушенных деталей выбраковывают.

Малоизношенные цепи с разрушенными деталями в нескольких звеньях или с проворачивающимися втулками во внутренних пластинах и валиками во внешних пластинах переклепывают, удаляя поврежденные звенья. Исправные цепи проверяют на удлинение. Цепи с увеличенным средним шагом звена до 4 % начального размера подлежат хранению в закрытых помещениях, цепи с удлинением более 4 % выбраковывают.

После этого цепи скатывают в рулоны, прикрепляют к ним бирки с указанием хозяйственного номера и марки машины, заворачивают в плотную бумагу, укладывают в ящики и хранят на складе.

Хранение пневматических шин. При подготовке техники к хранению с машины снимают колеса и демонтируют шины. После демонтажа покрышки и камеры сортируют на годные к дальнейшей эксплуатации без ремонта, требующие ремонта и подлежащие выбраковке. Покрышки хранят на отапливаемом складе при постоянной температуре в вертикальном положении. Расстояние между покрышками 15...20 мм. Через каждые два-три месяца их поворачивают, меняя точку опоры. Камеры хранят вложенными внутрь покрышек, накаченными воздухом до внутренних размеров покрышек.

Допускается также хранение шин на тракторах и машинах, размещенных на открытых площадках. При этом машины устанавливают на подставки, а шины защищают от воздействия солнечных лучей восковым составом ЗВВД-13 или алюминиевой краской АКС-3 (смесь алюминиевой пудры с светлым масляным лаком), АКС-4 (смесь алюминиевой пудры с уайт-спиритом).

Перед покраской шины обмывают водой, обдувают сжатым воздухом, высушивают. Краску наносят кистью или пульверизатором тонким ровным слоем.

Хранение топливной аппаратуры. Детали топливной аппаратуры дизельных двигателей, изготовленные с большой точностью, отказывают при малейшей коррозии. Особенно чувствительны к коррозии прецизионные детали форсунок и плунжерных пар. Возможность коррозионных повреждений увеличивается при попадании в топливо воды при заправке и конденсации на стенках баков паров воды из воздуха. Способы защиты от коррозии поверхностей деталей топливной аппаратуры — очистка, удаление остатков топлива, смазывание и герметизация внутренних полостей.

Для консервации топливной аппаратуры готовят рабоче-консервационное топливо и заливают его в бак. После этого двигатель должен поработать в течение 5...8 мин.

Хранение агрегатов гидросистемы. Перед постановкой машины на длительное хранение тщательно очищают от пыли, грязи, подтеков масла наружные поверхности агрегатов и маслопроводов, проверяют герметичность гидросистемы, подтягивают соединения. Затем сливают масло из гидросистемы, тщательно промывают ее промывочной жидкостью и заполняют рабоче-консервационным маслом. Штоки всех гидроцилиндров втягивают до упора в крышки, чтобы обработанная часть штоков меньше выступала наружу. Выступающие части штоков гидроцилиндров и стержней гидромеханического регулирования покрывают защитным смазочным материалом ПВК. Горловину бака, отверстие сапуна, масляного щупа и другие отверстия герметизируют прокладками, пробками и оклейками. С гибких резиновых шлангов удаляют пыль, смывают теплой мыльной водой масляные пятна, обдувают сжатым воздухом, высушивают. Затем на поверхность шлангов с помощью кисти наносят восковой состав или два слоя алюминиевой краски.

Механизмы навесного устройства очищают от земли и коррозии. На все шарниры нижних и верхних тяг, резьбовые соединения раскосов и стяжек ограничительных цепей наносят защитный смазочный материал ПВК. Рукоятки гидравлических распределителей устанавливают в нейтральные положения, шестеренные насосы отключают.

Хранение аккумуляторных батарей. На хранение ставят только исправные батареи, которые предварительно осматривают, очищают от пыли и грязи, снимают слой оксидов с клемм, проверяют комплектность, а также уровень, плотность электролита и напряжение на клеммах каждого элемента батареи. Плотность электролита, заливаемого в аккумуляторную батарею, зависит от климатической зоны.

Для приготовления электролита используют концентрированную серную аккумуляторную кислоту сортов А и Б плотностью 1,83 г/см3 и дистиллированную воду или раствор серной аккумуляторной кислоты в дистиллированной воде плотностью 1,40 г/см3 (промежуточный раствор) и воду.

В процессе хранения один раз в месяц проверяют плотность электролита в аккумуляторах. Если плотность электролита снизилась более чем на 0,05 г/см (до 70 % его номинальной емкости), то батареи подзаряжают.


2. Контроль качества хранения машин.


Правильность хранения машин на открытых площадках и под навесами проверяют не реже одного раза в месяц, а также сразу после сильного ветра, снегопада и дождя, в закрытых помещениях — через каждые два месяца.

Проверяют установку машин, устойчивость, отсутствие перекосов и прогибов, комплектность, давление воздуха в шинах, отсутствие подтекания масла, надежность герметизации, состояние противокоррозионных покрытий и защитных устройств. Обнаруженные дефекты немедленно устраняют.

Правильность хранения снятых агрегатов, деталей проверяют периодически, причем детали из резины, текстиля каждые два-три месяца проветривают, перекладывают, при необходимости насухо протирают, припудривают тальком.

В аккумуляторных батареях ежемесячно проверяют уровень и плотность электролита.

5