Тема 3.3 Этапы работы над проектом
Раздел 3
Проектное обучение
Этапы работы по проекту
Этап 1-й – поиск или формулирование проблемы, которую необходимо решить . Источниками проблемы могут быть:
- • экскурсия в организацию, на предприятие и анализ его деятельности, определение нерешенных проблем;
- • изложение руководителем, преподавателем конкретной социальной, производственной ситуации, в которой выявляется проблема;
- • конкретная задача совершенствования процесса, например, учебного (разработка методических и дидактических средств, пособий, рекомендаций, материалов для самостоятельной работы учащихся, видеофильмов по отдельным вопросам и темам курса);
- • заказ производственного предприятия на разработку определенной проблемы;
- • недостаточная разработанность определенной научной проблемы, необходимой для решения практических задач.
Основная задача на данном этапе – вывести обучающихся, будущих проектантов на осознание проблемы, создать мотивацию к ее решению и получению конкретного результата – продукта проектирования;
Этапы работы по проекту
Этап 2-й – организация творческих групп для работы над проектом осуществляется в условиях парного и группового проектирования. Выбор должен быть добровольным или альтернативным – один из предлагаемых проектов. Создаются творческие группы разного характера в зависимости от вида проекта (творческие лаборатории, творческие мастерские, конструкторские бюро и т. д.);
Этап 3-й – планирование работы над проектом. На данном этапе определяются:
- • возможные источники информации;
- • способы сбора и анализа информации;
- • способы представления результатов (отчет, конкретный продукт и т. д.);
- • критерии оценки продукта;
- • обязанности участников творческой группы;
Этапы работы по проекту
Этап 4-й – поиск и сбор информации. На этом этапе организуется исследовательская деятельность в соответствии с планом. Основное требование – наличие разнообразных источников информации, использование различных методов ее получения (изучение литературы, анкеты, интервью, опросы, наблюдения, чтение и анализ средств массовой информации, эксперимент и т. д.);
Этап 5-й – анализ информации. На этом этапе осуществляется совместное обсуждение полученных исходных материалов, разработка проекта;
Этапы работы по проекту
Этап 6-й – оформление и представление проекта. Способы оформления результатов учебного проектирования зависят от его вида и могут быть разными: письменный отчет, издание практических рекомендаций (компьютерный вариант), видео-фильм, изготовление макета, технического устройства и т. д.
Отчет о работе представляется на занятии в группе, может быть также устроена открытая защита проекта с приглашением специалистов-практиков, заказчиков.
Этап 7-й – анализ и оценка результатов работы над проектом. Данный этап обязательно должен включать в себя:
- • групповую рефлексию авторов проекта, самоанализ процесса и результата своей деятельности;
- • анализ и оценку качества проекта другими студентами, экспертами, преподавателем.
1. Инициирующий этап
Содержание этапа
Мероприятия
- Анализ, диагностика и оценка текущего состояния объекта проектирования, выявление в нем имеющихся недостатков, противоречий.
- Анализ научных исследований, теоретическое
обоснование заданной проблемы.
- Ресурсное обеспечение проектировщиков (определение пространственно-временных показателей, материально-техническое обеспечение,
распределение прав и обязанностей).
Результат
Поиск или формирование проблемы, которую
необходимо решить.
Организация творческих
групп для работы над
проектом.
Обоснование необходимости проектирования, создание наилучших условий и информационно-материального ресурсного
обеспечения.
2. Основополагающий этап
Содержание этапа
Мероприятия
- Уяснение целей проектирования.
- Прогнозирование вариантов и вероятностей достижения цели.
- Установление границ проектирования.
- Концептуализация проектного замысла.
- Оформление целостной программы проектирования.
- Планирование.
- Определение процедур текущего контроля.
Результат
Планирование работы
над проектом.
Поиск и сбор информации.
Анализ информации.
Оформление и представление проекта.
Создание проекта объекта, представленного в особом документе (концепция, модель,
программа, план).
3. Заключительный этап
Содержание этапа
Мероприятия
- Определение путей реализации проекта.
- Апробация проекта.
- Самооценка полученного проекта и качественных
результатов его экспериментальной апробации.
- Независимая экспертная оценка эффективности
проекта.
- Критическая рефлексия возникших трудностей,
перепроектировка, коррекция, оптимизация проекта.
Результат
Анализ и оценка результатов работы над проектом.
Констатация перехода в новое качество; создание улучшенного проекта на будущее.
Домашнее задание
- Заполнить таблицу в соответствии со своей темой проекта (количество строк в таблице зависит от количества определённых этапов)
Тема проекта
Название этапа
Содержание (мероприятия) на данном этапе
Результат деятельности