СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема 5.3. Проблема личности в философии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к лекции по основам философии

Тема 5.3. Проблема личности в философии

Просмотр содержимого документа
«Тема 5.3. Проблема личности в философии»

Раздел 5. Философское учение об обществе Тема 5.3. Проблема личности в философии  План Понятия «индивид», «человек», «личность» в философии Структура личности Социализация Свобода как среда формирования личности Деградация личности

Раздел 5. Философское учение об обществе

Тема 5.3. Проблема личности в философии

План

  • Понятия «индивид», «человек», «личность» в философии
  • Структура личности
  • Социализация
  • Свобода как среда формирования личности
  • Деградация личности
1. Понятия «индивид», «человек», «личность» в философии Проблема личности в философии - это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире , чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности . Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор констатирует его как личность. Личность в современном социально-философском знании:  1) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности  2) индивидуальный носитель этих черт как свободный и ответственный субъект сознательной волевой деятельности.

1. Понятия «индивид», «человек», «личность» в философии

Проблема личности в философии - это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире , чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности . Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор констатирует его как личность.

Личность в современном социально-философском знании:

1) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности

2) индивидуальный носитель этих черт как свободный и ответственный субъект сознательной волевой деятельности.

Философская антропология - это раздел философии, изучающий природу, сущность и предназначение человека

Философская антропология -

это раздел философии,

изучающий природу, сущность и предназначение человека

Науки, изучающие человека Психология  Медицина Человек Нейрофизиология

Науки, изучающие человека

Психология

Медицина

Человек

Нейрофизиология

Специфика философской антропологии Философская антропология пытается создать целостный образ человека в единстве его биологических, общественных, духовных качеств

Специфика философской антропологии

Философская антропология пытается создать целостный образ человека в единстве его биологических, общественных, духовных качеств

Вопросы о природе человека, его происхождении и предназначении занимали умы ведущих мыслителей с момента зарождения религиозных и философских идей Платон Аристотель Августин Рене Декарт 427-347 до н.э. 384-322 до н.э. 354-430 1596-1650 На значимость этого вопроса обращали внимание Платон и Аристотель, Августин и Декарт

Вопросы о природе человека, его происхождении и предназначении занимали умы ведущих мыслителей с момента зарождения религиозных и философских идей

Платон

Аристотель

Августин

Рене Декарт

427-347 до н.э.

384-322 до н.э.

354-430

1596-1650

На значимость этого вопроса обращали внимание Платон и Аристотель, Августин и Декарт

Древнегреческий философ Аристотель говорил, что человек – это общественное животное , наделенное разумом. А не менее знаменитый древнегреческий философ Платон определил человека так: « человек - существо двуногое, лишенное перьев и с широкими (иногда плоскими) ногтями , восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях».

Древнегреческий философ Аристотель говорил, что человек – это общественное животное , наделенное разумом.

А не менее знаменитый древнегреческий философ Платон определил человека так: « человек - существо двуногое, лишенное перьев и с широкими (иногда плоскими) ногтями , восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях».

« Человек – это двуногое животное без перьев » Платон .  III – II вв. до н. э.  Древнегреческий философ

« Человек – это двуногое животное без перьев »

Платон . III – II вв. до н. э. Древнегреческий философ

«Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится» Б. Паскаль. 1623 -1662 гг.  Франц. физик, математик

«Человек без ног

всё же остаётся человеком,

а петух без перьев человеком

не становится»

Б. Паскаль. 1623 -1662 гг.

Франц. физик, математик

И.Кант указывал, что «во вселенском плане» все философские вопросы о познании, бытии, морали в конечном итоге сводятся к самому важному из «последних вопросов разума»: «Что такое человек?» Иммануил Кант 1724-1804

И.Кант указывал, что «во вселенском плане» все философские вопросы о познании, бытии, морали в конечном итоге сводятся к самому важному из «последних вопросов разума»:

«Что такое человек?»

Иммануил Кант

1724-1804

«Человек есть нечто настолько обширное, многообразное, что все известные его определения вряд ли могут считаться удачными». Макс Шелер (1874 – 1928), немецкий философ
  • «Человек есть нечто настолько обширное, многообразное, что все известные его определения вряд ли могут считаться удачными».

Макс Шелер (1874 – 1928), немецкий философ

«Человек – разумное животное» «Человек – политическое животное» «Человек – животное, делающее орудие труда» «Человек разумный»  Взгляд на человека в истории философской мысли

«Человек – разумное животное»

«Человек – политическое животное»

«Человек – животное, делающее орудие труда»

«Человек разумный»

Взгляд на человека в истории философской мысли

Начиная с ХХ века интерес к проблеме человека постоянно растёт, выдвигая философскую антропологию на одно из ведущих мест в системе философского знания Как изменялся образ человека в истории? Каково происхождение человека? Основные проблемы философской антропологии Как можно определить человека? Что такое личность? В чём состоит смысл человеческой жизни?

Начиная с ХХ века интерес к проблеме человека постоянно растёт, выдвигая философскую антропологию на одно из ведущих мест в системе философского знания

Как изменялся образ человека в истории?

Каково происхождение человека?

Основные проблемы философской антропологии

Как можно определить человека?

Что такое личность?

В чём состоит смысл человеческой жизни?

Человек – понятие родовое, выражающее общие черты, присущие всему биологическому виду homo sapiens .

Человек – понятие родовое, выражающее общие черты, присущие всему биологическому виду homo sapiens .

Теории о происхождении человека Один из наиболее спорных вопросов в современной науке – вопрос о происхождении человека Происхождение и дальнейшее развитие человека Антропогенез

Теории о происхождении человека

Один из наиболее спорных вопросов в современной науке – вопрос о происхождении человека

Происхождение и дальнейшее развитие человека

Антропогенез

Основные теории антропогенеза Три основные теории антропогенеза Теологическая концепция (креационизм) Концепция биологической эволюции (эволюционная теория) Концепция космической эволюции

Основные теории антропогенеза

Три основные теории антропогенеза

Теологическая концепция (креационизм)

Концепция биологической эволюции (эволюционная теория)

Концепция космической эволюции

Теории происхождения человека Креационизм – божественное происхождение человека (мифы и легенды, религиозные верования). Биологическая – человек произошел от высших приматов путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора (Карл Линней, Ламарк, Дарвин, Шарден и т.д.). Трудовая теория – труд превратил обезьяноподобных предков в людей (Энгельс). Мутационная теория – новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в геноме (Хуго де Фриз, А.А. Чижевский и т.д.). Теория внешнего вмешательства (палеовизит) – появление людей на земле связано с деятельностью инопланетных цивилизаций.

Теории происхождения человека

  • Креационизм – божественное происхождение человека (мифы и легенды, религиозные верования).
  • Биологическая – человек произошел от высших приматов путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора (Карл Линней, Ламарк, Дарвин, Шарден и т.д.).
  • Трудовая теория – труд превратил обезьяноподобных предков в людей (Энгельс).
  • Мутационная теория – новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в геноме (Хуго де Фриз, А.А. Чижевский и т.д.).
  • Теория внешнего вмешательства (палеовизит) – появление людей на земле связано с деятельностью инопланетных цивилизаций.
 Подходы к пониманию сущности человека: Натуралистический – преобладание в человеке природного начала, влияющего на его жизнь и поведение. Социологический – преобладание в человеке социологического начала, игнорируя при этом биологическую сторону его природы. В современной философии преобладает мнение о бинарной сущности человека. Человек – биосоциальное существо , который одновременно является частью природы и общества . В процессе антропосоциогенеза человек обособился от животного мира и стал создавать вторую среду обитания – культуру

Подходы к пониманию сущности человека:

  • Натуралистический – преобладание в человеке природного начала, влияющего на его жизнь и поведение.
  • Социологический – преобладание в человеке социологического начала, игнорируя при этом биологическую сторону его природы.

В современной философии преобладает мнение о бинарной сущности человека. Человекбиосоциальное существо , который одновременно является частью природы и общества .

В процессе антропосоциогенеза человек обособился от животного мира и стал создавать вторую среду обитания – культуру

 Биологическое в человеке  Антропосоциогенез – это процесс происхождения, становления и эволюции человека, длившийся 3 – 3,5 млн. лет . Первый человек появился около 2,5 – 2 млн. лет назад . Первого человека ученые называют человек умелый . Примерно 100 – 200 тысяч лет тому назад появился новый тип человека: хомо сапиенс . Антропосоциогенез включает в себя два процесса: антропогенез и социогенез

Биологическое в человеке

Антропосоциогенез – это процесс происхождения, становления и эволюции человека, длившийся 3 – 3,5 млн. лет .

Первый человек появился около 2,5 – 2 млн. лет назад . Первого человека ученые называют человек умелый .

Примерно 100 – 200 тысяч лет тому назад появился новый тип человека: хомо сапиенс .

Антропосоциогенез включает в себя два процесса: антропогенез и социогенез

Факторы антропогенеза Биологические факторы Формы деятельности  прямохождение  развитие руки  большой мозг  способность к членораздельной речи  труд сыграл ведущую роль в процессе становления человека  коллективная деятельность  мышление  язык и общение  нравственность

Факторы антропогенеза

Биологические факторы

Формы деятельности

  • прямохождение
  • развитие руки
  • большой мозг
  • способность к членораздельной речи
  • труд сыграл ведущую роль в процессе становления человека
  • коллективная деятельность
  • мышление
  • язык и общение
  • нравственность
Освободило руки для использования и изготовления орудий, строение руки позволило их эффективно применять Прямохождение Складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к заботе о членах племени, к необходимости общения (речь) В процессе совместного труда Способствовал развитию мышления, позволяя выражать всё более абстрактные понятия Язык Позволял передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и приумножая знания человечества

Освободило руки для использования и изготовления орудий, строение руки позволило их эффективно применять

Прямохождение

Складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к заботе о членах племени, к необходимости общения (речь)

В процессе совместного труда

Способствовал развитию мышления, позволяя выражать всё более абстрактные понятия

Язык

Позволял передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и приумножая знания человечества

Биологическое в человеке: Прямохождение, позволяющее человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку. Особое устройство гортани, позволяющее развивать речь. Строение рук, благодаря которому стала возможна трудовая деятельность. Высокоорганизованный мозг и сложная нервная система, дающая возможность развития интеллекта.  Медленный темп роста и биологического созревания.

Биологическое в человеке:

  • Прямохождение, позволяющее человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку.
  • Особое устройство гортани, позволяющее развивать речь.
  • Строение рук, благодаря которому стала возможна трудовая деятельность.
  • Высокоорганизованный мозг и сложная нервная система, дающая возможность развития интеллекта.
  • Медленный темп роста и биологического созревания.
Социальная сущность человека:  Определяет мотивы стимулы деятельности, правила и нормы поведения, ценности. Биологические потребности человека контролируются его социальным началом. На основе социальных качеств человека формируется его духовный мир .

Социальная сущность человека:

Определяет мотивы стимулы деятельности, правила и нормы поведения, ценности. Биологические потребности человека контролируются его социальным началом. На основе социальных качеств человека формируется его духовный мир .

Социальная сущность человека : Мышление и речь;  Сознательная целенаправленная деятельность; Способность изготавливать орудия труда; Способность творчески преобразовывать окружающую действительности; Способность выполнять социальные роли и функции; Социальные потребности.

Социальная сущность человека :

  • Мышление и речь;
  • Сознательная целенаправленная деятельность;
  • Способность изготавливать орудия труда;
  • Способность творчески преобразовывать окружающую действительности;
  • Способность выполнять социальные роли и функции;
  • Социальные потребности.
Отличие человека от других живых существ Человек Животное Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Не способно изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств труда, использует то, что имеется в окружающей среде Изменяет и преобразует природу Приспосабливается к природе Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственности т красоты, духовным потребностям Изменяет окружающий мир по потребностям своего вида, ориентируясь на удовлетворение физических потребностей Развивается по двум программа: биологической (инстинкты) и социально-культурной Существование направляется только инстинктами , действия изначально запрограммированы Потребности постоянно изменяются и растут Потребности практически не изменяются

Отличие человека от других живых существ

Человек

Животное

Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ

Не способно изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств труда, использует то, что имеется в окружающей среде

Изменяет и преобразует природу

Приспосабливается к природе

Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственности т красоты, духовным потребностям

Изменяет окружающий мир по потребностям своего вида, ориентируясь на удовлетворение физических потребностей

Развивается по двум программа: биологической (инстинкты) и социально-культурной

Существование направляется только инстинктами , действия изначально запрограммированы

Потребности постоянно изменяются и растут

Потребности практически не изменяются

Общие черты человека и животного Человек как часть природы подвержен влиянию инстинктов Инстинкт самосохранения Инстинкт продолжения рода Инстинкт материнства  Инстинкт предчувствия Самыми ответственными матерями являются представители семейства кошачьих. Их потомство всегда будет ухожено, накормлено и чисто вымыто. Кошки опекают своих котят около трех месяцев. По истечении этого срока котята уже становятся полностью самостоятельными и материнская забота им уже больше не требуется.

Общие черты человека и животного

Человек как часть природы подвержен влиянию инстинктов

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Инстинкт предчувствия

Самыми ответственными матерями являются представители семейства кошачьих. Их потомство всегда будет ухожено, накормлено и чисто вымыто. Кошки опекают своих котят около трех месяцев. По истечении этого срока котята уже становятся полностью самостоятельными и материнская забота им уже больше не требуется.

Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность. Индивид  (от лат. individuum — неделимый, неразделенный) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей). Понятие «индивид» встречается наиболее часто. Поэтому, употребляя понятие «индивид», мы подчеркиваем безличность, считаем, что это может быть любой человек. Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность.

  • Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделенный) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей). Понятие «индивид» встречается наиболее часто. Поэтому, употребляя понятие «индивид», мы подчеркиваем безличность, считаем, что это может быть любой человек.
  • Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).
Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность. Личность — 1) человек как субъектсоциальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность.

  • Личность — 1) человек как субъектсоциальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
  • Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).
Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих , присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие такой общности , как человеческий род Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек (индивидом рождается каждый человек) Индивидуальность – неповторимое своеобразие , отличительные особенности (внутренние и внешние)от других людей(темперамент, внешность, интеллект, мировоззрение) 1 .Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества. 2. Личность – как субъект отношений и сознательной деятельности Личность - это то, что формируется самим человеком, а также в результате культурного и социального развития.

Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих , присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие такой общности , как человеческий род

Индивидединичный представитель человеческого рода, конкретный человек (индивидом рождается каждый человек)

Индивидуальность – неповторимое своеобразие , отличительные особенности (внутренние и внешние)от других людей(темперамент, внешность, интеллект, мировоззрение)

1 .Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества.

2. Личность – как субъект отношений и сознательной деятельности

Личность - это то, что формируется самим человеком, а также в результате культурного и социального развития.

Человек – особое существо, явление природы, обладающее  способностью к глубокому абстрактному мышлению, усвоению достижений культуры. Личность – это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, ценностей, целей. Таким образом, человек – это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.  Общественная природа человека, факторы его развития Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеют практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. 31

Человек – особое существо, явление природы, обладающее

способностью к глубокому абстрактному

мышлению, усвоению достижений культуры.

Личность – это врожденные качества человека, развитые и

приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, ценностей,

целей. Таким образом, человек – это социально-биологическое

существо, причем в условиях современной цивилизации в силу

воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека

контролирует биологическое.

Общественная природа человека, факторы его развития

Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие

нормального развития человека, развития в нем всевозможных

качеств, превращения в личность.

Большое значение для превращения биологического индивида в

социально-биологическую личность имеют практика, труд. Только

занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое

отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для

общества, человек может оценить свою социальную значимость,

раскрыть все грани своей личности.

31

Соотношение личности и индивидуальности Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями

Соотношение личности и индивидуальности

Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида , его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

2. Структура личности Системное определение личности  Строится на следующих принципах: 1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений; 2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий; 3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует; 4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.

2. Структура личности

Системное определение личности

Строится на следующих принципах:

1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;

2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;

3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;

4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.

Структура личности Биологическая подструктура Психическая подструктура Темперамент, пол, возраст, конструкция тела. Социальная подструктура Память, эмоции, ощущения, восприятия, влечения, желания, воля, привычки, способности. Духовная подструктура Опыт, знания, умения, навыки. Интересы, убеждения, кругозор, ценности, идеалы, мировоззрение. Темперамент – это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамичных проявлений психики. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные способы поведения.

Структура личности

Биологическая подструктура

Психическая подструктура

Темперамент, пол, возраст, конструкция тела.

Социальная подструктура

Память, эмоции, ощущения, восприятия, влечения, желания, воля, привычки, способности.

Духовная подструктура

Опыт, знания, умения, навыки.

Интересы, убеждения, кругозор, ценности, идеалы, мировоззрение.

Темперамент – это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамичных проявлений психики.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные способы поведения.

ХАРАКТЕР - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении ТЕМПЕРАМЕНТ - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его нервной системы: скорости, интенсивности, темпа, ритма психических процессов и состояний СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности НАПРАВЛЕННОСТЬ - устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д. САМОСОЗНАНИЕ - система представлений индивида о самом себе, конструируемая им в процессе деятельности и общения и обнаруживающая себя в самооценке, в чувстве самоуважения, уровне притязаний

ХАРАКТЕР

- совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении

ТЕМПЕРАМЕНТ

- характеристика индивида со стороны динамических особенностей его нервной системы: скорости, интенсивности, темпа, ритма психических процессов и состояний

СПОСОБНОСТИ

- индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности

НАПРАВЛЕННОСТЬ

- устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д.

САМОСОЗНАНИЕ

- система представлений индивида о самом себе, конструируемая им в процессе деятельности и общения и обнаруживающая себя в самооценке, в чувстве самоуважения, уровне притязаний

Социально значимые качества личности Самосознание – осознание человеком своих целей, интересов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя.  Социальная активность – способность ориентироваться в обществе, успешно взаимодействовать с другими людьми.  Жизненная позиция – наличие убеждений и принципов и готовность отстаивать их.  Свобода – возможность выбора свободы действия для достижения какой-либо цели, самостоятельность, независимость. Ответственность – способность предвидеть последствия своих поступков и действий, их значений для общества. Самоопределение – сознательное выявление и утверждение своих интересов, способностей, призвания, а также степень самооценки себя как специалиста.

Социально значимые качества личности

  • Самосознание – осознание человеком своих целей, интересов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя.
  • Социальная активность – способность ориентироваться в обществе, успешно взаимодействовать с другими людьми.
  • Жизненная позиция – наличие убеждений и принципов и готовность отстаивать их.
  • Свобода – возможность выбора свободы действия для достижения какой-либо цели, самостоятельность, независимость.
  • Ответственность – способность предвидеть последствия своих поступков и действий, их значений для общества.
  • Самоопределение – сознательное выявление и утверждение своих интересов, способностей, призвания, а также степень самооценки себя как специалиста.
Генезис личности Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое усло­вие нормального развития человека, развития в нем всевозмож­ных качеств, превращения в личность. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности - врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

Генезис личности

  • Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое усло­вие нормального развития человека, развития в нем всевозмож­ных качеств, превращения в личность.
  • При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности - врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.
3. Социализация Социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому они принадлежат, включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

3. Социализация

Социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому они принадлежат, включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

Феральные люди – существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. В 1920 году в Индии доктор Синг обнаружила в волчьем логове двух девочек. Младшая вскоре умерла, а старшая, Камала,стала жить среди людей. Долгое время девочка ходила на четвереньках, бегала,опираясь на руки. Не пила, а лакала ,рычала,когда к ней подходили. Камала прожила среди людей более 10 лет, но её развитие оставалось на уровне ребёнка четырёх лет.

Феральные люди – существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных.

В 1920 году в Индии доктор Синг обнаружила в волчьем логове двух девочек. Младшая вскоре умерла, а старшая, Камала,стала жить среди людей. Долгое время девочка ходила на четвереньках, бегала,опираясь на руки. Не пила, а лакала ,рычала,когда к ней подходили. Камала прожила среди людей более 10 лет, но её развитие оставалось на уровне ребёнка четырёх лет.

Социализация личности  (процесс встраивания человека в систему социальных взаимодействий) I ФАЗА II ФАЗА   Интериоризация Социальная адаптация  Приспособление индивида к:  социально-экономическим условиям;  ролевым функциям, социальным нормам ; социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды жизнедеятельности  Процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных ценностей и норм во внутреннее «Я» обусловлен структурой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом ЛИЧНОСТЬ Активность и автономность Индивидуальное сознание

Социализация личности

(процесс встраивания человека в систему социальных взаимодействий)

I ФАЗА

II ФАЗА

Интериоризация

Социальная адаптация

Приспособление индивида к:

  • социально-экономическим условиям;
  • ролевым функциям, социальным нормам ;
  • социальным группам и

социальным организациям,

выступающим в качестве

среды жизнедеятельности

Процесс включения

социальных норм и ценностей во внутренний мир

человека. Характер перевода

социальных ценностей и

норм во внутреннее «Я»

обусловлен структурой

конкретной личности,

сформированной

предшествующим опытом

ЛИЧНОСТЬ

Активность и автономность

Индивидуальное

сознание

Теории социализации личности  Теория психологического бихевиоризма : врожденные импульсы ребенка формируют основу вторичных импульсов, которые приобретаются посредством подкрепления с помощью социального поощрения позитивного социального поведения.  Теория структурного функционализма : социализация раскрывается через понятие «адаптация», так как социализация понимается как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление.  Теория упорядоченного развития психики : признание упорядоченности, закономерности в развитии человеческой психики, наличие в процессе ее становления ряда последовательных этапов и, следовательно. Возможность целенаправленного воздействия на нее, управления ею.

Теории социализации личности

  • Теория психологического бихевиоризма : врожденные импульсы ребенка формируют основу вторичных импульсов, которые приобретаются посредством подкрепления с помощью социального поощрения позитивного социального поведения.
  • Теория структурного функционализма : социализация раскрывается через понятие «адаптация», так как социализация понимается как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление.
  • Теория упорядоченного развития психики : признание упорядоченности, закономерности в развитии человеческой психики, наличие в процессе ее становления ряда последовательных этапов и, следовательно. Возможность целенаправленного воздействия на нее, управления ею.
Функции социализации  Усвоение социальных норм , знаний, ценностей, социальной информации, необходимой человеку для успешного вовлечения в систему общественных отношений.  Освоение различных форм и видов деятельности для усвоения и накопления социального опыта.  Понимание себя как субъекта социальной действительности с помощью усвоенных социального опыта и социальной информации.  Самоидентификация , самоопределение личности посредством поиска собственного «Я», что позволяет осознать выполняемые социальные функции и роли.  Воспроизведение социального опыта посредством преобразующей деятельности.

Функции социализации

  • Усвоение социальных норм , знаний, ценностей, социальной информации, необходимой человеку для успешного вовлечения в систему общественных отношений.
  • Освоение различных форм и видов деятельности для усвоения и накопления социального опыта.
  • Понимание себя как субъекта социальной действительности с помощью усвоенных социального опыта и социальной информации.
  • Самоидентификация , самоопределение личности посредством поиска собственного «Я», что позволяет осознать выполняемые социальные функции и роли.
  • Воспроизведение социального опыта посредством преобразующей деятельности.
Уровни социализации:  Первичная (до 6 лет) – происходит преимущественно в малых группах, который индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества.  Вторичная (до 23-25 лет) – происходит на уровне больших социальных групп, с помощью которой уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.  Третичная социализация – это социализация взрослого, образованного, получившего профессию человека. В это время формируется ментальность и ценностные ориентации, статусы и роли, навыки поведения мужчины и женщины, мужа и жены, отца и матери, работника и гражданина и т.д.

Уровни социализации:

  • Первичная (до 6 лет) – происходит преимущественно в малых группах, который индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества.
  • Вторичная (до 23-25 лет) – происходит на уровне больших социальных групп, с помощью которой уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.
  • Третичная социализация – это социализация взрослого, образованного, получившего профессию человека. В это время формируется ментальность и ценностные ориентации, статусы и роли, навыки поведения мужчины и женщины, мужа и жены, отца и матери, работника и гражданина и т.д.
Стадии процесса социализации  Адаптация – усвоение социального опыта.  Идентификация – стремление выделить себя среди других.  Интеграция – внедрение в жизнь общества.  Трудовая стадия – воспроизведение социального опыта, воздействие на общество.  После трудовая стадия – передача социального опыта новым поколениям.

Стадии процесса социализации

  • Адаптация – усвоение социального опыта.
  • Идентификация – стремление выделить себя среди других.
  • Интеграция – внедрение в жизнь общества.
  • Трудовая стадия – воспроизведение социального опыта, воздействие на общество.
  • После трудовая стадия – передача социального опыта новым поколениям.
Агенты социализации Агенты социализации – это люди, группы, институты, которые осуществляют социализацию. Агенты первичной социализации – непосредственное и ближайшее окружение человека, оказывающие на нее непосредственное воздействие (семья, друзья). Агенты вторичной социализации – осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями (руководители учреждений, официальных организаций, СМИ, армия, полиция, церкви, предприятия и т.д.).

Агенты социализации

Агенты социализации – это люди, группы, институты, которые осуществляют социализацию.

Агенты первичной социализации – непосредственное и ближайшее окружение человека, оказывающие на нее непосредственное воздействие (семья, друзья).

Агенты вторичной социализации – осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями (руководители учреждений, официальных организаций, СМИ, армия, полиция, церкви, предприятия и т.д.).

Первичные институты социализации Институты социализации – учреждения, влияющие на социализации и направляющие его.  Семья – важнейший агенты социализации. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении на первых 20 лет его жизни.  Школа как агент социализации отличается о семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся объективно в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, учится преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь.

Первичные институты социализации

Институты социализации – учреждения, влияющие на социализации и направляющие его.

  • Семья – важнейший агенты социализации. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении на первых 20 лет его жизни.
  • Школа как агент социализации отличается о семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся объективно в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, учится преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь.
Первичные институты социализации  Спорт оказывает позитивное влияние на формирование физически и духовно здоровой личности, дисциплинирует личность, формирует силу воли, целенаправленность и целеустремленность, а также является залогом здоровой психической деятельности человека, бодрости и жизнерадостности.  Интернет как агент социализации молодежи оказывает сильнейшее воздействие на личность и ее нравственное состояние. Интернет, усиливая процесс опосредованного общества, оказывает воздействие на психическое состояние личности в плане формирования интернет-зависимости.

Первичные институты социализации

  • Спорт оказывает позитивное влияние на формирование физически и духовно здоровой личности, дисциплинирует личность, формирует силу воли, целенаправленность и целеустремленность, а также является залогом здоровой психической деятельности человека, бодрости и жизнерадостности.
  • Интернет как агент социализации молодежи оказывает сильнейшее воздействие на личность и ее нравственное состояние. Интернет, усиливая процесс опосредованного общества, оказывает воздействие на психическое состояние личности в плане формирования интернет-зависимости.
Вторичные институты социализации К вторичным институтам социализации относятся: государство, государственные органы, армия, полиция, университеты, церковь, средства массовой информации, лидеры партий и т.д.

Вторичные институты социализации

К вторичным институтам социализации относятся: государство, государственные органы, армия, полиция, университеты, церковь, средства массовой информации, лидеры партий и т.д.

Процессы, влияющие на социализацию  Обучение – процесс целенаправленного формирования в человеке определённых знаний, умений и навыков. В нем формируется разнообразное ролевое поведение, нормы и ценности которого человек может не осознавать. Происходит в семье.  Воспитание – процесс целенаправленного формирования в человеке мотивов, а также нравственных, эстетических, мировоззренческих ценностей, убеждений и верований, определяющих его жизнедеятельность.  Образование – процесс целенаправленного формирования в человеке знаний о себе, ближайшем окружении, природе, обществе, смысле жизни и т.д. Происходит в школе и вузе.  Адаптация – психические и практические процессы, посредством которых человек справляется с напряжённостью в своих отношениях с ситуацией, частью которой являются и другие люди.

Процессы, влияющие на социализацию

  • Обучение – процесс целенаправленного формирования в человеке определённых знаний, умений и навыков. В нем формируется разнообразное ролевое поведение, нормы и ценности которого человек может не осознавать. Происходит в семье.
  • Воспитание – процесс целенаправленного формирования в человеке мотивов, а также нравственных, эстетических, мировоззренческих ценностей, убеждений и верований, определяющих его жизнедеятельность.
  • Образование – процесс целенаправленного формирования в человеке знаний о себе, ближайшем окружении, природе, обществе, смысле жизни и т.д. Происходит в школе и вузе.
  • Адаптация – психические и практические процессы, посредством которых человек справляется с напряжённостью в своих отношениях с ситуацией, частью которой являются и другие люди.
Фазы социализации Конформизм – пассивное усвоение норм социального окружения при внутреннем неприятии их. Десоциализация – это утрата или сознательный отказ от усвоения ценностей, норм, образцов поведения, социальных ролей.  Ресоциализация – восстановление утраченных ценностей и социальных норм, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни. Американский социолог Ирвин Гоффман (1922-1982) выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях: изоляция от внешнего мира, постоянное общение с одним кругом людей, утрата старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым.

Фазы социализации

Конформизм – пассивное усвоение норм социального окружения при внутреннем неприятии их.

  • Десоциализация – это утрата или сознательный отказ от усвоения ценностей, норм, образцов поведения, социальных ролей.
  • Ресоциализация – восстановление утраченных ценностей и социальных норм, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни.

Американский социолог Ирвин Гоффман (1922-1982) выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях: изоляция от внешнего мира, постоянное общение с одним кругом людей, утрата старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым.

4. Свобода как среда формирования личности Свобода – это самостоятельность личности, ее способность и возможность сделать свой выбор и действовать в соответствии с личными целями. Свободен или человек или его поступки обусловлены внешней необходимости?  Фатализм – концепция, согласно которой все процессы все процессы в мире року и исключает всякую возможность выбора и случайности.  Волюнтаризм – концепция, признающая волю как первооснову всего сущего, пренебрегает необходимостью, объективными историческими процессами.  Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс – трактуют свободу, как познанную необходимость (предполагает постижение, учет и оценку человеком объективных пределов своей деятельности.

4. Свобода как среда формирования личности

Свобода – это самостоятельность личности, ее способность и возможность сделать свой выбор и действовать в соответствии с личными целями.

Свободен или человек или его поступки обусловлены внешней необходимости?

  • Фатализм – концепция, согласно которой все процессы все процессы в мире року и исключает всякую возможность выбора и случайности.
  • Волюнтаризм – концепция, признающая волю как первооснову всего сущего, пренебрегает необходимостью, объективными историческими процессами.
  • Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс – трактуют свободу, как познанную необходимость (предполагает постижение, учет и оценку человеком объективных пределов своей деятельности.
 Человек в системе социального знания (детерминация свободы человека) Свобода личности определяется  Объективные причины Субъективные причины Связаны со свободой общества: -с господством людей над силами природы, что характеризуется уровнем развития производительных сил; -господство людей над своими собственными отношениями, что определяется характером производственных отношений Связаны с индивидуальными качествами личности: -приспособление человека к социально-экономическим условиям; -приспособление к социальным нормам; -успешное усвоение ролевых функций и т.п.

Человек в системе социального знания

(детерминация свободы человека)

Свобода личности

определяется

Объективные причины

Субъективные причины

Связаны со свободой общества:

-с господством людей над силами

природы, что характеризуется

уровнем развития производительных

сил;

-господство людей над своими

собственными отношениями, что

определяется характером

производственных отношений

Связаны с индивидуальными

качествами личности:

-приспособление человека к

социально-экономическим условиям;

-приспособление к социальным

нормам;

-успешное усвоение ролевых

функций и т.п.

  Необходимость – зависимость личности от объективных обстоятельств (природных и социальных). Выбор – предпочтение чего-либо в условиях альтернативы. Факторы, ограничивающие свободу:  свобода другого человека;  собственная природа (например, биологические потребности);  существование законов;  сила общественного мнения;  нормы морали.

Необходимость – зависимость личности от объективных обстоятельств (природных и социальных).

Выбор – предпочтение чего-либо в условиях альтернативы.

Факторы, ограничивающие свободу:

  • свобода другого человека;
  • собственная природа (например, биологические потребности);
  • существование законов;
  • сила общественного мнения;
  • нормы морали.
  Ответственность – это обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные поступки и их последствия. Внешняя Внутренняя Ответственность перед людьми, обществом и государством. Обеспечивается обязанностями, закрепленные в религии, нормах морали и законах. Ответственность личности перед собой. Ее поддерживает чувство долга, угрызения совести.  Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорционально: чем больше человеку дает общество, тем больше у него ответственности за пользование своей свободой.

Ответственность – это обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные поступки и их последствия.

Внешняя

Внутренняя

Ответственность перед людьми, обществом и государством. Обеспечивается обязанностями, закрепленные в религии, нормах морали и законах.

Ответственность личности перед собой. Ее поддерживает чувство долга, угрызения совести.

Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорционально: чем больше человеку дает общество, тем больше у него ответственности за пользование своей свободой.

Свобода и ответственность личности СВОБОДА СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ наличие гражданских прав, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность; справедливое национально-государственное устройство; всеобщее избирательное право и т.д.  свобода от эксплуатации; равноправные экономические отношения; свобода экономического действия и т.д. СВОБОДА СВОБОДА ДУХОВНАЯ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ  свобода как способность человека   действовать на основе познания закономерностей природного и социального мира. свобода выбора мировоззрения; свобода выбора вероисповедания; свобода выбора идеологии; свобода духовной пропаганды.  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Чем больше свободы дает человеку общество, тем больше его ответственность за пользование этими свободами

Свобода и ответственность личности

СВОБОДА

СВОБОДА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ

  • наличие гражданских прав, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность;
  • справедливое национально-государственное устройство;
  • всеобщее избирательное право и т.д.

  • свобода от эксплуатации;
  • равноправные экономические отношения;
  • свобода экономического действия и т.д.

СВОБОДА

СВОБОДА

ДУХОВНАЯ

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ

  • свобода как способность человека

действовать на основе познания

закономерностей природного и

социального мира.

  • свобода выбора мировоззрения;
  • свобода выбора вероисповедания;
  • свобода выбора идеологии;
  • свобода духовной пропаганды.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Чем больше свободы дает человеку общество, тем больше его ответственность

за пользование этими свободами

5. Деградация личности Если человек не идет по пути развития, он постепенно духовного начинает совершенствования деградировать

5. Деградация личности

Если человек не идет по пути развития,

он постепенно

духовного

начинает

совершенствования

деградировать

Этапы деградации I. Амбициозность II. Опустошение III. Измененные состояния сознания  IY. Деформация личности

Этапы деградации

I. Амбициозность

II. Опустошение

III. Измененные состояния сознания

IY. Деформация личности

Деградация - есть расширение и усиление в себе низшей природы, духовное самоубийство  Деградация личности —  утрата психической уравновешенности, устойчивости, ослабление активности и работоспособности . Утрата личностью присущих ей свойств с обеднением всех ее способностей: чувств, суждений, дарований, активности и др.  На деградацию личности указывает повышение раздражительности, расстройство внимания и памяти, снижение адаптационных возможностей, сужение интересов.

Деградация - есть расширение и усиление в себе низшей природы,

духовное самоубийство

Деградация личности —  утрата психической уравновешенности, устойчивости, ослабление активности и работоспособности . Утрата личностью присущих ей свойств с обеднением всех ее способностей: чувств, суждений, дарований, активности и др.

На деградацию личности указывает повышение раздражительности, расстройство внимания и памяти, снижение адаптационных возможностей, сужение интересов.

Проявления амбициозности: Проявления опустошения  Тяга к внешним эффектам  Частая смена «декораций» в жизни  Жажда материальных наслаждений  Скука  Неудовлетворенность жизнью как постоянное состояние  Осуждение людей  Неумение благодарить  Высокомерие  Гордыня  Самодовольство

Проявления амбициозности:

Проявления опустошения

  • Тяга к внешним эффектам
  • Частая смена «декораций» в жизни
  • Жажда материальных наслаждений
  • Скука
  • Неудовлетворенность жизнью как постоянное состояние
  • Осуждение людей
  • Неумение благодарить
  • Высокомерие
  • Гордыня
  • Самодовольство
Проявления измененных состояний сознания: Пьянство  Алкоголизм  Наркомания Деформация личности

Проявления измененных состояний сознания:

  • Пьянство
  • Алкоголизм
  • Наркомания

Деформация личности

Жизнь прекрасна и удивительна !

Жизнь прекрасна и удивительна !