СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема 5. Бухгалтерский учёт и отчётность

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема 5 содержит основные понятия по бухгалтерскому учёту и отчётности

Просмотр содержимого документа
«Тема 5. Бухгалтерский учёт и отчётность»

Тема 5. Бухгалтерский учёт и отчётность


Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учёт в соответствии с законом о бухгалтерском учёте может вестись: главным бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору, генеральным директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным, либо сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).

Объекты бухгалтерского учета

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Бухгалтерская отчетность — это совокупность данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности за конкретный отчетный период. Информация предоставляется по установленным формам в виде таблиц. Бухгалтерская отчетность интегрирует информацию всех видов учета и является завершающим этапом в бухгалтерском учете.

Состав бухгалтерской отчетности

• Бухгалтерский баланс (форма № 1).
• Отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

При составлении годовой отчетности в состав отчетности, кроме названных форм, также включаются:

• Отчет об изменениях капитала (форма № 3).
• Отчет о движении денежных средств (форма № 4).
• Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
• Пояснительная записка и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Бухгалтерская отчетность оказывается нужной как внутри компании, так и вне ее. Подчас она выступает связующим звеном предприятия с внешней средой. От того, насколько полно, достоверно и понятно будет представлена информация, зависит дальнейшая финансовая судьба компании. Ведь именно на основе бухгалтерской отчетности заинтересованные стороны принимают решения об инвестировании.

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.

Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.

Налоговый учёт ведется в специальных формах - налоговых регистрах.

Организации - налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.

Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.

Целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

Ведение бухгалтерского учета компаниями на УСН наравне с бухучетом ООО на ОСНО нацелено на полный сбор и фиксацию данных о финансовой деятельности. Начиная самостоятельную бухгалтерскую деятельность в ООО, можно следовать поэтапной программе действий.

1. Определите лицо, ответственное за бухучет. Это необязательно должен быть штатный бухгалтер. На первых порах многие руководители компаний берут его функции на себя. Такой подход вполне приемлем, но когда подойдут сроки подачи бухгалтерской отчетности, лучше обратиться за помощью к специалистам в этой сфере. Если же вы предпочитаете бесплатный способ фиксации результатов деятельности, придется освоить эту работу самому. В этом вам помогут различные самоучители, бухгалтерские программы и сервисы.

2. Выберите налоговый режим. Сделать это необходимо как можно раньше, в идеале еще до регистрации компании. При этом важно учитывать, что осуществление бухгалтерского учета ООО на ОСНО отличается большей сложностью, чем при УСН. Кроме того, при выборе упрощенного налогового режима существует два варианта налогообложения: уплата 6 процентов от всей суммы доходов и уплата 15 процентов от разницы «доходы минус расходы». Выбор конкретного варианта напрямую определяет, насколько серьезной будет налоговая нагрузка, поэтому стоит предварительно получить профессиональную консультацию по этому вопросу. Можно даже воспользоваться бесплатными советами специалистов, отвечающих на актуальные вопросы в бухгалтерской сфере.

3. Проанализируйте, какую налоговую отчетность придется подавать по выбранному режиму.

4. Займитесь разработкой учетной политики компании и утвердите ее.

5. Сформируйте рабочий план счетов на основе плана счетов, утвержденного приказом Минфина № 94н от 31.10.2000.

6. Определите, как будут упорядочиваться ваши бухгалтерские документы, и организуйте отображение данных, которые в них содержатся, в регистрах.

7. Контролируйте сроки, установленные для подачи отчетности по выбранному вами налоговому режиму, и соблюдайте их.

Ведение бухучета ООО на УСН включает в себя подготовку баланса, а также отчетов о финансовых результатах деятельности, в частности о целевом использовании средств, которые получены компанией, о движении активов и изменениях принадлежащего ей капитала.

Приступая к организации бухгалтерии ООО на УСН с нуля, следует принимать во внимание, что при этом режиме уплаты налогов субъекту хозяйствования предоставляется выбор, как именно вести бухгалтерский учет, в стандартной форме или упрощенной. Все дело в том, что юрлица, работающие на УСН, являются субъектами малого предпринимательства (СМП), для которых закон предусматривает некоторые послабления в том, что касается бухгалтерской отчетности. Чтобы считаться СМП, компания должна соответствовать следующим критериям:

•количество сотрудников – до 100 человек;

•общий доход за прошлый год – до 800 млн руб.;

•доля иностранных компаний и предприятий, которые не являются малыми, в уставном капитале – не выше 49 %.

Виды упрощенного бухучета

Простая. Этот способ ведения бухгалтерии на УСН требует минимальных затрат времени и усилий. Однако он доступен далеко не всем ООО, а только микропредприятиям, годовой доход которых составляет не более 120 млн руб., а количество работников не превышает 15 человек. Простая схема бухгалтерского учета представляет собой отображение результатов хозяйственной деятельности в специальном журнале без двойной записи. Этот вариант больше всего подходит компаниям, которые не ведут деятельность, требующую значительных капиталовложений, не занимаются производством и проводят максимум 30 операций ежемесячно.

Сокращенная. Такой способ организации бухгалтерского учета оптимален для компаний на УСН, которые осуществляют однообразные хозяйственные операции. Все, что происходит в жизни фирмы и влияет на уровень ее доходов, а также на деятельность в целом, находит отражение в журнале. Причем, в отличие от простого способа ведения бухгалтерского учета ООО на УСН, при сокращенном осуществляется двойная запись.

Полная. В этом случае речь идет о полноценном бухгалтерском учете с двойной записью, но по сравнению с компаниями, для которых действует общий налоговый режим, для юрлиц на УСН существуют некоторые послабления. Так ведут свою бухгалтерию ООО на упрощенке, которые работают в производственной сфере, проводят операции разных типов, а также компании, находящиеся на грани перехода на ОСН.

Предприниматели на УСН обязаны вести учёт полученных доходов в Книге учёта доходов и расходов (КУДиР). На основе данных КУДиР рассчитывается налог по УСН и заполняется налоговая декларация.

Что включается в доходы на УСН

В налоге по УСН учитываются доходы от реализации (товаров и услуг) и внереализационные доходы, перечисленные в Налогом кодексе (например, проценты на остаток по счёту).

Пополнение счёта личными деньгами или возврат ошибочной суммы в доходы не включаются, и указывать их в КУДиР не нужно.

Как вести КУДиР

Книгу можно вести в электронном виде. В конце года её нужно пронумеровать, распечатать, прошить, на последней странице указать количество листов, поставить подпись и дату.

Ответственность за нарушение правил учёта

За отсутствие КУДиР или неправильное отражение в ней операций может быть наложен штраф от 10 до 30 тыс. руб. или, если это привело к занижению налога по УСН, в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 40 тыс.руб.

За непредставление по требованию налоговой КУДиР для проведения проверки может быть наложен штраф 200 руб.

Налоговая отчетность - формы, порядок сдачи.

Налоговая отчетность - это совокупность документов, в соответствии с законом в обязательном порядке периодически представляемых в налоговый орган, содержащих информацию о налоговой базе и состоянии обязательств юридического лица или индивидуального предпринимателя перед государством по исчислению и уплате налогов.

Для каждого налога существуют свои фирмы отчетности и свой срок их подачи (представления) в налоговую инспекцию, установленный Налоговым кодексом или иным законодательством.

К налоговой отчетности относятся:

- налоговые декларации, представляемые по окончании налогового периода;
- расчеты авансовых платежей по налогам, представляемые по окончании отчетного периода;
- сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, представляемые не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована);
- другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов (пояснения, справки и т.п.), представляемые по требованиям и запросам налогового органа или по инициативе самого налогоплательщика.

Любые формы налоговой отчетности составляются как минимум в двух экземплярах - один представляется в налоговую инспекцию, второй хранится в делах налогоплательщика.

С юридической точки зрения, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Аналогично, расчет авансового платежа - это письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу.

Напомним также, налоговый период - это период, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (обычно год или квартал). В свою очередь, налоговый период в соответствии с законодательством может быть разделен на несколько более коротких - отчетных периодов. Например, налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Такие же налоговый и отчетный периоды, установлены для единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектами налогообложения "доходы" и "доходы минус расходы". Но, в отличие от налога на имущество организаций, расчеты авансовых платежей по "упрощенному" налогу по окончании отчетных периодов в налоговую инспекцию представлять не требуется (хотя сами авансовые платежи уплачивать необходимо) - подается только ежегодная налоговая декларация.

Сдача отчетности во внебюджетные фонды — это обязательное требование, которое предъявляется абсолютно ко всем организациям, осуществляющим на территории России хозяйственно-предпринимательскую деятельность. Предоставлять данные должны как индивидуальные предприниматели, так и крупные компании, работающие на ОСНО и УСН. В 2017 году значительно изменились требования к формированию отчетности организаций во внебюджетные фонды. В связи с этим у предпринимателей все чаще возникают вопросы, связанные с особенностью составления документов. Ответить на них могут сотрудники нашей компании «Финаби». Они следят за всеми нововведениями и подскажут, когда нужно сдавать отчеты в контролирующие органы в 2017 году.

Составление отчетов во внебюджетные фонды

Формирование отчетных документов — это очень ответственный и сложный процесс, справиться с которым без специальной подготовки очень трудно. Поэтому человеку без образования выполнить эту задачу удается не всегда. Ему необходимо точно знать состав отчетов во внебюджетные фонды. Каждый год он может значительно изменяться. Например, полностью обновился состав в начале 2017 года. Поэтому нужно подробно изучить все постановления контролирующих ведомств, чтобы определить действующий список документов.

Как заполняется отчет во внебюджетные фонды

Особое внимание нужно уделить правильному составлению документов. Если в отчетах, предоставленных внебюджетным фондам, будут найдены ошибки, опечатки или неточности, то они просто будут немедленно возвращены отправителю. Поэтому заполнять отчетность ИП во внебюджетные фонды нужно очень внимательно. Контролирующими органами разработана и введена новая единая форма расчета. Она призвана упростить работу бухгалтеров. Она заменяет прежние формы 4-ФСС и РСВ-1.

Сроки сдачи отчетности во внебюджетные фонды важно строго соблюдать. Просрочив подачу документов, организация может получить большой штраф. Размер его высчитывают для каждой компании в индивидуальном порядке. Если же фирма не заплатит штраф, то ее расчетные счета будут заблокированы.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) — федеральный орган исполнительной власти РФ, который выполняет действия по сбору и формированию официальной статистической информации об экономическом, социальном, экологическом и демографическом положении страны, а также выполняет функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на всей территории Российской Федерации.

Служба статистики предназначена для сбора и анализа информации.

Она формирует информационную базу, на основе которой принимаются обоснованные управленческие решения.

Служба эта сравнима с информационной базой предприятия, действующей в масштабах страны.

Информация необходима органам власти для совершенствования налоговой, таможенной, инвестиционной политики.

Основными функциями Федеральной службы государственной статистики являются:

  • обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;

  • разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;

  • представление в установленном порядке статистической информации гражданам, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации, другим организациям, в том числе международным;

  • сбор статистической информации и формирование на её основе официальной статистической отчетности;

  • разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;

  • развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение её совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;

  • контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики;

  • реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.