Просмотр содержимого документа
«Тема 5. Принципы профессионального обучения»
Тема: Принципы профессионального обучения
ПРИНЦИП – это руководящее правило.
- Под принципом понимают основные исходные положения какой-либо теории или науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо.
- Педагогический принцип – это основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей
Принципы профессионального обучения:
1. Принцип воспитывающего и развивающего обучения
2. Принцип связи обучения с жизнью
3. Принцип научности и посильной трудности 4. Принцип последовательности обучения. 5. Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления обучающихся. 6. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил обучающихся. 7. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей обучающихся 8. Принцип положительного эмоционального фона обучения
Принцип воспитывающего и развивающего обучения
Заключается в необходимости: целенаправленно формировать у обучающихся основы мировоззрения и нравственности; способствовать развитию личности каждого обучающегося. Реализация принципа в методах и формах Представлять все изучаемые явления в изменении, развитии и взаимосвязях; Раскрывать причинные основы явлений природы, общества и человека Включать обучающихся в практическую деятельность, чтобы на основе осмысления действительности они принимали посильное участие в её преобразовании.
Принцип связи обучения с жизнью
- Заключается в формировании мировоззрения обучающихся, повышает значимость учебной деятельности в их сознании, придаёт ей осмысленный характер и тем мобилизует волевые усилия для учения;
- Способствует конкретизации знаний и формированию умения применять их в практике.
- Реализация принципа в методах и формах: Обучающиеся должны приобретать знания не только из живого слова преподавателя и из книг, но и из своей личной практики. Труд обучающихся должен выполняться сознательно, органически соединяясь с теорией
Принцип научности и посильной трудности
- Реализация принципа в методах и формах:
- Заключается в необходимости учёта возрастных возможностей обучающихся в процессе приобщения их к научному знанию.
- Историзм – одно из требований изложения теорий в обучении.
- Тщательный отбор самого существенного содержания Последовательное усложнение учебных и практических задач.
Принцип последовательности обучения.
Реализуется в содержании образования: в учебных предметах отражаются логические связи между явлениями реальной действительности, раскрываемые в соответствующих науках. Реализация принципа в методах и формах:
- Предусматриваются внутрипредметные и межпредметные связи. В учебный план включаются предметы интегративного характера, включающие сведения из разных наук.
Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления обучающихся.
- Реализация принципа в методах и формах: Так как мышление обучающихся развивается от конкретного к абстрактному, наглядность традиционно признавалась исходным началом обучения Применение на ряду с предметно-индуктивными способами изучения материала, дедуктивного способа, который представляет собой более короткий путь
Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил обучающихся.
- Реализация принципа в методах и формах Заключается в учете объективных закономерностей памяти, её роли в жизни человека. Самое лучшее закрепление учебного материала – его многократное и вариативное использование в практике в различных видах деятельности.
Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей обучающихся
- Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей обучающихся Выражает необходимость воспитывать учебную группу как единый коллектив, создавать условия для активной работы всех обучающихся и в то же время индивидуально подходить к каждому из них с целью успешного обучения и развития положительных задатков. Реализация принципа в методах и формах Гармоническое сочетание коллективной и индивидуальной учебной деятельности создаёт оптимальные условия для успешного решения задач обучения.
- Одна из задач обучения заключается в том, чтобы учащиеся приобретали опыт коллективной деятельности, могли и умели подчинять свои намерения и действия интересам коллектива, оказывать помощь друг другу.
Принцип положительного эмоционального фона обучения
- Реализация принципа в методах и формах Опирается на современные научные представления о роли эмоций в человеческой деятельности. Среди средств эмоционального воздействия на обучающихся большая роль принадлежит личности педагога, его речи, выражающей его отношение к излагаемым явлениям, фактам, его увлечённости предметом, доброжелательного отношению к обучающимся.