Урок № Тема: Амперметр. Измерение силы тока.
Цель урока:
Объяснить назначение амперметра; показать способ включения амперметра в электрическую цепь; подтвердить непосредственными измерениями одинаковое значение силы тока во всех участках цепи при последовательном соединении проводников.
Оборудование:
Источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода.
Ход урока
Повторение.
Прежде чем преступить к выполнению лабораторной работы необходимо вспомнить основные определения и соотношения, изученные на предыдущих уроках:
-
Что такое сила тока?
-
Как выражается электрический заряд через силу тока?
-
Что принимают за единицу электрического заряда.(количества электричества)?
Изучение нового материала
Времена, когда ученые обнаруживали ток, пропуская его через себя, давно прошли. Теперь ток измеряют специальными приборами, которые называют амперметрами.
Н
а схемах амперметры условно обозначают:
Амперметр включают в цепь так, чтобы через него в 1 с проходил тот заряд, который проходит черт любое поперечное сечение проводников цепи. Такое включение называют последовательным.
Для включения амперметра в цепь соблюдают следующие правила:
-
Амперметр включают последовательно с тем элементом цепи, в котором измеряют силу тока.
-
Клемму амперметра со знаком «+» следует соединить с тем проводом, который идет от положительного полюса источника тока, клемму со знаком «-» соединяют с тем проводом, который идет от отрицательного полюса источника тока.
Для измерения электрических величин pрациональна следующая последовательность действий:
а) установить, для измерения какой величины используется данный прибор;
б) установить, на какое максимальное значение измеряемой величины рассчитан прибор;
в) установить, для какого тока (постоянного или переменного) можно использовать прибор;
г) определить цену деления шкалы прибора;
д) определить, какое значение измеряемой величины показывает прибор.
Примечание. Обратите внимание на знаки «+» и «-» на зажимах амперметра. Знак «+» следует соединить с плюсом источника тока, знак «-» - с минусом источника тока.
Нельзя присоединять амперметр к зажимам источника тока без какого- нибудь приемника тока, соединенного последовательно с амперметром. Можно испортить амперметр!
Домашнее задание: §38 учебника; вопросы и задания к параграфу; упр. 15; № 1261, 1263, 1264.
Лабораторная работа № 3
«Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках»
Цель работы: убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова.
Приборы и материалы: источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода.
Указания к работе
-
Соберите цепь по рисунку а. Запишите показание амперметра.
-
Затем включите амперметр так, как показано на рисунке б, а потом как на рисунке в.
-
Сравните все полученные показания амперметра. Сделайте вывод.
-
Нарисуйте в тетради схемы соединения приборов.
Пример выполнения работы
П
ри последовательном соединении проводников сила тока в любой точке цепи одинакова. Это значит, что в случаях а), б) и в) нашей лабораторной работы сила тока I будет постоянна. Проверим это на опыте.
а)I = 0,1 А.
б)I = 0,1 А.
Вывод: мы действительно экспериментально убедились, что сила тока в любой точке цепи при последовательном соединении проводников одинакова.
Дополнительное задание
-
Поочередно соберите цепи, изображенные на рис. 1. Запишите показания амперметра.
-
Сделайте вывод путем сравнения полученных показаний амперметра.
-
Поочередно соберите электрические цепи, изображенные на рис. 2. Запишите показания амперметра.
-
Сделайте вывод путем сравнения полученных показаний амперметра.
-
Ответьте на вопросы:
- Одинакова ли сила тока для всех проводников, соединенных последовательно? Параллельно?
-
Как выражается сила тока в цепи до ее разветвление через силы токов в отдельных ветвях разветвления?
Рисунок 1
Р
исунок 2